Мир оказался в шаге от ядерной катастрофы в Атлантике, и удалось избежать её только благодаря мужеству советских моряков. Наш корреспондент Наталья Дубровская встретилась с теми, кто выжил в той аварии.
О том далеком дне бывшие члены экипажа К 219 не особенно любят говорить. Но в такие моменты – когда свидетели гибели подлодки собираются вместе – эту тему обойти не возможно. И хотя прошло уже тридцать лет – экипаж помнит все.
Роман Долматов, командир группы радиотехнической службы К 219: «Первые секунды можно назвать ошарашенностью. Они прошли, и каждый стал делать то, что положено – бороться за живучесть корабля».
К такому развитию событий никто не был готов. Баллистическая ракета на атомной субмарине взорвалась впервые в советской истории. Пострадал реактор. Это значит – угроза выброса радиации.
Олег Гуськов, командир группы штурманской боевой части К 219: «Как действовать и алгоритм действия не знал никто. Вот одна взорвалась ракета, а если дальше пойдет. Может через пять минут взорвется и следующая. То есть, никто не знал, что вообще делать-то в этой ситуации.
Тем не менее, паники не было. Хотя, наверное, каждый на корабле понимал – последствия могут быть катастрофическими. Планете грозил второй – подводный – Чернобыль. А ведь после первого – прошло всего полгода. На субмарине мог взорваться весь арсенал с ядерными боеголовками.
На борту К 219 находился оружейный плутоний, урановые стержни, несколько центнеров прессованного тротила, тонны азотной и серной кислоты и крайне едкий окислитель ракетного топлива.
Геннадий Капитульский, командир дивизиона движения электромеханической боевой части К 219:«Реактор бы запустился и там бы пошла неконтролируемая реакция, начал бы образовываться пар…ничего не сделать».
Шахта, где находилась ракета, заполнилась водой. При запуске так и должно быть – но вот только никакого запуска, конечно, не было. Подлодка находилась слишком глубоко – потому и произошел взрыв. Корпус ракеты просто сплющился под давлением.
- Я до сих пор помню, хоть 30 лет прошло – такой металлический лязг – в рубке у меня все полетело, приборы, которые приделаны для качки – их сорвало. Взрыв был очень сильный и тряхануло очень сильно».
Пытаясь предотвратить катастрофу, экипаж сделал все что смог. Четыре человека погибли. Один из них – матрос Сергей Преминин – вручную заглушил ядерную установку.
Геннадий Капитульский до последних минут жизни героя поддерживал с ним связь. Они перестукивались, пока у матроса не закончился кислород. Подвиг Преминина не хотели признавать долгих 11 лет. Звание героя России 20-летнему подводнику присвоили лишь в 1997 году .
Геннадий Капитульский, командир дивизиона движения электромеханической боевой части К 219: :«Смерть Сергея Преминина – не знаю оправдана, не оправдана, но она произошла и это гарантировало стопроцентную безопасность всего экипажа и последующих поколений».
Чуть не отдали под суд и командира корабля Игоря Британова, который, трое суток вместе с экипажем боролся с пожаром на борту, пытаясь спасти подлодку. Командир последним покинул К 219. Уже после того, как команду подобрал советский теплоход. Первыми помощь предложили американцы – субмарине пришлось всплыть на поверхность у берегов США - но в разгар холодной войны согласиться было невозможно. Корабль затонул. И это стоило командиру Британову года следствия и увольнения в запас.
Игорь Курдин тоже мог пойти в тот рейс. Тогда он уже как три года был старшим помощником командира К-219. Но его отправили учиться в Ленинград. Тем не менее, историю о гибели подлодки он знает так же хорошо, как и те, кто был на борту в сентябре 1986 года.
Игорь Курдин, председатель Санкт-Петербургского клуба моряков–подводников: «Тогда ходили такие разговоры, что вы боролись за живучесть, но плохо, людей мало погибло. А вот погибло бы пол экипажа, значит, вы хорошо боролись. А в итоге обвинения строились на том, что лодка-то погибла».
Они якобы плохо боролись за живучесть корабля. Подлодка обошлась государству почти в 60 миллионов рублей. Колоссальная по тем временам сумма. В сравнении с ней жизни моряков ничего не стоили. Семьи погибших получили лишь мизерную пенсию. Что случилось, не ясно до сих пор. Выдвигались разные версии – диверсия и даже столкновение с американской подлодкой. Но это, говорят члены экипажа, абсолютный вымысел. Они надеются выяснить правду в ближайшее время. Изучив документы, которые пришло время рассекретить.