Рано или поздно мы все умрем. Такова жизнь. И хотя считается, что покойнику уже все равно, каждому бы хотелось, чтобы его похоронили достойно. Но «достойно» — понятие неопределенное, потому что способов проводить усопшего в мир иной человечество придумало очень много. И с каждым способом связаны национальные и религиозные обычаи, а также фантазии отдельных людей…
Почему Ленин не Христос
Как похоронить человека «правильно»? Сегодня такая постановка вопроса звучит несколько странно, потому что все зависит от свободного выбора. Хотите соблюсти
Тем не менее уже не первый год продолжаются споры вокруг мавзолея Вождя мирового пролетариата. Там покоится мумия Владимира Ильича
Если не касаться политической стороны проблемы, а сосредоточиться исключительно на
Особого внимания заслуживает тот аргумент, что захоронение мумии в мавзолее вполне находится в соответствии с христианской традицией, поскольку и самого Христа так хоронили. Но Христа похоронили по иудейскому обряду, а христианские традиции сильно менялись от страны к стране и от эпохи к эпохе. Но есть и ещё
Во время раскопок близ иранского города Хамадан — раньше на этом месте находилась столица Мидии Экбатан — было обнаружено много захоронений людей, уложенных в позе эмбриона. Около них оставляли немного еды, веря, что всем, похороненным так, суждено родиться вновь в той же самой позе. Фото ( |
Берите, ядите!
Хоронить близких — исключительно человеческая особенность. Как бы близко ни располагались его прямоходящие предки на эволюционном древе, ни у кого из них подобного не замечалось. Умерших и погибших просто бросали, не испытывая при этом никаких эмоций.
Однако в некоторых случаях древние предки нарождающегося человечества поступали с покойными неожиданно просто — его съедали, достигая одновременно двух целей: избегали призрака голодной смерти и уберегали тело умершего от посмертного надругательства. Довольно часто археологи находят тщательно объеденные и расщепленные кости предков человека прямо в пещерах, где те жили и умирали.
Древние люди были чистые прагматики, но спустя многие тысячелетия каннибализм стал похоронным ритуалом. Это был способ доказать, что покойный будет вечно жить в сердцах родных и близких, попав туда через их желудки. А если серьезно, то мозг почтенного патриарха племени съедали, видимо, с целью приобщиться к его великой мудрости. Подобное «уважение» оказывалось также убитым на войне врагам — через съедение их мужественных сердец.
Есть гипотеза, что традиция поминального обеда — это окультуренный обычай тех невероятно древних времен, когда на поминках вкушали не окрошку и пирожки, а самого покойного. Однако в отдельных районах земного шара подобные мероприятия, шокирующие современного человека, происходили не так уж и давно.
Видимо, ритуальный каннибализм был заменен поминальными пирожками в немалой степени
И пока споры о древних корнях ритуала христианского причастия продолжаются, в сегодняшней Индии каннибалы выходят под покровом ночи подкрепиться жареной человечиной, которую выкапывают из пепла погребальных костров. Нет, это не доведенные до отчаяния бедняки и не представители одного из самых отсталых племен, которые ещё сохранились в этой стране чудес. Агора — это необычная секта, члены которой приближаются к просветлению путем поглощения самой необычной пищи: экскрементов, мяса павших животных и умерших людей. «Это единственный путь, позволяющий мне понять, что соединяет душу с Богом», —
Индия. Погребальные костры на берегах Ганга. Фото ( |
Верная жена
На пышном погребальном костре хоронили не только в Индии — древние славяне, германцы, греки и римляне отправляли своих усопших в иной мир в языках пламени. Считалось, что при сжигании тела душа вместе с пламенем исходит из тела и отлетает на небо.
У славян простых общинников кремировали на груде дров или хвороста, вождей и князей — в специальных срубах, лодках или колесницах, поливая их благовонными маслами. В языческие времена Древней Руси практиковалось сожжение князя в плывущей по реке ладье, таким образом объединяли сразу два ритуала — кремация и отправка покойника по «реке вечности». При этом иногда на костер отправляли слуг, рабов и жен вождя, а во время великих войн отправляли на тот свет ещё и пленных врагов. Пленным предварительно разбивали голову, а вот родственники и свита могли пойти в огонь живьем, чтобы доказать свою любовь к покойному. Впрочем, надо полагать, что в случае отказа их ожидала большая немилость преемника вождя.
С подобным жестоким обычаем, обрядом сутти (сати, в переводе — «верная жена») — до сих пор борются власти Индии.
Сожжение одновременно с мужем называется
В конце XVIII века, когда парижские кладбища оказались переполненными, городские власти приняли решение о переносе костей в каменоломни. Сейчас эта гигантская подземная «братская могила» стала одной из самых посещаемых туристами парижских достопримечательностей. Фото ( |
Впервые запретить обряд сутти попытались англичане — ещё в 1829 году. Однако это оказалось непросто. Конечно, неистово верных и верующих вдов в Индии осталось не так и много — в год регистрируют только несколько сотен подобных случаев. Но власти страны нацелены на полное его искоренение: любителям древних традиций сейчас грозит штраф до 50 тысяч рупий или тюрьма — от трех лет до пожизненного заключения.
Однако кремация самих покойных, конечно, остается самым распространенным в Индии способом погребения. Если
Христиане довольно долго отрицательно относились к кремации.
Поэтому на кремацию христианская Европа отважилась только в XIX веке, задыхаясь от недостатка мест на кладбищах — из могил которых, бывало, выбрасывали останки старых покойников, чтобы захоронить новых. Проблему с христианской традицией сохранения праха решили просто — установив традицию бережно собирать его в урны, что обеспечивалось специальной конструкцией крематория, разработанной в 1878 году немецкими инженерами Юлиусом Бертухом (Julius Bertuch) и Карлом Генрихом Штиром (Carl Heinrich Stier).
Спят курганы темные
Первые могилы представляли собою обычную кучу камней — покойного заваливали ими, чтобы до него не добрались любители мертвечины. Подобным образом ещё в XIX веке хоронили на Диком Западе, где копать могилы часто бывало некогда и нечем.
В дославянском периоде истории население Восточной Европы так же предпочитало захоронения. Огромные территории от Днепра до Волги покрыты бесчисленными курганами кочевых народов, самые впечатляющие из которых принадлежат скифам. При похоронах царей и скифской знати погребальные сооружения опускали в грунт на 10–12 м и сверху устраивали насыпи до 20 м. Камеры, где находились тела усопших, соединялись с выходными ямами при помощи подземных коридоров. Отдельно (но под общей насыпью) устраивались могилы для слуг (оруженосцев, виночерпиев
Фото ( |
Помимо курганов археологи находят и гораздо более древние могилы, конструкция которых дала название этим сгинувшим во мраке тысячелетий культурам: ямная, катакомбная, срубная.
Но и самые большие и богатые курганы Южной России и Украины — небольшие скромные могилки по сравнению со всем известными египетскими пирамидами или легендарной гробницей императора Цинь Шихуанди (
Легенды говорят, что могила великого объединителя китайских земель Циня Шихуанди (
Когда археологи начали раскопки большого кургана, то обнаружили под ним стройные ряды терракотовых статуй древнекитайский воинов — 7500 каменных стражей Циня.
Смиренное кладбище
На фоне подобных
А в районах вечной мерзлоты России и Северной Америки можно найти необычные кладбища, где покойных не зарывали в землю — которая зимою смерзается до твердости бетона, а летом растаивает в хлюпающую жижу. Вместо этого прямо на поверхности сколачивали деревянные
Две из трех мумий, найденных в 1999 году на вершине Льюльяйльяко (Llullaillaco) в Чили. 500 лет назад трех самых красивых и физически здоровых подростков принесли в жертву инкским богам в ходе религиозного ритуала капакоча (capacocha). Уснувшими их усадили в пещере, где они и замерзли до смерти. Благодаря сухому, разреженному и холодному горному воздуху их тела сохранились в уникальной целости. Фото: University of Graz |
Изящные каменные склепы европейских кладбищ — следствие дороговизны земли и желания упокоить всех родственников вместе. И если богачи могли позволить себе целую пещеру, вход в которую начинается с изящных ворот, то горожане победнее довольствовались небольшим вертикальным склепом. Сбоку его каменной платформы есть окошко, через которое один на другой постепенно опускали гробы.
Кроме этих, освященных традицией или религиозными культами технологий захоронения умерших, существует множество куда более изощренных. Есть люди, придумывающие для себя особые оригинальные способы. Так что за критикой мавзолейного захоронения следует, видимо, искать не заботу об исторической правде, а