Пожалуй, нет таких тем, которые не затрагивает музыка. Не является исключением и тема смерти, ставшая одной из излюбленных в творчестве многих композиторов - «Ромео и Джульетта» Прокофьева, «Орфей и Эвридика» Глюка, симфонии Малера, Чайковского, «Песни и пляски смерти» Мусоргского и многие другие.
Подобно святому, который не приписывал себе чудодейственной силы, говоря, что он является лишь «инструментом» в руках Божиих и исполнителем Его воли, композитор считал себя посредником между людьми и тонким миром, выражая сакральную тайну Бытия посредством музыки.
Если проанализировать всё творчество великих композиторов, то в нём не найти иных тем, кроме как темы любви, ненависти, добра, зла, жизни и, конечно же, смерти. Именно тему смерти в музыке великих композиторов мы и рассмотрим. Почему же именно тема смерти так волновала умы многих музыкальных гениев? Ответ очевиден – смерть одно из немногих непреодолимых явлений, в огромной степени определяющей человеческую жизнь. И если редкий человек может уберечься от влияния любви, то от смерти уйти невозможно. Именно поэтому тема смерти затрагивает всех без исключения, сподвигая творческие натуры на выражение своего видения смертного часа посредством творчества.
Ввиду рассхождения мнений о смерти по причине наличия или отсутсвия веры, влияния временной эпохи или, как это было, например, в СССР, политической идеологии, композиторы осмысляли смерть по-разному. Попробуем выделить наиболее фундаментальные представления о смерти в музыке великих композиторов:
1. Композитор считает, что весь мир – творение Божье, полностью находящееся в Его воле и каждый человек играет в мироздании определённую для него роль. Следовательно, и смерть – ничто иное как промысел Божий. Именно поэтому в произведениях на тему смерти композитора с таким мировоззрением можно услышать звуки, подобные плачу – плачу близких о потере дорого человека, плачу души, расставшейся с телом и навсегда покидающей этот мир. Затем звуки плача постепенно меняют свой акцент в сторону светлой грусти, а потом радости – радости по поводу возвращения души в Небесную обитель к своему Творцу. Такое понимание смерти абсолютно соответсвует учению Церкви. Классическим примером выражения такого мировоззрения в музыке является Реквием Моцарта, Адажио Альбинони и многие другие музыкальные произведения на тему смерти той эпохи.
2. Композитор относится к смерти более атеистично, считая её отрывом человека от мира, полным одиночеством, разрушением связей с внешним миром, в результате которого рушится и внутренний. Смерть – одиночество, полная безысходность. Так трактовали смерть композиторы более поздней эпохи. Такое отношение к смерти выразил в своих знаменитых симфониях Шостакович, в которых музыка надрывна, полна ломанных звуков, отображая в себе всю полноту пессимистического отношения к смерти, где она понимается как небытие, крах, уничтожение, разрушение, одиночество.
3. Ну и, конечно же, невозможно не упомянуть о, пожалуй, самом знаменитом отношении к смерти, когда безжалостной старухе с косой противопоставляется любовь – всепобеждающая, вечная, нематериальная, а потому и неподвластная смерти. Потеря жизни здесь трактуется как переход от дольнего мира к Горнему, душа отходит на Небеса, поэтому любовь, являясь сферой не материальной, а духовной, продолжает жить. Следовательно, и жизнь продолжается. Стоит сказать, что это понимание смерти переплетается с первым, вышеприведённым, ведь любовь – это новая, одиннадцатая заповедь Спасителя – « Заповедь новую даю вам: да любите друг друга» (Евангелие от Иоанна, 13:34), и стоит выше всех остальных, кроме первой – возлюбить Бога. Но, так или иначе, любви отводится первое, главное место в мироздании. Христос учил: не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (Евангелие от Луки, 12:4) Следовательно, потерять тело, т.е. умереть, не страшно – ведь жива душа и это самое главное, а если в ней живёт любовь, то и она – бессмертна. Любовь – залог бессмертия души, ведь по Христианскому учению душа будет жива лишь соблюдая заповеди Божьи, а любовь – первая из них. И самым ярким примером такого осмысления смерти является «Ромео и Джульетта» Прокофьева.
Кто-то может возразить тому, что музыка является самым выразительным средством в рассматриваемой нами теме смерти. Такое возражение весьма не уместно. Не вдаваясь в рассуждения иных наук, возьмём за основу доказанную теорию, ставшую неоспоримым фактом – всё, что вокруг нас – есть вибрация. Всё вибрирует, всё движется. Вибрирует и сам человек пока живёт. Звук – это вибрация и, следовательно, музыка тоже. А потому вибрации музыки, доходя до человека, воздействуют на подсознание, которое всецело подчинено закону вибрации, безошибочно донося до него заложенную в музыке информацию. Предлагаю обратиться к другим видам творчества – например, живопись, танец, скульптура. Всё это показывает лишь образ смерти, воздействуя на воображение человека, вызывая те или иные ассоциации и чуства, которые у многих не развиты либо притуплены, либо у человека есть свои мыслеобразы о смерти. Следовательно, всё это не даёт понять до конца ту идею, тот смысл, который вложил в своё творение скульптор, художник или танцор с балетмейстером. К тому же зрителю попросту может не понравиться либо цветовая гамма, либо камень, либо танцор, исполняющий танец или его костюм. Всё это помешает восприятию увиденного. Музыка же имеет в себе неизменный и не зависимый от аранжировки мотив, проще говоря набор звуков, которые вибрируют. Например, классические произведения Моцарта не потеряют своей красоты в современной обработке. А, главное, мелодия останется той же, просто изменится стиль исполнения. И если кому-то не понравится классика в современной обработке, он может слушать ее в классическом оркестровом исполнении или в любом другом на свой вкус. Но, так или иначе, набор звуков (вибраций) останется неизменным и донесёт до человеческого подсознания заложенную в себе информацию независимо от социалного статуса слушателя и его образования. Обратите внимание, что есть множество музыкальных произведений, заставляющих либо плакать, либо ликовать как высокоразвитую интеллигенцию, так и простых смертных людей, порой даже необразованных. И если «цветовое восприятие» смерти у всех людей разное ( для кого-то смерть олицетворяет чёрный цвет, для кого-то белый и у разных народов траурная одежда разных цветов и форм), то восприятие музыки у всех одинаково – спад мелодии вниз, мелодия в низких тонах будет означать приземлённость, уход, смерть (траурный марш Шопена), а подъём, возвышенность звуков музыки – радость, счастье, любовь (свадебный марш Мендельсона). Исключением являются, пожалуй, африканские народы и то, что гармонично в слуховом восприятии среднестатистического европейца, будет дисгармонично в понимании африканца. Но этот народ стоит особняком, т.к. уровень его развития относится почти к первобытному, народ этот во многом не развит. И, быть может, вибрация звука, донеся до подсознания представителя данной народности нужную информацию, не будет воспринята им правильно и адекватно в силу неполноценного умственного развития.
Клинический психолог Газарова Е.А., изучая музыку, заявила, что сюжет для музыки не является непременным условием, что музыка сама по себе бессюжетна, поскольку апеллирует к состоянию, а не к мышлению. Отчасти с этим можно поспорить, ведь композитора вдохновляет на написание музыки какое-либо событие или настроение – любовь, смерть, ненависть и т.д. и он думает об этом, размышляя о том, как лучше выразить посредством звуков то или иное настроение. Вряд ли Мендельсон, сочиняя свадебный марш, думал о смерти, а Шопен, творя траурный марш, думал о веселье и любви. Так же нелепо было бы сказать, что они вообще ни о чём не думали. Любого композитора к написанию музыки сподвигает его настроение, мысли и образы. В зависимости от того, какие они, зависит и настроение музыки, её направленность и гармония. Сюжета, как в песне, в ней может и не быть, но написанной без темы, без смысла, «просто так» музыки не бывает.
А вот человеческая жизнь порой бывает бессмысленной, если она лишена любви, счастья и понимания. Абсолютно любое музыкальное произведение можно сравнить с человеческой жизнью – в нём так же есть рождение (вступление, начало), событийный ряд (так же как в жизни есть радость и горе, покой и волнение, в музыке есть различные моменты – минорные и мажорные, медленные и быстрые, тихие и громкие). В жизни человека бывают роковые события, определяющие и изменяющую всю последующую человеческую жизнь, пиковые моменты. То же самое есть и в музыке – настроение её может резко меняться: от спокойной она может переходить к волнительной и бурной, так же как и человеческая жизнь она может быть длинной или короткой, интересной или скучной, может оборваться на высоких нотах, не достигнув полноты развития (трагическая смерть), а может заканчиваться постепенно, пройдя все этапы от начала (рождения) до логического конца (естественная смерть), гармонично завершающего музыкальный ход событий.
Зубрицкий И.
Список литературы:
1)Тарасевич, Н.И. Социально-коммуникативная направленность жанра «реквием» Текст. / Н.И. Тарасевич // Музыкальное произведение в системе художественной коммуникации: межвуз. сб. — Красноярск: Красно-яр. гос. ун-т, 1989. С. 94 - 110.
2)Газарова Е. Э. Грани музыки и танатотерапии Электронный ресурс. — режим доступа: URL: http://www.w3c.org. Загл. с экрана.
3)Коляденко, Н.П. Музыкально-эстетическое воспитание: синестезия и комплексное воздействие искусств Текст. / Н.П. Коляденко / Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М. И. Глинки. Новосибирск, 2003.