Погребение викингов, как правило, осуществлялось в погребальной ладье, известной из археологических раскопок, по множеству саг, поэзии скальдов и свидетельству Ибн Фадлана.
Погребение осуществлялось в лодке или каменном корабле, где почившему осуществлялись подношения и жертвоприношения в соответствии с его земным статусом и родом занятий. После кремации на останках сооружали холм из камней и покрывали его землёй и дёрном. Получившийся курган считался жилищем умершего.
В могилу к умершему клали различного рода подношения. Они встречаются и в женских, и в мужских могилах. Их ценность и количество определялись социальным статусом почившего при жизни. Главной задачей погребения было обеспечить умершего возможностью сохранить свой статус в загробной жизни и не стать неприкаянной душой.
Бонды получали оружие и упряжь. Ремесленники могли также получать весь набор своих инструментов. Женщинам подносили украшения и орудия по уходу за домом. Также в могилу клали еду, напитки, животных и трэллов, чтобы всё это служило их хозяевам и дальше. Могила трэлла, вероятно, представляла собой не более, чем углубление в земле. Вероятно также, что его погребение осуществлялось так, чтобы он, с одной стороны, не превратился в драугра, а с другой стороны, мог служить своим хозяевам и после их смерти.
Погребения викингов могли быть весьма затратными, но ни курганы, ни подношения не считались потраченными впустую. Кроме того, что курган считался жилищем умершего, он также являлся монументальным свидетельством социального статуса его потомков. Влиятельные кланы Скандинавии демонстрировали свою силу на родовых кладбищах.
Курганы Борро в Вестфолле, например, относятся к династии Инглингов. В Еллинге, Дания Харальд Синезубый воздвиг курган в честь своих родителей, Горма и Тюры, и себя. В одном из них находился погребальный зал. Оба кургана, церковь и рунные камни в Еллинге свидетельствуют о важности погребальных ритуалов в языческий и раннехристианский период Скандинавии.
В Скандинавии также существуют общественные могильные поля. Они расположены рядом с крупными поселениями викингов, такими, как Бирка в Меларене, Хедебю в Шлезвиге и Холмы Линдхольма в Ольборге. Большое разнообразие форм и размеров встречается на Холмах Линдхольма. Там встречаются каменные корабли, треугольные, квадратные и круглые захоронения.
Несмотря на воинственные традиции викингов, в их верованиях существовал некоторый элемент страха смерти и всего, что с ней связано. Считалось, что если почивший не будет правильно похоронен и обеспечен, то он не найдет своего места в загробном мире. Такой блуждающий призрак мог посетить своих потомков в виде ревенана или драугра. Это могло быть знаком того, что скоро умрёт ещё один член семьи, а также иные бедствия. Во избежание этого требовалось правильно провести церемонию погребения.
Было типичным сожжение тел на погребальном костре, где температура могла достигать 1500 С°, что значительно выше температуры горения при современной кремации. Такой костер оставлял лишь несколько обуглившихся костей и расплавленный металл. Подобные костры сооружались так, чтобы столб дыма был как можно более массивным.
Снорри Стурлусон в своей Младшей Эдде упоминает погребальный ритуал с обрезанием ногтей умершего с целью не дать построить Нагльфар — корабль, который доставит армию ётунов на Рагнарёк. В «Круге земном» даётся общая концепция религиозных обрядов погребения: Один ... постановил, что всех умерших надо сжигать на костре вместе с их имуществом. Он сказал, что каждый должен прийти в Вальхаллу с тем добром, которое было с ним на костре, и пользоваться тем, что он сам закопал в землю. А пепел надо бросать в море или зарывать в землю, а в память о знатных людях надо насыпать курган, а по всем стоящим людям надо ставить надгробный камень. ... Люди верили тогда, что, чем выше дым от погребального костра подымается в воздух, тем выше в небе будет тот, кто сжигается, и он будет тем богаче там, чем больше добра сгорит с ним.
— Сага об Инглингах, Круг Земной.
Часто смерть изображали как сексуальный акт между почившим и проводником смерти — Хель или Ран и её девять дочерей, которые забирали почивших в море. Подобные аллегории были не просто шалостями скальдов, так как они встречаются в самых ранних поэмах. В произведении IX века, Инглингтала, встречается несколько стансов, где утверждалось, что конунг в «объятьях Хель».
Некоторые картинные камни на Готланде, упоминающие смерть, такие как Стура-Хаммарский камень, представляют собой двух-, трёхметровый фаллический символ. Как правило, эти камни содержат определённый мотив в верхней части — сцену встречи мужчины на Слейпнире в загробном мире женщиной. Она подаёт ему рог. В такой манере изображали почивших вождей и героев.
Вероятно, традиция связывать смерть и секс — является у скандинавов древней. Найденные, в основном на юго-западе Норвегии, 40 белых камней в форме фаллоса, установленные на вершине курганов, датируются V веком. Возможно, что смерть требовала ещё немного жизненной энергии, или это символизировало, что живые черпают жизненную энергию у мёртвых. Также это могло означать, что жизнь и смерть имеют общее начало, и что смерть человека обеспечивала дальнейшее процветание его потомков.
На седьмой день после смерти, люди отмечали сьюунд (др.-сканд. sjaund) или погребальный эль, так как обряд включал в себя распитие хмельных напитков — сюмбел. Проведение этой церемонии завершало земной путь усопшего. Только после её проведения наследники могли предъявить права на наследство, и если почивший был главой семейства, то происходила смена власти в семье.
Подобный обряд засвидетельствован на разбросанных по Скандинавии рунических камнях, таких как: Хиллерсьёский рунический камень , Хёгбийские рунические камни и Тюнский рунический камень .
Согласно традиции северного язычества считалось, что если всё сделано правильно, то после смерти усопший отправляется в одно из загробных мест:
-в Хэльгафёлл (др.-сканд. Helgafjell) — священную гору, где усопшие вели ту же жизнь, что и на земле. Как правило, этим местом считалась ближайшая к общине гора. Она была столь священна, что, прежде чем смотреть в её сторону, следовало вымыть лицо;
-в Хель попадали умершие от старости или от болезней. Вероятно, под влиянием христианской традиции хель стали изображать как мрачное место, хотя есть свидетельства, что там могли устраиваться и богатые пиры, например, см. «Сны Бальдара». Некоторые воины перед смертью протыкали себя копьем, чтобы обмануть Хель и попасть в Вальхаллу;
-в Вальхаллу Один при помощи валькирий собирал половину воинов, павших в бою, где они готовились к решающей битве — Рагнарёк, сражаясь друг с другом и воскресая вновь;
-в Фолькванг попадала вторая половина павших в бою, под руководство богини Фрейи.
Погребение викингов
29.08.2016
Смотри также
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Опрос дня
26.01.2023
22.01.2023