Говорят, некоторые жители района делают так по сей день.
До первых петухов
Похоронно-поминальные обряды и обычаи издавна занимали особое место в народной культуре всего мира. Прямой обязанностью родственников покойного было соблюдение ими всех традиций - считалось, что душа умершего может наказать живых, если что-то будет сделано не так.
Часть этапов похоронного обряда носит магическо-охранительный характер: занавешивание зеркал в доме, вынос умершего вперёд ногами, укладка на могильную насыпь небольшого валуна, бросание в могилку зёрен ржи, монет или горсти земли... Все эти действия не связаны с православными канонами напрямую, но их свято чтут, особенно на Нижегородчине, где когда-то проживало много старообрядцев.
Известно, что сразу после похорон следуют традиционные поминки, после которых присутствующие расходятся. Но не всегда... Я записал несколько рассказов очевидцев особого ритуала.
Жительница деревни Полом Фаина Тарасовна присутствовала при обряде в 1968 году, в ночь сразу после похорон своего отца:
- До сих пор в наших краях сидят родные на кладбище первые ночи после погребения. Ходят навестить по нескольку человек - одному или вдвоём жутко. Зимой костёр жгут прямо у могилки - так теплее становится душе.
Обычно на кладбище приходят около 22 часов и начинают неустанно молиться, особо усиленно - с полуночи до трёх часов, когда нечистая якобы в самом разгуле, читают поминальную 17-ю Кафизму.
Поскольку душа умершего ещё не привыкла к «иному миру» и ей страшно, несколько ночей оставлять её одну якобы нельзя. Говорят, некоторые селяне даже девять ночей кряду на могилку ходили - до девятого дня самое страшное время для души.
А уходить с кладбища, по словам Фаины Тарасовны, надо в три часа ночи, как пропоют петухи. Тогда нечистая сила отправляется восвояси.
Как говорит другая жительница Семёновского района Татьяна Колбасина, сидя ночью на могилке отца в 1982 году, она и её родные будто бы видели нечисть своими глазами:
- Змейку мы видели огненную - такая тоненькая и, как фарфор, блестела. Мама молилась, мы сидели. И вдруг смотрим, а она извивается и вверх из земли-то. Была-была и пропала…
Тоска по живым
Ночные бдения у могилы усопшего родственника в некоторых деревнях Семёновского района объясняются народными поверьями, имеющими глубокие языческие корни. Согласно собранному фольклорному материалу, в первые несколько суток покойник (по убеждению верующих) тоскует по оставленным им живым родственникам. Между ними сохраняется тесная связь, и умершие предки охраняют своих живых.
Удивительно, но любовь и почтительное отношение к покойнику у некоторых сельских староверов и православных нижегородского Заволжья органически уживается с паническим страхом перед ним же. Считается, что в обличии покойного в мир живых может являться нечистая сила. Именно поэтому обряд посещения и охраны могилы в первые ночи после похорон преследует цель обеспечить охрану души покойного от представляющей для него опасность нечистой силы, могущей повредить его загробному существованию.
Бытование обряда посещения и охраны могилы в первые ночи после похорон умершего, согласно рассказам деревенских жителей, есть в старообрядческих и православных деревнях Семёновского района - в Малом и Большом Зиновьеве, в Поломе, Елистратихе, Зарубине, Ключах, Фундрикове, а также в населённых пунктах Светловского сельсовета.
Ближайший аналог обычая посещения могилы ночью зарегистрирован у мордвы в конце XIX - начале XX века. Этот народ обращался за советом к умершим предкам. Чтобы задобрить их, мужчина-мордвин шёл ночью на кладбище, взяв с собой жертвенную трапезу - хлеб и соль. Придя на место, он ложился ничком на могилу ближайшего родственника мужского пола - отца или деда и старался заснуть, чтобы увидеть сон. Так он надеялся получить от предка совет, как поступить в той или иной ситуации.