Вселенная «Живых городов»

01.06.2016
Вселенная «Живых городов»

Разбросанные по огромной территории России, города в последние века одновременно были центрами производства, инноваций, образования и культуры. Сегодня в России 1108 городов. В планах национального проекта «Живые города» - оживить 1000 из них к 2035 году. О том, что это значит и как можно принять участие в этой созидательной инициативе, говорят основатель всероссийского сообщества «Живые города» Лев Гордон, канадский урбанист Мэрилин Хэмилтон и член Экспертного совета Агентства стратегических инициатив Максим Комаров.

Лев Гордон: Коллеги, по русской традиции, мы собрались «на троих» и нам есть о чём поговорить. Мне немного неловко, что я оказался в центре внимания, но я постараюсь быть адекватным моменту. Спасибо, что мы вместе. Впрочем, вначале – вопрос. Мэрилин и Максим, что притянуло вас в сообщество экспертов и практиков «Живые города»?

Мэрилин Хэмилтон: Я познакомилась с Россией через Евгения Пустошкина и Александра Нариньяни, когда в 2010 году они решили перевести на русский язык мою книгу «Интегральный город». В 2014 году случилось путешествие на первый Форум живых городов в Ижевск. Так я попала в вашу волшебную страну, где встретила удивительно талантливых людей, представляющих эту действительно уникальную цивилизацию. Цивилизацию, где решения принимаются из души и многообразие создаёт редкую музыкальность жизни. Назовём её русской симфонией. С тех пор я стала другом и поклонником России и регулярно выступаю – из-за расстояния, в основном, онлайн – на тему интегрального всестороннего развития городов и общаюсь с коллегами в Санкт-Петербурге, Ижевске, Москве, Якутске и других городах. Мне очень радостно, что Форум живых городов стал действительно национальной инициативой, сообщество растёт и эта идея становится заметна не только в России, но и в других странах. Она уже была представлена на крупных научных конференциях и встречах практиков в Китае и в Калифорнии, в Давосе, в Праге, в Амстердаме и других ключевых городах мира. В каком-то смысле Россия выступает синтезатором и катализатором трендов в масштабах всего мира.

Максим Комаров: Для меня эта тема сильна скоростью и не встречавшимся мне ранее способом запуска проектов. Такие инициативы в России обычно исходят от государства и первых лиц, но когда такой массив проблем и масштаб задач поднимают эксперты, и ты видишь, как люди делают чудо, – конечно, это опыт, которому хочется быть сопричастным. И это мне интереснее всего. Если такая инициатива возникает самостоятельно и начинает жить, похоже, в стране есть перемены и изменения. Я верю в этот проект. Чувствую его реалистичность.

Мэрилин Хэмилтон: Лев, а теперь расскажите вы: как появилась Ассоциация развития города в Ижевске и какова история Форума живых городов?

основатель всероссийского сообщества «Живые города» Лев Гордон

 Лев Гордон: В 2013 году администрация Ижевска обратилась ко мне с вопросом: как города развивают стратегии, которые реально работают? У меня уже был опыт корпоративных стратегий, но города были для меня новой темой, и я с интересом взялся её исследовать. Прежде всего потому, что любил свой город и хотел поддержать всё, что способствует его эволюции и раскрытию жизненного потенциала горожан. Вместе с Дарьей Жуковой, Алексеем Батуриным, Олегом Вылегжаниным и другими товарищами, объединёнными любовью к городу и желанием сделать его лучше, молодыми предпринимателями и руководителями из разных сфер, мы провели исследование лучших практик создания стратегий в России и в мире. Изучили подходы, практический опыт разработки и внедрения стратегий развития в десятках городов, провели открытые встречи горожан, администрации, деловых объединений с дюжиной ведущих консультантов и мыслителей в этой сфере - от «Урбэкс-развитие» до Strategy Partners и от Петра Щедровицкого до Мэрилин Хэмилтон и Сергея Переслегина. Осознали, что любая стратегия нежизнеспособна, если она не рождена совместно городскими лидерами из бизнеса, власти и общества. Так возникла идея создания Ассоциации развития города – объединения тех, кто готов брать на себя ответственность за непрерывные позитивные изменения во всех сферах городской жизни. Впрочем, изучив российскую практику и погрузившись в реалии жизни города, мы пришли к парадоксальному выводу. Хотя городам не хватает стратегического мышления и механизмов управления развитием, создавать стратегию, даже с использованием лучших практик и лучших умов – бесполезно.

Причина? В городах сегодня отсутствует субъект реализации стратегии: тот, кто обладает «длинной» волей (10-20 лет) и «длинными» ресурсами для её реализации. Именно поэтому большинство стратегий после написания пылятся на полках, а стратеги в городах так и не появляются. Зато пока мы думали о стратегиях оживления города в Ижевске, собралась большая группа людей с современным мышлением, лидеров проектов, которые стали платформой городского развития.

В июне 2013 года мы провели стратегическую сессию с Сергеем Градировским, тогда главой Агентства городского развития Томска, а ныне главой аппарата законодательного собрания Севастополя. Там мы выяснили, что город – это конгломерат разрозненных центров влияния, мало связанных между собой, а порой находящихся в антагонизме или противоборстве. Администрация, депутаты, местный бизнес, федеральный бизнес, промышленные предприятия, некоммерческие организации, средства массовой информации, силовики и так далее.

Когда через практическую деятельность и взаимодействие со всеми этими игроками мы разобрались в ситуации, пришло осознание: ключевая проблема городов на постсоветском пространстве – отсутствие доверия, связанности и цельности, и, как следствие, отсутствие субъекта стратегического развития. Города, попав в XXI веке в новую ситуацию конкуренции за ключевые ресурсы развития – людей и финансы – ещё в неё не вросли: не создан ещё механизм и не выросли субъекты, способные обеспечить непрерывное целеустремлённое развитие. Прибавьте сюда растущую мобильность талантов и финансов, уход государства из родительской позиции, города (то есть городские сообщества – бизнес, власть, активные горожане) должны быстро вырасти и взять на себя роль лидеров, формирующих единое стратегическое видение, необходимое для достижения целей при ограниченных ресурсах. Для этого нужно научиться работать вместе, слушать друг друга, выстраивать коллективные договоры и соблюдать их – ради общего блага и также ради формирования среды, в которой каждый сможет наиболее полно раскрыть свой потенциал. Это касается любого города, малого, среднего и большого, и за этим – будущее.

Максим Комаров: Как сказать это проще, в паре предложений?

Лев Гордон: Города – сложные живые организмы. Сегодня они больны, доверие и коммуникации разрушены, налицо низкий уровень энергии, вовлечённости, и, как в басне Крылова про музыкантов и как в спорте, если в товарищах согласья нет, а в команде нет слаженности, воодушевления, ясной стратегии, то шансы на победу невелики.

Мэрилин Хэмилтон: К чему это ведёт?

Лев Гордон: Люди и финансы покидают такие города, и этот процесс будет ускоряться. А те, кто остаётся, живут на четверть своего потенциала. Отсутствие слаженности и согласия ведёт к фантастически непродуктивным потерям энергии. Представляете картину? Города и городские сообщества часто выживают, а не живут. Многие потеряли связь со своим предназначением, потеряли веру, знание и силу. При этом города крайне важны для России, они - каркас нашей национальной безопасности. У нас нет иного выбора, кроме как превратить их в точки развития, в оживления и процветания всей русской цивилизации.

Мэрилин Хэмилтон: С чего можно и нужно начинать?

Лев Гордон: Назим Чеботарёв, один из экспертов сообщества, с детства болен ДЦП. Мы с ним обсуждали, что города находятся в похожей ситуации. Нарушение внутренних и внешних коммуникаций лишает их множества возможностей. По сути, они как спортсмены с ДЦП на дистанции. Так далеко не убежишь. Надо меняться. Начинать надо с осознания ситуации и с восстановления связей и доверия. Это происходит через общение и совместные проекты. В городах их запускают активные горожане, лидеры в бизнесе, власти и обществе, их меньше 1%. За ними идут другие. Выявление лидеров и формирование городской платформы постоянного созидательного взаимодействия – задача №1.

Мэрилин Хэмилтон: Так как же возник Форум Живых городов и всё движение «Живые города»?

Лев Гордон: За первый год работы Ассоциации развития города мы провели в Ижевске около 300 встреч и мероприятий, в которых участвовало 52 тысячи человек. Реализовали 45 городских проектов – от создания Университета 55+ до проведения бизнес-форумов, Фестиваля Человека, других городских фестивалей, создания Премии «Человек Города», участия в процессах управления городом и его продвижения по стране. Горожане поверили в свои силы и важность соучастия. Город проснулся и стал думать о будущем. В феврале 2014 года Ассоциация развития города получила национальную премию Серебряный Лучник как «лучший проект по развитию и продвижению территорий» в стране. Мы почувствовали, что надо делиться опытом и узнавать лучшие практики других городов. Сергей Градировский и Денис Визгалов предложили собрать команды из 5-7 городов, с которыми они работали. Мы кинули клич и за четыре недели на первый Форум Живых городов приехали сильнейшие команды из 35 городов от Владивостока до Севастополя. Это был настоящий праздник!

Мэрилин Хэмилтон: Да, я помню это ощущение единения и чувство, что мы участвуем в каком-то космическом процессе, который объединяет совершенно разных людей. Команды разъехались, и что произошло с тех пор?

Лев Гордон: Многие проекты, которые обсуждались на форуме, внедрены. Те, кто участвовал, растут, приобретая новую ответственность. У нас получился феноменальный социальный и профессиональный лифт. Участники становятся вице-мэрами, главами администраций, министрами региональных правительств, руководителями новых бизнесов. Живая среда форумов даёт вдохновение, уверенность и силы многим участникам. Форумы были признаны «лучшими в России форумами практиков городского развития» и получили множество российских и международных наград. Главное, на втором форуме в 2015 году спонтанно пошло формирование сообщества, которое сегодня охватывает более 60 городов по стране – экспертов и практиков, взявших внутреннюю ответственность за будущее и вкладывающих энергию, знания, связи и время в работу по формированию будущей национальной платформы городского развития.

Максим Комаров: Каким вам видится будущее инициативы в масштабе страны?

Лев Гордон: Мы делаем шаги, и они складываются в тропу. Сегодня мы уже близко работаем с коллегами в федеральных структурах, которые формируют повестку дня. Среди них много единомышленников, кто ежегодно поддерживает форумы и проекты  нашего сообщества – Агентство стратегических инициатив, Всероссийский совет местного самоуправления, Совет при президенте России по развитию институтов гражданского общества, Общероссийский Конгресс муниципальных образований. Подключились председатели профильных комитетов в Совете Федерации и Государственной Думе, советники президента, деловые объединения «Опора России» и «Деловая Россия», Общественная палата, РВК, МШУ Сколково, Фонд развития моногородов, РАНХиГС при президенте РФ, Высшая школа экономики, Финансовый университет при правительстве РФ и другие партнёры. Мы вместе строим платформу будущего, объединяя разных игроков единой целью – развитие страны, раскрытие глубинного потенциала человека.

канадский урбанист Мэрилин Хэмилтон

На ближайшем Форуме Живых городов в Санкт-Петербурге 25-27 мая мы проводим Стратегический Форсайт городов 2035. Там мы сформируем карту будущего для городов России и затем передадим её вместе с практическими рекомендациями главам тысячи городов, 85 субъектов и руководству страны. Также планируем создать Ассоциацию развития городов, которая объединит осознанных лидеров общества, власти и бизнесменов. В целом, важнейшая задача – формирование единой федеральной городской политики.

Максим Комаров: Какая цель стоит в вашей работе и как могут поучаствовать люди, которым это интересно?

Лев Гордон: Цель наша простая – тысяча живых городов к 2035 году. Подставите плечо – послужим стране вместе. Каждый неслучайно оказался на своём месте в жизни – почувствуйте своё предназначение, следуйте своему пути, кооперируйтесь с теми, кто рядом – там оживают города.

Максим Комаров: Что значит «Живые города»?

Лев Гордон: Название пришло само. Оно отражает то, что каждый человек может ощутить интуитивно. Мы хотим жить в живой среде, которая позволяет нам полно проявлять себя, свободно общаться с другими, жить в состоянии творчества и радости. Жить полно в настоящем, с уважением к прошлому, с заботой о будущем.

Принципы «Живых городов» отражены в Хартии живых городов, которая будет представлена на обсуждение на Форуме в Санкт-Петербурге уже 25-29 мая и в Москве 20-22 июля. Города, как живые организмы, могут жить, а могут выживать. Мы можем создать мир, где доверие и общность станут основой развития.

Константин Циолковский, отец космонавтики, жил в Калуге в соседнем доме с моим дедушкой, Георгием Писаревым. И часто в беседах, да и в своих письмах говорил: «Вся Вселенная жива». В этом смысле Россия будущего – вселенная живых городов.

Максим Комаров: Как концепция «Живых городов» сконструирует элиты в будущем на уровне местного самоуправления?


Лев Гордон: Просто. Кто берёт на себя ответственность и строит будущее вместе, решает задачи, работает на общее благо – тот и входит в элиту. Элита – это прежде всего внутренняя ответственность и созидательная деятельность. А что для Вас живой город, Максим? Что делает город живым?

канадский урбанист Мэрилин Хэмилтон 02.jpg
канадский урбанист Мэрилин Хэмилтон

Максим Комаров: Отсутствие границ между работой и жизнью и между днём и вечером. Снятие проблемы одиночества, опустошённости, невостребованности человека. И желание родиться и умереть там, где родился. Где родился, там и пригодился.

Мэрилин Хэмилтон: На Ваш взгляд, как подход Живых городов поможет развитию общества и экономики?

Лев Гордон:  Первое. В каждом человеке скрыт мощнейший потенциал созидательной энергии, но он едва используется. Второе. Устаревшие мировоззрение и организация среды блокируют творческую энергию. Города теряют: деньги, таланты, жизнь. Третье. «Привлечение инвестиций» – неверная цель. Инвестиции идут в окультуренную среду. В среде, где нет традиций, инициативы и кооперации - нет будущего. Инвестировать бессмысленно.

член Экспертного совета Агентства стратегических инициатив Максим Комаров

 Четвертое. Напротив, живая среда активирует весь потенциал общества и человека: его ум, тело, энергию, душу и дух. Пятое. Живая среда раскрывает потенциал изобретателей, предпринимателей, рост новой экономики. Доверие и кооперация – основа развития. Шестое. Оживление городов – новая отрасль. Зона роста. Развивая город бизнес создаёт новые рынки. Назрело оживление культуры и смыслов, людей,  сообществ, коммуникаций, систем управления, технологий, инфраструктуры. Седьмое. Решения есть. Включать города через включение людей. Эти проекты эмоционально окрашены и быстро повышают качество жизни. В Живых городах таланты и сообщества примыкают друг к другу и создают живую ткань новой экономики. Восьмое. Как собрать паззл сильного города? Через объединение. Win-win-win. Выигрывают все: город, страна, мир.

Максим Комаров: Что будет дальше?

Лев Гордон: В июле – форум живых городов в Москве. Лидеры бизнеса, власти и общества из ста городов. Те, кто строит своё будущее. В стране появится сильная федеральная городская политика. Общество и президент поддержат. Пора заниматься городами в целом. Люди во всём мире хотят жить на живых территориях. Движение живых городов задаст новый тренд в мире. Однако раскрыть его колоссальный потенциал мы сможем только вместе.

Смотри также

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика