Средний Урал на «Красном маршруте»… Не то, не туда, как всегда…

19.07.2016
Средний Урал на «Красном маршруте»… Не то, не туда, как всегда…

Туризм, нацеленный на объекты показа из коммунистического и социалистического прошлого вернулся в современную Россию не так давно. Годы, не побоюсь этого слова, забвения, отголоски «лихих девяностых», практически стерли из туристических направлений целый пласт истории, связанный со стройками социализма и коммунистической идеологией. Частично объекты показа перекочевали в индустриальные, в краеведческие и военно-патриотические туры, оставив за «ботом» периоды революционных подполий, становления Советской власти, Гражданской войны и коллективизации.

Россиянам эта история, вроде как оказалась и не нужна, перенасыщенные идеологией советских времен, мы стараемся если и не забывать ее, то не «выпячивать» и не делать из нее отдельных туристических продуктов. Для внутреннего туризма, казалось, что к этим темам возврата уже не будет… Если бы не «Поднебесная»…

В 2004 году развитие "красного" туризма было объявлено приоритетной задачей в туристической сфере КНР. Исторические революционные места превратились в центры "красного туризма" с целью воспитания патриотизма, укрепления национального единения и содействия экономическому развитию старых революционных районов. Эта "инициатива сверху" нашла отклик и поддержку китайских патриотов. Постепенно "красные" туры стали одним из главных направлений внутреннего туризма Китая. Объекты "красного туризма" набирают около 1 млрд посещений в год, что приносит хороший экономический эффект.

Развитие и укрепление не только экономических, но и культурных связей России и Китайской народной республикой позволило и нашей стране произвести переоценку как значения объектов показа, так и туристических предложений по формированию готовых турпродуктов.

Конечно, гигантский спрос, который имеется в коммунистическом Китае, не мог не быть учтен при формировании нового направления – «Красного туризма» в России. Инициатива по созданию этого направления принадлежит Ульяновской области, откуда данная идея стала развиваться в самостоятельную туристическую программу.

Официальный сайт «Красного маршрута» рассказывает об истории его становления. В настоящее время в Красный маршрут «Ростуризмом» включены  Москва, Санкт-Петербург, Казань и, конечно же, Ульяновск. Многие регионы стараются примкнуть к этому туристическому направлению. Так, например, недавно было заявлено о возможном продлении «Красного маршрута» до Перми и Екатеринбурга. На официальных сайтах «Красного маршрута», ГБУ СО «Центр развития туризма в Свердловской области» о конкретных объектах показа в Свердловской области ничего найти не удалось. Конечно, можно предположить, что последний, идя по наиболее упрощенного варианта, скорее всего, предлагает ко включению в маршрут уже известные по другим туристическим продуктам Уралмаша, Верхней Пышмы, Нижнего Тагила, как центров военно-патриотического и индустриального туризма, придав им для привлекательности «красный окрас», попытавшись внести в экскурсионное сопровождение рассказы о связи этих территорий с историей Китайской компартии и Китая. Скажу честно, такой вариант был бы полностью оправдан, если бы история Свердловской области не имела ярких страниц, связанных с жизнью легендарного Жен Фученя и полка китайских добровольцев, сформированного в Алапаевске Свердловской области и прошедшего с боями до Верхотурья. Именно под Верхотурьем сотни китайских товарищей отдали свою жизнь за становление Советской власти на Урале.

Это совершенно иной пласт уральской истории, который мало изучен, практически не музеефицирован, но обладает всеми признаками не «окраса», а истинного «Красного туризма». Это целый самостоятельный маршрут или группа маршрутов, которая может пройти по территории Свердловской области, в том числе, включая в себя объекты традиционного показа.

В публикации «Китайский след» в гражданской войне на Урале» я приводил отрывок из работы научного сотрудника ВГИАМЗ А.Г.Борисова, рассказывающего о Верхотурском эпизоде кровавых столкновении Красной и Белой армий, в которых погиби сотни китайских добровольцев и прославленный полководец Жен Фучен.


Вот в этом леске еще сохранились остатки окопов и блиндажей отрядов Казагранди и Куренкова



На другой стороне окопы и блиндажи красных. Добраться к ним можно только имея лодку, т.к. старый мост снесен.
Там на той стороне похоронены 500 красных защитников Верхотурья, в их числе 300 китайцев из батальона Жен Фученя.


Исследователь останков царской семьи Сергей Николаевич Погорелов и Галина Григорьевна (Москва)


Памятник погибшим красногвардейцам и китайским добровольцам.

Вот как описывает могилу и место захоронения, также проблемы по его сохранению Директор ГБУК СО «Верхотурский государственный историко-архитектурный музей-заповедник» Николай Новиченков:


Для нас, имя китайского полководца Жен Фученя, погибшего под Верхотурьем, подвиг китайских добровольцев – еще малоизученная страница нашей истории, а вот для КНР – это часть их интернационального коммунистического прошлого, которое в Китае чтится…

В книге доктора исторических наук Анатолия Кириллова «Китай – Урал: из прошлого в будущее», недавно увидевшей свет и презентованной перед открытием III Российско-китайского ЭКСПО в Екатеринбурге, есть несколько страниц о добровольческом китайском соединении… Научное осмысление фактов не могут заменить важный процесс по мемориализации мест и вовлечению их в туристический оборот… Видимо, еще не настало время для полновесного «Красного маршрута» в Свердловской области. Жен Фучен и его товарищи, погибшие в России, так и остаются в уральской земле без воздания им должной памяти…

Смотри также

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика