Бахаи – это самая молодая из мировых религий, основанная в XIX веке. Наш рассказ о похоронных традициях этой религии.
Но вначале немного о самой религии.
Учение бахаи (от арабского «Баха» - «слава», «свет», «блеск», «великолепие) основано на учениях Баба и Мирзы Хусейн Али (назвавшегося Бахауллой). Главные темы: единство Бога, единство религий и единство человечества. Напоминая об аналогичных учениях прежних явлений Бога. Символ – девятиконечная звезда.
Кто такие Баб и Бахаула?
Храм бахаи в Нью-Дели
Баб (1819-1850)
Титул Сейида Али Мухаммада Ширази – основателя религии.
Начало развития религиозного движения, сосредоточенного вокруг Али-Мухаммада, традиционно связывают с ночью 22 мая 1844 года, в которую состоялось обращение Муллы Хусейна Бушруи, первого из того узкого круга первых последователей Баба, которые впоследствии стали известны как «Буквы Живого».
Усыпальница Баба на горе Кармель в Хайфе
Бахаулла (1817-1892)
Бахаулла родился в 1817 г. Тегеране в семье одного из министров шаха. В 1844 г. присоединился к движению баби (учение Баба) и стал одним из его ярких лидеров, за что был заключен в тегеранской тюрьме Сиях-Чаль (где, согласно вероучению бахаи, у него было Откровение), затем находился в ссылке в Багдаде, после чего два года провел в отшельничестве в пустыне Сулеймания. В 1863 г., перед отправлением из Багдада в ссылку в Константинополь, Бахаулла объявил себя пророком, о пришествии которого говорил Баб. После Константинополя Бахаулла был отправлен в Адрианополь, а затем, в 1868 году, в крепость Акка (Палестина). После смягчения тюремного режима перебрался в Бахджи, где умер от лихорадки и похоронен в 1892 г.
После смерти Бахауллы, согласно завещанию, движение бахаи возглавил его сын Аббас Эффенди, известный как Абдул-Баха (1844 – 1921).
Бахаулла
Шоги Эффенди Раббани (1897 – 1957)
После смерти Абдул-Баха, согласно завещанию, движение бахаи возглавил его внук Шоги Эффенди Раббани, вошедший в историю движения бахаи как Хранитель Веры,
выступая в роли толкователя Откровения бахаи, подробно и убедительно описал Миропорядок, предписанный этим Откровением. Еще в начале своего служения, ознаменовавшего эпоху становления Веры, он говорил о «бесценных элементах той Божественной цивилизации, создание которой является важнейшей задачей Веры Бахаи». В те годы он написал ряд посланий на эту тему, называемых обычно «письмами о Миропорядке».
Шоги Эффенди перевел некоторые основные произведения Бахауллы и Абдул-Баха с арабского или персидского на английский.
Он также спроектировал строительство Всемирного Центра Бахаи, Усыпальницу Баба в Хайфе, а также Святилище Бахауллы в Акко.
С 1963 г. движением бахаи руководит находящийся в Хайфе (Израиль) Всемирный Дом Справедливости, состав которого последний раз был переизбран в 2008 году.
А теперь непосредственно о смерти и похоронах.
Шоги Эффенди Раббани
Завещание
Прежде всего, с вопросом о смерти связано написание завещания.
«Всякому вменяется в обязанность написание завещания. Пишущий завещание должен украсить начало его Величайшим Именем, свидетельствовать в нем о единосущности Бога в Рассвете Его Откровения и упомянуть, по желанию своему, о том, что достойно похвалы».
В завещании бахаи может распоряжаться своим имуществом, как ему угодно, конечно, в пределах допустимого законом, а также при условии, что уплачены все долги и обеспечена необходимая сумма на похороны.
Следует особо оговорить свое желание быть похороненным по обряду Бахаи .
Завещание считается священным, и если верующий завещает Собранию сделать что-нибудь, оно должно осознавать свою ответственность. Однако неразумные требования могут быть отклонены: например, такие пожелания, которые возлагают на Собрание чрезмерное финансовое бремя или такие, которые могут повредить интересам и репутации Веры. Если в завещании содержатся пункты, противоречащие Закону Бахаи, Собрание должно признать их недействительными и не исполнять их. Если, согласно закону государства, это влечет за собой потерю Собранием прав быть исполнителем завещания вообще, Собрание должно отказаться от этого права полностью. Собранию не следует разрабатывать некую «образцовую форму» завещания. Каждый верующий должен составлять его самостоятельно.
Правила проведения похорон
Церемония похорон должна быть как можно проще, не следует вносить в нее дополнительных ритуалов или обычаев. Нужно особо опасаться того, что в среде верующих возникнет какая-то система жестких ритуалов или традиций. Помимо подготовки тела к погребению вся церемония, в сущности, состоит только из соборной Молитвы по усопшему, которая приводится во всех изданиях священных книг. Вот текст этой молитвы:
«О мой Боже! Сие есть Твой слуга и сын Твоего слуги, уверовавший в Тебя и в знамения Твои и обратившийся к Тебе в полном отрешении ото всего, кроме Тебя. Воистину, из всех являющих милость Ты - наимилостивый.
Поступай с ним, о Ты, Кто прощает грехи человеков и скрывает проступки их, как подобает небесам Твоей щедрости и океану Твоей благодати. Дозволь ему вступить в пределы Твоей совершенной милости, что была прежде, чем были сотворены земля и небо. Нет Бога, кроме Тебя, Вечно Прощающего, Прещедрого».
После этого читающий молитву должен шестикратно повторить приветствие: «Алла-у-Абха», а затем повторить по девятнадцать раз каждый из следующих стихов:
Все мы, воистину, поклоняемся Богу.
Все мы, воистину, склоняемся пред Богом.
Все мы, воистину, преданы Богу.
Все мы, воистину, воздаем хвалу Богу.
Все мы, воистину, возносим благодарения Богу.
Все мы, воистину, терпеливы в Боге.
Если молитва читается по усопшей, читающий должен заменить мужской род на женский и сказать: «Сие есть служанка Твоя и дочь служанки Твоей...» и т. д.).
В других молитвах этого делать нельзя и они должны читаться так, как явлены. Эта обязательная Молитва по усопшему читается одним человеком, хотя и называется соборной молитвой, то есть такой, которая совершается совместно. Ее читает один человек, все остальные стоят молча. Эта Молитва произносится на похоронах бахаи старше 15 лет.
По обычаям бахаи запрещается перевозить тело более, чем на расстояние часа пути от места смерти. Транспорт может быть любой, важно, чтобы это было именно не больше часа по времени. Расстояние может исчисляться от границы города, поскольку «местом смерти» можно считать город, а не только дом, где человек умер.
Тело должно быть обязательно похоронено, а не кремировано.
Перед похоронами тело должно быть заботливо обмыто и завернуто в белую материю, предпочтительно в шелк (пять отдельных кусков). Если не позволяют средства, можно взять хлопчатобумажную материю и даже ограничиться одним куском. Бальзамирование не допускается.
Гроб должен быть из хрусталя, камня или твердого хорошего дерева. В письме от имени Шоги Эффенди приводится такое объяснение этому:
«Баб велел нам хоронить умершего в шелке (если возможно) и в гробу из хрусталя. Почему? Потому что тело, хотя ныне и ставшее прахом, было в свое время возвышено через бессмертную душу человека!»
Вот что говорит Сам Бахаулла:
«Господь повелел, чтобы усопших хоронили в гробах из хрусталя, твердого и прочного камня или хорошего долговечного дерева, и на пальцы им надевали кольца с гравировкой. Он, воистину, Верховный Устроитель, обо всем Ведающий».
Еще один ритуал бахаи – обязательное надевание кольца на палец умершего.На кольце должна быть надпись: «Начало мое в Боге, и к Нему возвращаюсь я, отрешась ото всего, кроме Него, крепко держась за Имя Его Милостивый, Сострадательный».
При положении во гроб тело усопшего должно лежать ногами в сторону Бахджи.
Похороны у бахаи
Для справки
Бахджи – главная святыня для последователей религии бахаи. В переводе с арабского означает «восхищение») - имение, главное здание которого было построено в 1821 году для Абдаллы-Паши, тогдашнего правителя Акко.
В 1892 году 29 мая Бахаулла (Мирза Хусейн Али) скончался и был похоронен в Бахджи. Его усыпальница – Святилище Бахауллы – самое святое место для бахаи, куда они ежедневно обращают свои молитвы. Святыня постепенно окружалась и украшалась садами, доступными для посещения всеми желающими.
Святилище Бахауллы в Акко
Если смерть произошла во время путешествия по морю, и нет возможности никакими способами достичь земли менее, чем за час пути, можно следовать морским обычаям похорон (опустить тело в море). Однако все же будет гораздо лучше, если тело будет предано земле.
На могиле можно устанавливать надгробный камень. Вот что сказал Шоги Эффенди в письме, написанном от его имени:
«Установка надгробного камня не имеет другого смысла, кроме как подчеркнуть нашу глубочайшую уверенность в том, что наши души приходят от нашего Творца и к Нему возвращаются, и что в Него мы верим и на Него уповаем».
Хранитель полагал, что Величайшее Имя в любой форме слишком свято для того, чтобы помещать его на надгробных камнях. Вполне подходит для этой цели 9-конечная звезда, а также уместная цитата из Священных Писаний. Если надгробный камень уже установлен и на нем использовано Величайшее Имя, то, как говорит Шоги Эффенди, «естественно», что все можно так и оставить. Устанавливают памятники и склепы семьи усопших и все расходы тоже несут они.
После смерти близкого можно (и даже, в общем-то, нужно) проводить поминальные встречи, однако Хранитель предупреждает против следования традициям прошлого (имеются в виду, вероятно, поминальные встречи на девятый, сороковой и т. д. дни). Следует, как он говорит, лучше показывать образ жизни бахаи и утверждать независимый характер Веры.
Бахаи не запрещено завещать свое тело для медицинских исследований. Нужно особо упомянуть об этом в завещании и подчеркнуть, что усопший делает это, поскольку желает послужить благу человечества и после смерти.
Однако в Писаниях не говорится ничего конкретного о пересадке органов и Всемирный Дом Справедливости не желает в настоящее время делать никаких заявлений по этим пунктам.
В Вере бахаи (как, впрочем, и в других религиях) запрещено самоубийство. Всякий самоубийца наносит вред своей душе и будет страдать духовно в результате этого в иных, Запредельных Мирах.
Однако бахаи, совершивший самоубийство, не перестает от этого считаться бахаи; он также должен быть похоронен по обряду Бахаи и за него следует так же молиться, как и за других усопших.
Шоги Эффенди в письме, написанном по его поручению, так говорит нам о скорби, связанной со смертью близкого человека:
«...Он был очень опечален, услышав о Вашем горе и трудностях. Если единственная причина этого – смерть Вашего сына, то это не совсем оправданно, по крайней мере, в свете учения Бахауллы. Он ясно заявил, что если бы мы обладали достаточной зоркостью, чтобы видеть мир иной, и разумом, способным представить его славу, мы не пожелали бы остаться здесь даже на мгновение. Человеку назначено Богом пройти дорогой духовного развития, уходящей в вечность. Его жизнь на этой земле – только первая стадия этого развития. Когда мы перерастаем нашу физическую форму и Бог считает, что мы уже готовы собрать плоды нашего духовного развития, мы отправляемся в мир иной. Мы называем это смертью исключительно по причине нашей близорукости. Более правильным термином была бы «более изобильная жизнь». Это наш шаг вперед. Таким образом, в свете учения, правильным отношением для Вас было бы молиться о том, чтобы Бог окружил Вашего сына Своими беспредельными благословениями, чтобы Он ускорил его развитие и даровал ему то благоденствие, которое ожидает всякую... душу».