В конце ХVIII в. английский анатом Джон Хантер (1728–1793) впервые научно сформулировал концепцию замораживания тел для их сохранения.
Современная идея сохранения человеческого тела, используя состояние анабиоза, первоначально возникла у писателей-фантастов.
В частности, Порфирий Бахметьев (1860–1913) – сын поволжского крестьянина, человек разнообразнейших научных интересов, доктор наук, профессор Софийского университета, написал несколько трудов, которые сам называл «научными фантазиями».
В работе «Рецепт дожить до XXI века», опубликованной в 1901 г., он высказал мысль об использовании явления анабиоза для продления человеческой жизни и для «путешествия в будущее».
Под влиянием научных работ и идей Бахметьева Владимир Маяковский (1893–1930) написал пьесу «Клоп», главный герой которой был случайно заморожен в 1929 г., а через 50 лет найден, разморожен и оживлен.
Мы уже писали о выдающемся враче Н. М. Амосове и его уникальном эксперименте по преодолению старости. Однако мало кто знает, что он является также автором научно-фантастического романа «Записки из будущего» (1965).
Главный герой романа неизлечимо болен и решает за оставшийся небольшой срок жизни создать установку для анабиоза с тем, чтобы «заморозиться» до того времени, покуда медицина не найдет средство победить лейкемию.
Герой просыпается в 1991 г., спустя 22 года, но не может найти себя в новом высокотехнологическом роботизированном мире.
Из опубликованного продолжения романа (1967) становится ясно, что эксперимент все же удался и герой воскрешен.
Ряд ученых предложили для сохранения тела с целью его последующего оживления и лечения метод холодового анабиоза, т.е глубокого замораживания сразу после смерти человека.
Так под влиянием идей фантастов, научных достижений в области биологии, нейробиологии, информатики возникла идея криостаза.
Криостаз
Криостазом называют сохранение в неизменном состоянии биологических объектов путем их замораживания до ультранизких, криогенных температур.
Было высказано ключевое предположение о том, что повреждения клеток, происходящие на начальных стадиях смерти и при дальнейшем замораживании, не могут быть настолько велики, чтобы наука будущего не могла их восстановить.
В ходе дальнейших исследований было заново открыто действие глицерина как криопротектора. Стало возможным безопасно замораживать небольшие фрагменты тканей и клетки млекопитающих и человека. Это дало новый импульс развитию криобиологии.
Тогда же сложилось представление о старении как о процессе постепенного ухудшения функционирования организма на клеточном и молекулярном уровне.
В 50-х годах прошлого века уже многие ученые, работающие в этом направлении, стали высказывать мысль, что наступит время, когда возможно будет успешно замораживать и размораживать человеческие тела, а также хранить их в практически неизменном состоянии в течение очень долгого времени.
Вскоре криогенные технологии охлаждения газов до сверхнизких температур, до жидкого состояния стали применяться в промышленных масштабах, что стало еще одним толчком к реализации идеи замораживания человеческого тела.
Появилась возможность сохранения биологической плоти человека путем глубокой заморозки.
Крионика
Возникновение крионики как самостоятельной науки в первую очередь связано с деятельностью профессора физики колледжа Хайленд-парк (штат Мичиган, США) Роберта Эттинджера и с его книгой «Перспектива бессмертия», вышедшей в 1962 г. Книга произвела сенсацию в научном мире.
Вскоре после этого выяснилось, что другой американец, Эван Купер, в 1962 г. также частным образом опубликовал книгу близкого содержания «Бессмертие: физическое, научное, сейчас».
Эттинджер и Купер познакомились. Вместе с другими заинтересованными людьми они в 1963 г. основали в Вашингтоне Калифорнийское крионическое общество.
Ученые определяли крионику как область научно-практической деятельности, которая объединяет в себе криобиологию, криогенную инженерию и практику клинической медицины с целью разработки и применения криостаза.
Крионикой также принято называть длительное сохранение тела человека в состоянии глубокого охлаждения, обычно при температуре жидкого азота – минус 196°С.
В этом процессе используется криопротектор – специальное вещество, препятствующее образованию в клетках микроскопических кристаллов льда, тем самым клетки защищаются от повреждения при их замораживании.
В 1967 г. крионическое общество осуществило первое замораживание в истории человечества, произведенное «по всем указанным выше правилам». Первым пациентом стал американский профессор психологии Джеймс Бедфорд (1894-1967).
В настоящее время в США работают четыре крионические фирмы, крупнейшие из которых – «Институт крионики» (Cryonic Institute), «Алькор» и «Лайф Экстеншн».
Первым пациентом американского Института крионики стала Рэя Эттинджер – мать профессора Роберта Эттинджера.
Американская компания «Лайф Экстеншн» в штате Аризона по данной технологии заморозила уже 74 человека.
Немецкий профессор из Гамбурга Клаус Самес собирается воскреснуть через 150 лет. Ученый, которому исполнилось 75 лет, планирует заморозить себя в надежде, что специалисты будущего смогут его оживить.
Процесс, которому планирует подвергнуть себя пожилой исследователь, называется криоконсервация.
Он заключается в том, чтобы заморозить живой организм, а затем восстановить его биологические функции.
Планируется, что сначала тело Клауса Самеса охладят до температуры минус 196 градусов. Затем юристы будут обязаны официально зафиксировать смерть его мозга.
После этого у ассистентов профессора будет всего пять минут, чтобы поместить его тело в ванную со льдом.
Если помощники Самеса опоздают хотя бы на минуту, грандиозный эксперимент провалится – клетки ученого начнут разлагаться, и вернуть его к жизни станет невозможно.
В случае удачного завершения второго этапа криоконсервации тело Клауса Самеса в специальном холодильнике отправят в американский город Клинтон-Тауншип, штат Мичиган, где находится штаб-квартира компании «Институт крионики» (Cryonic Institute).
Немец уже подписал с ней контракт на воскрешение. Сотрудники фирмы откачают из вен профессора кровь и заменят ее специальным физраствором.
Таким образом, клетки ученого застынут и будут ждать, пока их научатся размораживать. По мнению Самеса, на это у человечества уйдет полтора века.
"Я на сто процентов отдаю себе отчет в том, что я делаю. У меня с головой все в порядке", — заявил профессор, который почти всю жизнь изучал геронтологию, а
Вопросами крионики, по словам самого профессора, он начал интересоваться с 1995 г. и почти через двацать лет, будучи в здравом уме, принял такое оригинальное решение.
За разморозку тела через 150 лет, Клаус Самес заплатил «Институту крионики» (Cryonic Institute) 21 тысячу евро. Транспортировка тела из Германии в США обойдется еще в 14 тысяч евро.
Крионика в России
В России одним из первых, кто пытался на практике реализовать идею сохранения человеческого тела путем его заморозки был человек совершенно необычной судьбы, ученый физик Термен Лев Сергеевич (28 августа 1896 г. – 3 ноября 1993 г.).
Термен Л.С. обладал божественным, волшебным даром изобретателя. При жизни его называли человек, который мог все.
Самым главным его всемирно известным изобретением был электромузыкальный инструмент терменвокс, от которого пошла вся современная электронная музыка.
Кроме того, он изобрел ритмикон, терпситон, охранную сигнализацию, уникальную систему подслушивания «Буран»4, первую в мире телевизионную установку – электрического дальновидение (1926 г.) и др.
Активно работал над созданием системы распознавания речи, идентификацией голоса в криминалистике, занимался военной гидроакусткой и др.
По вкладу в развитие современной мировой науки его сравнивают с великим русским физиком, одним из изобретателей радио Поповым А.С. (1856-1906) и выдающимся американским изобретателем Томасом Эдисоном (1847-1931).
Круг его научных интересов был весьма широк. В частности, Лев Сергеевич одно время был серьезно увлечен идеей борьбы со смертью.
Он штудировал работы по исследованию клеток животных, замороженных в вечной мерзлоте. Размышлял над тем, что будет с людьми, если их заморозить, а потом разморозить. Серьезно занимался разработкой возможной технологии заморозки человеческого тела.
В январе 1924 г., когда стало известно о смерти В.И. Ленина, ученый послал своего помощника в Горки с предложением заморозить тело вождя, чтобы спустя годы, когда технология размораживания будет отработана, воскресить его из мертвых на радость потомкам.
Но помощник вернулся с печальным известием о том, что внутренние органы уже изъяты и тело подготовлено к бальзамированию. С тех пор Термен Л.С. оставил тему исследования возможности заморозки тела и оживления человека.
А спустя десятилетия его идея получила воплощение в Америке, и как мы отмечали выше ныне десятки уже замороженных счастливцев ждут своего воскрешения.
Следует отметить, что сам Термен Л.С. стал долгожителем и прожил 97 лет.
В современной России первая компания в сфере крионики «КриоРус» была образована в 2005 г. как проект общественной организации «Российское трансгуманистическое движение».
На сегодняшний день «КриоРус» является ведущей и единственной в Европе крионической компанией, которая имеет собственное хранилище.
Первое хранилище было открыто в поселке Алабушево Зеленоградского района Московской области в 2006 г. В 2012 г. хранилище было передислоцировано в Сергиево-Посадском районе Московской области.
Компания хранит в жидком азоте тела своих «криопациентов» — умерших людей, и животных. По данным компании по состоянию на середину 2016 г. было подписано 200 контрактов на предоставление крионических услуг.
С начала функционирования компании был заморожен 51 человек, 20 животных, в том числе 7 собак, 8 котов и кошек, а также 4 птицы и шиншилла. Кроме того, в глубоко замороженном виде хранятся образцы ДНК людей и животных.
14.3. Проблемы криоконсервации биологического тела
На сегодняшний день ни одна из действующих криофирм не может дать 100%-ной гарантии того, что в будущем ее пациенты обретут новую жизнь.
Потому что существует серьезный риск повреждения клеток человека кристаллами льда, которые образуются при замораживании.
И сегодня криобиологи ведут поиск эффективных криопротекторов, предотвращающих кристаллизацию внутриклеточной жидкости.
Важный вопрос, стоящий перед учеными при криосохранении, – это подбор оптимальной скорости охлаждения тела. Для того чтобы избежать образования кристаллов большого размера, необходимо охлаждать жидкость достаточно быстро.
В этом случае ее вязкость увеличивается настолько, что образуется твердое стеклообразное вещество. Это явление получило название витрификация (стеклование).
Ученые считают, что если удастся охладить клетки до температуры стеклования, они смогут сохраняться в таком состоянии неограниченно долго. А полученные при этом повреждения окажутся несравненно меньше, чем при охлаждении с кристаллизацией.
Вторая проблема – сохранность тела. Как можно быть уверенным, что замораживание пройдет для тела бесследно и впоследствии будет возможным восстановление его функций?
Если пациент мертв, то как можно вернуть к жизни умершие клетки его организма? Ответить на эти вопросы можно, если понять механизмы, которые происходят в организме во время смерти.
Как правило, смерть организма наступает в результате того, что какой-либо жизненно важный орган или система органов перестает нормально работать из-за болезни или травмы.
Далее обычно следует остановка сердца. И как следствие этого прекращается снабжение мозга кислородом.
Остановка сердца и прекращение дыхания классифицируются как клиническая смерть. После того, как кислород перестает поступать в мозг, его клетки постепенно начинают умирать. Этот процесс может длиться до четырех часов.
Четверть нейронов остаются жизнеспособными даже через сутки. А при понижении температуры тела до 20–25 градусов временные рамки процесса «угасания» мозговых клеток существенно раздвигаются.
Такое охлаждение используют в хирургии для проведения операций, требующих прекращения сердечной активности, например, на сердце или мозге, без подключения аппаратов искусственного сердца и легкого.
Затем наступает биологическая смерть – необратимое изменение органов и тканей организма. До этого времени, в промежутке между клинической и биологической смертью проведение реанимационных процедур еще может вернуть человека к жизни.
Однако, как показывают исследования, и после наступления биологической смерти многие клетки мозга, а также нервные клетки еще остаются живы.
Поэтому можно предположить, что информация, описывающая человека как личность, и после его биологической смерти сохраняется еще в течение нескольких часов, а может быть, и дней. Исчезновение этой информации будет означать информационную и окончательную смерть человека.
Ее точный момент современная наука определить пока не в состоянии. Чтобы сохранить информацию о личности, мероприятия по криосохраниению тела должны начаться как можно скорее после биологической смерти пациента.
После этого остается только дожидаться развития науки, достижения которой смогут оживить сохраненное тело.
Известный российский геронтолог, академик Владимир Фролькис так писал о крионике: «Существует множество нерешенных проблем на этом пути, и главная – умение вернуть к жизни организм, который был заморожен. Как бы то ни было, поставлена заманчивая проблема – умирая, заснуть, пробудиться через десятилетия и оказаться в новом мире».
Концепция крионики основана на ожидании того, что в будущем, рано или поздно, появятся технологии, позволяющие разморозить пациента, оживить, излечить от болезней, омолодить.
Звучит фантастически. Но сторонники крионики считают, что их надежда небеспочвенна – впереди вечность, а тело, находящееся в жидком азоте, надежно защищено.
В этом вопросе современные сторонники крионики наибольшие надежды возлагают на развитие наномедицины и создание нанороботов. По их мнению, в этом случае сценарий оживления может выглядеть следующим образом:
- замороженное тело начинают постепенно нагревать;
- в него внедряется огромное количество нанороботов, которые анализируют проблемы, возникшие в клетках организма при его жизни, в процессе смерти и при замораживании;
- на основе этого анализа исправляются повреждения, разбираются сшивки внутри и между молекулами, восстанавливаются клеточные мембраны и органеллы, производится омолаживание и лечение клетки, а значит, и всего организма;
- по окончании работы нанороботы покидают оживленное тело через кровеносную и дыхательную систему. По современным оценкам, подобная процедура может занять несколько месяцев.
По мнению специалистов технологии для реализации этого сценария будут готовы не раньше чем через 50–100 лет. То есть замороженное тело должно сохраняться как минимум в течение этого промежутка времени.
Современные достижения биологии, генетики, геронтологи, практической медицины дают надежду на то, что в обозримом будущем будут открыты доступные методы лечения многих болезней и будет возможно многократное увеличение продолжительности человеческой жизни. Задача тех, кто хочет жить долго, состоит в том, чтобы дождаться этого времени.
До сих пор лишь небольшая часть научного сообщества рассматривает крионику как реальную технологию. Однако нельзя отрицать, что для трансплантологии достижения крионики могли бы сыграть очень важную роль.
И произойти это может гораздо раньше, чем будет возвращен к жизни первый криопациент.