«Возрастная» проблема женщин
Общество настолько сосредоточено на отрицании старости и возраста как такого, что в 35/40/50 лет выглядеть на эту же цифру становится постыдным. Миф, что вы навсегда должны застыть на отметке молодости, сегодня прочно поселился в головах женщин. Если же вы осмелитесь постареть и не спрячете свои морщины под покровом ботокса, вас обязательно этим упрекнут.
Пока вы комплексуете по поводу своего возраста и стремитесь стереть его следы с лица, фигуры и волос, кто-то другой радуется жизни, играет с детьми, запускает проект мечты и наслаждается закатом.
Верить в то, что вы никогда не постареете, так же самонадеянно, как и в то, что вы никогда не умрете. Нельзя сделать прививку от старости. Знание о том, что наша жизнь конечна, не мешает нам жить. Потому что мы не держим эту мысль в голове, мы забываем об этом. Зачем же тогда все время думать о том, как замаскироваться под юную нимфетку и создать эффект babyface?
Помните судьбу мачехи Белоснежки, помешанную на своем отражении? Сейчас таких «мачех» культивирует Instagram и другие соцсети, глянец, а общество подхватывает и раскручивает эту тенденцию.
Женщинам прямо с детства внушают страх стать старой и некрасивой, — это особенности гендерного воспитания. «Будь умницей и красавицей, тогда все у тебя получится», — такое послание зачастую передает мать дочери.
Недавно я случайно подслушала разговор двух семилетних девочек. Они обсуждали диеты! Меня позабавила реплика: «Я сливочное масло уже давно вообще не ем, от него становятся жирными». Вывод из этой истории один – нездоровое отношение матери к своему телу передается и дочери. Пока женщины продолжают играть в игру «Умная или красивая», нас ждут поколения девочек, готовых в 18 лет перекраивать свое лицо до неузнаваемости и месяцами истощать себя детоксами.
Представьте общество, состоящее из никогда не стареющих людей. Именно к этой картинке сегодня нас подталкивают медиа. Фотошоп, косметология, пластическая хирургия, — все работают для того, чтобы вы почувствовали себя никчемными и старыми (конечно, до тех пор, пока не сделаете необходимый апгрейд). Снимки 50-летней Синди Кроуфорд без фотошопа тому подтверждение. Она решилась показать, как изменилось ее тело с годами. Но глянец продолжает публиковать ее фото, убирая недостатки.
И вот, вы в свои 50 лет смотрите на безупречно выглядящую ровесницу и чувствуете себя старой. Но ведь это не соответствует реальности! Для вас специально создали подобный контраст, чтобы вы поспешили усовершенствовать себя с помощью инъекций или пластики. Страх старости скрывает внутреннюю пустоту. Пока вы беспокоитесь, как выглядит ваше лицо, вам некогда думать о смысле жизни.
Задумайтесь, женщине, у которой карьера, семья, насыщенная жизнь, нужно переживать из-за того, что у нее прибавились морщины и она становится старше. Именно нужно. Это ей внушили с детства: «Иначе муж разлюбит и уйдет к молодой».
Это в 20 лет можно думать, что счастье в жизни – это когда похудела до нужной отметки и надела красивое платье, как из журнала. За последующие годы вы должны понять, что привлекательность, конечно, — приятный бонус, но для счастья этого совсем недостаточно. Это не детская торговля: я никогда не постарею, а мне никогда не будут изменять. Ваши ожидания – вот я буду, как Барби/Джоли или кем вы там хотите быть, и все у меня будет «Ok», могут вовсе не оправдаться. Это вы сами придумали такую сделку с совестью. Уверенность в себе и ценность собственной личности молодой «фасад» вам не добавит. А еще никто не вернет вам ваше лицо, если вы вдруг в ужасе броситесь его переделывать, а оно потом вам не понравится. Нужно понимать, что, отказываясь от возраста, вы отказываетесь от опыта.
Женщин не учат принимать свой возраст. Учат его бояться, избегать, скрывать, прятаться, но только не ценить. Все привыкли, что женщин любят условно. Красивая – любят, молодая – любят, старая – нет, ну что вы. Спросите себя, за что вы себя любите? Готовы ли вы принять свой возраст и поблагодарить за пережитый опыт? Любите ли все те годы, события, чувства, что произошли с вами? Отказываясь от своей внешности «сейчас», можете ли отказаться тогда и от них?
Попытка «остановить мгновение» переходит в навязчивое состояние и желание контролировать все жизненные процессы. Невозможность этого приводит к ощущению беспомощности и постоянному переживанию стресса.
На последней стадии возрастной классификации Эрика Эриксона борются цельность и безнадежность. Если, оглядываясь назад, человек доволен прожитым и видит смысл в том, что он делал, он переживает тихое счастье. Если — наоборот, жизнь выглядит, как цепочка утраченных шансов и упущенного времени, его ждет разочарование и горечь, что ничего нельзя изменить. Если сейчас вы смотрите на состарившихся женщин и жалеете их, не проецируете ли вы на них свои страхи? Я не призываю вас, как Бриджит Бардо в 40 лет, закрыться от мира и сосредоточиться на помощи бездомным животным. Но, отвлекшись от своей «вечно молодой внешности», можно привнести в мир гораздо больше красоты.