Как считают горожане, приходя на кладбище, можно увидеть социальное неравенство даже после смерти. Усыпальницы из мрамора, гранита и других материалов строят целые бригады рабочих.
Если обратиться к истории, тов первые века исламской истории поклонение каким-либо объектам считалось проявлением язычества. До середины X в. даже могила Мухаммада не была предметом поклонения.
В конце IX в. Началось сооружение мавзолеев и мечетей над могилами сподвижников Пророка и почитаемых исламских богословов. В развитии культа «святых» большую роль сыграл суфизм, в котором существует почитание духовных наставников и традиция посещения их могил.
На сегодняшний день смерть человека, оказание в связи с этим ритуальных услуг – прибыльный бизнес.
На этом мусульманском кладбище в районе аэропорта «Сары-Арка» когда-то было около 30 могил. За последние годы оно выросло до размеров небольшого поселка. И площадь его продолжает увеличиваться.
Мазары, похожие на дворцы, мраморные или гранитные поверхности, памятники затейливой формы соседствуют тут со совсем скромными могилами.
Место на этом кладбище можно приобрести в среднем за 80 000 тенге. Но цена зависит от того, сколько места под солнцем решили предоставить покойному его щедрые родственники.
Куполы, полумесяцы, навершия, мазарные плиты, парапеты, арки, разработка дизайна тоже стоят немалых денег. Человеку со средним заработком такие вещи не по карману. И тем, кто считает, что это вся эта атрибутика все же необходима усопшему, приходится залезать в долги или брать кредит.
На одном сайте одной из карагандинских фирм по оказанию ритуальных услуг, вывешен прайс-лист. Фирма готова удовлетворить любые запросы клиента. Главный вопрос – в цене.
Стелла, тумба, гравировка ФИО, портрета и даты 80000 тенге. Декоративная резьба 40000 тенге.
Стоимость установки памятника -10 000 тенге.
Установка дополнительных элементов (оградки, столики, лавочки, навершия на мазары, купола, полумесяцы, парапеты) оговариваются индивидуально.
Дополнительные услуги:
Укладка плитки (керамогранит) — 14000 тенге за квадратный метр (включает в себя все расходники).
Демонтированных старых памятников — от 5000 тенге.
Озеленение - по индивидуальным просчетам.
Некоторые горожане считают, что последнее пристанище ушедших в мир иной, должно выглядеть скоромно и аккуратно, а строить дорогие мазары – вовсе необязательно.
«Когда из жизни уходит близкий человек, мы хотим напоследок сделать для него все самое лучшее. Наверное, только так можно объяснить то, зачем близкие умерших делают на кладбищах эти огромные мазары, похожие на дома. Раньше муллы говорили, что землю покойного человека нельзя закрывать сверху. Она должна чувствовать лучи солнца, капли дождя, первый снег. Это земля должна дышать. Также, как человек пожилой, похоронивший уже не одного близкого, могу сказать, что на кладбище не должно быть видно социальное неравенство людей. Я считаю это неправильным», - рассказывает 78-летняя Кульпаш-апа, жительница шахтерской столицы.
Свое мнение корреспондентам высказал и священнослужитель.
«Возводить мазары казахи стали из-за кочевого образа жизни. Кладбищ, в то время как таковых не было. Когда из жизни уходили знатные люди: баи, акыны, батыры, на месте их захоронения строили саманные стены, чтобы скот не топтал. Позже возле могил знати стали хоронить простых людей, стены вокруг их могил были меньше. Так и повелось с тех пор. Это стало для казахов традицией», - говорит уполномоченный имам духовного управления мусульман Казахстана по Карагандинской области Бекқожа Өмірзақ Каскен ұлы.
«К вопросу о закрытых или открытых мазарах. В правилах шариата об нет ни слова. И так как о мазарах ничего не пишется, поэтому закрытый или открытый он должен быть, ответа конкретного нет. Но при этом взять, к примеру, пророка Мухаммад., то он лежит в Медине в мечети под закрытый крышей», - продолжает имам.
«В коране есть аят, где запрещается расточительство, излишества, по-арабски это звучит как исраф. В наше время стало модным показывать свою состоятельность. Таков наш менталитет. Излишество и хвастовство наблюдается повсеместно. Свадьба ли, похороны ли, везде мы стараемся показать свою состоятельность. В шариате, в коране такое запрещается, не одобряется. Мы стараемся с этим бороться. Нельзя накрывать столы на похоронах, как торжество: фрукты, обилие разносолов, торты. Разукрашивать дастархан не нужно. Наши дедушки, бабушки следовали законам шариата и ставили на стол шелпек, баурсаки, масло, сахар, ничего лишнего не было. Но не все люди живут по правилам, по шариату. И мы не можем каждого принуждать жить по шариату, не имеем на это право. Ведь мы живем в светском государстве. И каждый имеет право на выбор».
«Конечно в исламе не приветствуется возводить дорогие мазары, да и усопшему они к чему. Получается, что с одной стороны шариат не приветствует этого, но при этом принуждать к скромности не может. Состоятельные люди все равно будут строить. Но это уже другой вопрос», - говорит имам.