Однажды английский квакер и зерноторговец Даниэл Уилер прохаживался по своей гостиной, ломая голову над тем, что же ему делать дальше, и вдруг взгляд его упал на головоломку, с которой возился его сын: из разрозненных кусочков надо было собрать карту. Внезапно, как озаренье, в его мозгу возникло название «Санкт-Петербург».
Уилер переехал в Россию, где нашел применение своим способностям. Здесь он осушил 100 тысяч акров болот. За вклад в дело мелиорации Николай I даровал участок земли под Квакерское кладбище в районе Царского Села. О его истории рассказывает Сергей Никитин.
Шушары — посёлок близ Петербурга. Советский граф А. Н. Толстой дал это имя крысе в своём слегка плагиатском произведении «Золотой ключик», очевидно, исходя из неприятного для русского уха звучания. Название — как это часто встречается в Петербургской губернии — происходит от финского Suosaari, болотный остров. Как это ни странно при нынешнем противостоянии всему иностранному, но в гербе Шушар имеется ижорский крест, да и сам герб необычный. В нём преобладает чёрный цвет — цвет торфяников, какими знамениты Шушары. Раньше тут были и болота — недаром же финны придумали такое название.
Болота были успешно осушены в XIX веке, и благодарить за это надо английского квакера, зерноторговца из Шеффилда Даниэла Уилера. Кроме торговли зерном, он был ещё успешным фермером. История Уилера полна поворотов судьбы, — куда только не заносило неугомонного англичанина. В Россию он приехал, повинуясь призыву, который он услышал, пребывая в размышлениях, куда бы ему отправиться со своим служением, талантами и опытом.
Озаренье совпало с приглашением от русского царя Александра I, и вот Даниэл Уилер в 1817 году с семьёй, ещё с двумя фермерами, а также с учителем для детей уже в Петербурге. Мелиоратор и фермер Уилер осушал наши питерские болота на Охте, в Волковке, и, наконец, в 1826 году в Шушарах.
В 1825 году, как мы помним, на престол взошёл брат Александра, Николай I. Даниэл Уилер был высокого мнения о братьях и их роли в Российской истории. К 1832 году Даниэл Уилер вновь почувствовал зов, и он, оставив семью, отправляется в Южные моря. К этому времени — за 15 лет жизни в России — Даниэл Уилер осушил более 100 000 акров болот и непригодной земли, культивировал 5 000 акров. Это не был побег из семьи: его жена Джейн Уилер написала письмо, в котором говорилось, что как ни горько было расстаться с Даниэлом Уилером, «но мы полностью разделяем тот шаг, что им предпринят, и душою мы вместе с ним во всех трудностях, которые ожидают его на пути».
Семья Уилера осталась в России, что называется, навсегда. Его жена и дети умерли в Шушарах. И в знак признательности за вклад в дело осушения Петербурга и окрестностей от болот, император Николай I даровал участок земли под то, что официально было названо Квакерским кладбищем в России: «участок земли, находящийся во владениях Императора в районе Царского Села, с настоящего времени и навеки будет называться Погостом Друзей и впредь использоваться в таком назначении».
Общероссийский реестр кладбищ сообщает, что основателем Шушарского кладбища является Даниэл Уилер — «специалист сельского хозяйства, английский квакер, министр, учитель и миссионер».
Мой друг Питер Дайсон разыскал тихий квакерский погост рядом с Шушарами — на могиле установленный уже в советское время памятник англичанам, трудившимся во благо нашей страны, хотя бы и не на государственном уровне.