Старость — это не только биологическая, но и социальная категория. Человек, как социальное существо, в старости весьма зависим от внешних условий жизни, от уровня благожелательного отношения к нему со стороны окружающих и общества.
Первобытное общество по существу было обществом без стариков. Сохранившиеся до наших дней надписи на древнеримских надгробиях свидетельствуют о том, что средняя продолжительность жизни в те времена не превышала 20-35 лет.
В средние века жизнь человека тоже была непродолжительной, что объясняется суровыми условиями существования на грани выживания, непрерывными жестокими войнами, масштабными эпидемиями, нехваткой пищи, неразвитостью медицины и др.
С течением веков ситуация менялась очень медленно. По оценке палеогеронтологов, средняя продолжительность жизни человека в XVI в. составляла всего 25 лет, в XVII в. примерно – 38 лет, в XVIII в. – 40 лет, в начале XX века – 46 лет (1900 г.)[2].
Очевидно, когда большинство населения планеты умирало в возрасте до 50 лет, тогда в обществе не было проблемы пожилых и старых людей.
Древние ученые и философы к старикам относили людей перешагнувших 40 – летний рубеж. Число долгожителей было незначительным.
Период геронтофобии
На заре цивилизации, в период варварства во многих племенах и примитивных обществах доминировала концепция геронтофобии – пренебрежительное и даже враждебное отношение к старости.
У многих древних народов существовали жестокие обычаи умерщвления старых и немощных людей.
Старый, дряхлый человек, которому трудно передвигаться вместе со своими сородичами, отягченный болезнями, являлся тяжелым бременем для общины, жизнь которой зависела от случайной добычи, от быстрых переходов и перекочевок со стадом или от ловкости и силы каждого индивида.
Чтобы избавить себя от тяжелой обузы и самих стариков от излишних и долгих страданий, их убивали или уводили в уединенное место и оставляли на произвол судьбы.
У древних славян обычай отправления дряхлых и больных на «тот свет» носил ритуальный характер и определялся мировоззренческими факторами.
В частности, зимой вывозили стариков на санях и, привязав к лубку, спускали на нем в глубокий овраг. Отсюда происходит название обычая – «сажать на лубок», а также выражения типа «пора на лубок», употреблявшиеся в отношении очень дряхлых и тяжело больных людей.
Иногда сажали на тот же лубок, везли куда-либо за огороды и добивали довбней, тяжелой деревянной дубинкой для обработки льна.
Кроме того, уводили в дремучий лес и там оставляли под деревом, опускали в пустую яму в амбаре или гумне, сажали на печь в пустой хате, топили в реке или озере.
Жестокие обычаи наших предков, мотивы убийства стариков были также связаны с религиозными воззрениями и верой в загробную жизнь.
Убивая своего отца или мать, дикарь был в полной уверенности, что его предки немедленно переходят в царство блаженных.
Прошло много столетий прежде чем общество достигло того уровня развития, при котором жизненный опыт старшего поколения стал иметь особую ценность.
Постепенно старики, старейшины приобретают реальное влияние и становятся во многих цивилизациях мира правящей, почитаемой элитой общества.
Варварская геронтофобия, существовавшая многие века сменяется на – особое почитание стариков и уважительное отношение к старости.
Житейская мудрость стала цениться выше загробного покровительства предков. Опыт и мудрость старшего поколения становились основой благополучия общества. Ритуал отправления на «тот свет» стариков сменяется культом умудренной старости.
Позднее устанавливается в основном гуманное отношение к старикам. Эволюция отношения к пожилым людям отражала развитие культурной, социальной и моральной составляющей жизнедеятельности народов.
На Руси появилась пословица «отца на лубе спустил, сам того же заслужил».
Проблема социальной защиты пожилых людей в традиционном обществе решалась, как правило, в рамках семьи, сельской общины и цеховых организаций.
Положение пожилых людей в средневековом обществе полностью зависело от социально-статусной принадлежности.
Как правило, дворяне, аристократы и высшее духовенство брали заботу о своих престарелых родственниках на себя. В этой социальной среде пожилые люди чувствовали себя наиболее комфортно и защищенно.
Социальную функцию защиты престарелых людей брали на себя монастыри. Во многих странах мира в монастырях в качестве исполнения послушания за старцами ухаживали монахи и монахини.
В крестьянских семьях, которые в то время были достаточно многочисленны, заботу о престарелых родителях брали на себя дети и ближайшие родственники.
Роль государства в социальной защите пожилых людей
У средневекового государства отсутствовала важная функция социальная защиты, заботы и помощи пожилым людям, положение которых в то время полностью зависело от их социально-статусной принадлежности.
Однако по мере развития государства у него постепенно начинает формироваться и социальная функция поддержки пожилых людей. Государство стремилось поддержать нетрудоспособных членов общества как прямыми, так и косвенными способами. Это были льготы для пожилых в форме освобождения их от налогов и прочих существовавших в то время общественных повинностей.
В одной из первых мировых цивилизаций Шумер, располагавшейся в исторической области Южная Месопотамия (южная часть современного Ирака) в период за долго до нашей эры стали утверждаться «социалистические» формы ведения масштабных общественных работ. Такие работы организовывали храмовые хозяйства, они же брали на себя и функцию по лечению пожилых людей и бедняков и .
В XI—XVI веках в Империи инков, крупнейшем по численности населения индейском раннеклассовом государстве в Южной Америке, люди, достигшие 50-летнего возраста, работали значительно меньше других. По достижении 60 лет старики освобождались от всякой общественной трудовой повинности.
В доконфуцианском Китае властные структуры в своей налоговой политике старались не обидеть пожилых людей, вдов и сирот. После Конфуция понятие справедливости для пожилых людей сохранилось в законах о налогах и в освобождении от общественных работ. Социальная защита распространялась и на китайских чиновников, ранг которых не понижался даже после оставления им государственной службы по старости[4].
Поддержка нетрудоспособных людей законодательно закреплялась путем возложения таких обязанностей на детей и ближайших родственников. В обществе осуждалось и пресекалось неуважительное отношение к пожилым людям.
Во многих странах Древнего Востока стали организовываться первые специальные дома для престарелых[5].
В Европе общественная поддержка пожилых в начале эпохи была сведена к минимуму. Постепенно основная роль в поддержке нетрудоспособных окончательно переходит к государству. Одним из первых законов об ответственности государства за немощных и неимущих стариков был принят в Англии в 1601 г. (The poorlaw relief act).
В конце XVII и в XVIII веке намечается тенденция отделения домов для престарелых от больниц. Появляются первые научные теории, которые обосновывают необходимость назначения государствам пенсий по старости.
Со второй половины XIX века геронтология начинает оформляться в самостоятельную науку, появляются первые серьезные статистические исследования по демографии, в том числе о пожилых людях.
С этого же времени начинает осуществляться действительная социальная забота о нетрудоспособных. Одна из наиболее последовательных программ социального страхования XIX столетия была воплощена в Германии Отто фон Бисмарком в 1880-е годы.
Появляются зачатки корпоративной социальной ответственности. Однако, выплату пенсий и страхование от безработицы в XIX веке могли позволить себе лишь наиболее крупные компании.
Несмотря на существование различных благотворительных организаций и небольших социальных пособий, старость для рабочего XIX века была «настоящей катастрофой.
Со временем помощь престарелым стала считаться не благотворительностью, а общественным долгом, но полная «реабилитация» старости происходит лишь во второй половине XX века, и сегодня старость понимается как самостоятельный, не худший период жизни.
Изменилось само содержание слова «старость». Если раньше критерием старости служила нетрудоспособность, то теперь — переход через законодательно оформленный формализованный возрастной порог, после которого человек имеет право на пенсионное обеспечение[6].
В США и других развитых странах реже стало употребляться само слово «пожилой». Его заменили, ставшие популярными термины «третий возраст» и «золотой возраст».
Люди в этом «третьем, золотом, возрасте» хорошо выглядят, ухожены, водят автомобили, много путешествуют, посещают специальные клубы для лиц «золотого возраста».
Проблема «третьего возраста» нашла свое отражение в СМИ и телеиндустрии. Специально для пожилых людей выходят специализированные журналы и телепередачи[7].
В научной и специальной литературе в последние годы появляется все больше исследований по всему спектру социальных проблем старости — от творческого потенциала пожилых людей до темы секса в «золотом возрасте».
Для современной западной культуры стало характерно «исчезновение» старости как таковой. Теперь это «человек в солидном возрасте», «очень хорошо сохранившийся» и ведущий относительно активный образ жизни.
Социальные традиции разных народов заботы о стариках
У многих народов, например, на Кавказе, традиционно сложилось уважительное отношение к старикам, их считают главными в семье, роду, они пользуются моральной и материальной поддержкой.
В Абхазии обращают на себя внимание масштабы моральной и материальной поддержки, взаимовыручки пожилым людям и долгожителям со стороны родных, близких и соседей.
В частности, большое значение для возникновения феномена группового долгожительства среди абхазов имеет бытующая среди них атмосфера почитания старших, что резко контрастирует с западным, подчёркнуто индивидуалистическим подходом к старикам.
Представители пожилого поколения пользуются в абхазском обществе подчеркнутым уважением. В больших семьях они главенствуют на семейных советах, выступают в качестве основного представителя семьи на свадьбах, похоронах, религиозных церемониях, входят в советы старейшин сёл.
У пожилых людей Абхазии почти полностью отсутствуют чувства неуверенности и тревоги, связанные с ожиданием нежелательных перемен в социальном статусе долгожителя по мере увеличения его возраста.
Старение и связанные с ним возможные отрицательные изменения физического характера не приводят к депрессивным состояниям психики долгожителей, что, по-видимому, имеет прямую связь с феноменом долгожительства.
В Японии традиционно жители Окинавы считают 60-ти летний возраст началом счастливой старости. Среди жителей острова распространена такая притча, отражающая их жизненную философию: «В 70 лет ты все еще ребенок, в 80 лет - молодой мужчина или женщина. И если в 90 лет кто-то с Неба пожалует к тебе с приглашением, скажи ему: «Просто уходи и возвращайся, когда мне будет 100».
У окинавцев есть древняя традиция торжественно отмечать переход к новой жизни, которая по их поверью начинается на 97 году жизни.
Окинава живет по восточному календарю с 12-летним циклом, поэтому после 96 лет начинается очередной цикл, который считается определенной вехой в жизни.
У жителей острова есть традиционный торжественный обряд «Кадзимая», когда вся округа приходит чествовать долгожителя, которому исполнилось 97 лет.
Во время обряда наряженного в парчу именинника или именинницу в машине с открытым верхом возят по всей местной округе, затем виновника торжества сажают на специальный мини-трон.
По очереди к нему подходят люди, чтобы принять из рук долгожителя вертушку-флюгер кадзимая,символизирующую возвращение в детство и обещающую долгую жизнь.
При этом участники церемонии исполняют окинавскую молитву о долголетии.
«Я взываю к предкам, которые уже ушли:
Защитите меня всей силой вашего добросердечия.
Я взываю к целительной силе Великого Духа:
Дай Твоим детям жить на этой земле
В полном здравии и в полной любви...
Помоги мне помнить, что я создан
По Твоему подобию,
Что я целен,
Что я совершенен».
Древние традиции чествования долгожителей в Японии дополняются современными традициями. В частности, в настоящее время каждый японец, перешагнувший вековой рубеж, получает письмо-поздравление от премьер-министра страны и памятный серебряный кубок.
Оlним из важных факторов долголетия окинавцы считают свою философию жизни, выработанную за долгие столетия. Их философские взгляды помогают жителям острова сформировать правильное отношение к жизни, которое они называют рациональная отрешенность.
Жители Окинавы научились оставлять прошлое в прошлом и наслаждаться простыми радостями каждого дня. Они научились быть приятными в общении и окружают себя молодыми людьми до глубокой старости.
Представители старшего поколения жителей Окинавы, не задумываясь назовут мотив или цель, ради которых они каждое утро встают, что бы достойно, с пользой и радостно прожить еще один бесценный день своей жизни.
Жить по-окинавски – это значит радоваться каждому прожитому дню. Это полноценное и самодостаточное существование, в основе которого лежат местные обычаи, традиции и древнее учение Дзен.
Их долгая, наполненная смыслом жизнь, дает им чувство ответственности и ощущение собственной нужности даже в столетнем возрасте. Как говорят японцы - найдите свой икигай, то есть то, что придает смысл вашей жизни.
Большинство жителей Окинавы привыкли до глубокой старости работать физически и помогать друг другу. Так зародился местный принцип юимару, что можно перевести как «добросердечное и дружеское совместное усилие».
Атмосфера взаимопомощи добавляет долгожителям спокойствия духа, уверенности и оптимизма, так необходимых для того, чтобы радоваться жизни в преклонном возрасте.
Древняя окинавская традиция моаи обеспечивает крепкие социальные связи, источники финансовой и эмоциональной поддержки в трудные периоды жизни.
Сознание того, что есть люди, готовые всегда прийти к тебе на помощь, действует на пожилого человека как психотерапия и имеет успокаивающий эффект.
Такое же почтительное отношение к пожилым людям в течение многих веков сохраняется в других восточных странах. Конфуцианская традиция почитания старших является одной из причин роста числа долгожителей в Китае.
Например, в городке Чжунсян, который занимает в Китае третье место по числу долгожителей, только двое престарелых живут отдельно от своих детей. Остальные все окружены вниманием своих многочисленных детей, внуков, правнуков и т.д.
В уезде Бама, наличие пожилых людей и долгожителей в семье считается счастьем, поскольку они приносят благодать для всех членов семьи.
Старики всегда сидят на почетном месте во главе стола. Каждый член семейного сообщества считает своей обязанностью помогать пожилым людям в повседневной жизни.
С другой стороны, для пожилого человека забота о детях и внуках, других близких родственниках может стать смыслом существования.
Таким образом, большая, прочная семья, является важным благоприятным социальным фактором долголетия. Это подтверждают данные демографического департамента ООН, которые утверждают, что во всех странах мира холостые, вдовцы и разведенные живут меньше, чем женатые и семейные.
Стареющее общество
За счет развития медицины и повышения качества жизни во многих странах мира за последние два столетия средняя продолжительность жизни человека значительно увеличилась.
Только за прошлый и начало текущего века средняя продолжительность жизни населения планетывозросла на двадцать лет с – 46 (1900 г.) до 66 лет (2008 г.), в 2017 г. этот показатель составлял 67 лет.
В 2016 г. в 26 наиболее развитых государствах этот показатель составлял 80 лет, в 115 странах мира, уровень средней продолжительности жизни (Life Expectancy Index) превышал – 70 лет.
В последние десятилетия в мировом масштабе темпы роста численности населения пожилого возраста составляли 2,6 % в год, т.е. значительно опережали темпы роста населения планеты в целом – 1,1 % в год.
Численность людей в возрасте 60-70 лет, населявших планету в 1950 г. составляла примерно 200 миллионов человек, или около 1 % от общего числа жителей земли.
За 50 последующих лет число пожилых людей на земле увеличилось в 3 раза и к 2000 г. достигло 600 миллионов человек.
По данным Всемирной организации здравоохранения в 2006 г. число пожилых людей составляло 700 миллионов человек, в 2012 г. их число увеличилось до 809 миллионов человек, в 2016 г. приблизилось к 850 млн. человек. Не за горами преодоление знаковой отметки в 1 млрд. человек.
В наиболее развитых регионах мира, в настоящее время почти пятую часть населения составляют лица пожилого возраста.
В европейских государствах только за последние 50 лет доля пожилых людей в общей численности населения увеличилась с 10 до 20%.
В Японии в 2016 г. доля пожилых людей в общей численности населения страны составляла более 30%.
Следует отметить, что Япония с конца прошлого столетия на протяжении многих лет сохраняет одно из первых мест в мире по уровню средней продолжительности жизни населения, которая составляла более 84 года.
В России процесс старения населения протекает не столь стремительно как в промышленно развитых странах, но все же достаточно быстро.
За последние 50 лет доля пожилых людей в общей численности населения страны выросла в два с лишним раза с 9,0 до 19,0%.
По показателю уровень продолжительности жизни (68 лет) Россия в 2016 г. занимала 129 место в мире.
В менее развитых регионах мира доля пожилых людей составляет в среднем 8% от общей численности населения.
При общей тенденции к росту средней продолжительности жизни и соответственно количества пожилых людей увеличивается и число долгожителей.
В настоящее время людей, перешагнувших 80-90-летний рубеж, на планете уже десятки миллионов. Значительно увеличилось число супердолгожителей, преодолевших 100 летний рубеж и уникальных долгожителей, чей возраст 110 и более лет.
Демографический прогноз на текущее столетие
Согласно оценкам, ученых в текущем столетии численность пожилого населения планеты будет продолжать увеличиваться опережающими темпами по сравнению с ростом населения других возрастных категорий.
Эксперты ООН в 2012 г. в день пожилого человека, который отмечают 1 октября обнародовали доклад под изящным названием «Старение в ХХI веке: триумф и вызов».
В докладе в частности отмечалось, что число пожилых людей на планете уже к 2020 г. превысит 1 млрд. человек.
Ожидается, что к 2030 г. число пожилых людей на земле достигнет 1,3 млрд. человек, а к 2050 г. превысит 2 млрд. человек, что составит примерно 22% от общего населения планеты.
По мнению специалистов, к этому времени общее число пожилых людей в мире превысит количество детей.
В 2050 г. почти треть населения в развитых странах будут составлять люди в возрасте 60 лет и старше. Таким образом, только за одно столетие удельный вес пожилых людей в этих странах увеличится почти в 4 раза[8].
Кроме того, к середине текущего столетия развивающиеся страны могут достичь такого же уровня демографического старения, на котором развитые страны находятся в настоящее время.
Количество и соотношение людей в мире в возрасте 60 лет и старше в период 2012-2050 гг.
Источник: Доклад «Перспективы населения мира: Пересмотр 2012 года, 2013 г.», подготовленный отделом Народонаселения, ДЭСВ ООН, 2013г.
По прогнозам специалистов-демографов ООН, к 2050 году в Японии будет уже почти миллион столетних жителей.
По оценкам экспертов-демографов в России количество людей в возрасте 60 лет и старше к 2025 г. составит почти четверть населения страны.
Очевидно, что, общее старение населения планеты стало одной из наиболее серьезных социально-экономических и медицинских проблем как на страновом, так и на глобальном уровне.
Складывающаяся ситуация с кардинальным изменением возрастной структуры населения требует качественных изменений в политических, экономических, социальных и культурологических системах.
Демографическое старение населения во многих странах мира вызвало необходимость пересмотра социальной политики и трансформации моделей социальной поддержки пожилого населения.
Возникает необходимость продления периода трудовой деятельности, увеличения возраста выхода на пенсию, условий найма рабочей силы, профессиональной переподготовки и др.
Авторитетная неправительственная организация «HelpAge International» 1 октября 2013 г., в Международный день пожилых людей, опубликовала первый глобальный индекс по старению «Global AgeWatch Index-2013», посвященный положению пенсионеров в 91 стране мира.
Авторы исследования выбрали четыре ключевых критерия, по которым оценивалось положение пожилых людей в различных государствах:
- материальная обеспеченность;
- состояние здоровья и качество медицинских услуг;
- занятость и образование;
- качество жизни в целом.
На основании указанных критериев лучшей страной для проживания пожилых людей стала Швеция. В тройку государств, оказывающих существенную материальную и социальную поддержку пожилым людям, вошли Норвегия и Германия[9].
В десятке лидеров были представлены Нидерланды, Канада, Швейцария, Новая Зеландия, США, Исландия и Япония.
Россия оказалась на 78-й позиции. По данным составителей индекса, хуже, чем в России, пенсионерам приходится в Афганистане, Черногории, Пакистане, Нигерии, а также палестинских территориальных образованиях.
В докладе отмечалось, что в последние годы во многих странах мира повысился пенсионный возраст.