Куда уходят дети

22.06.2016
Куда уходят дети
Время от времени нас потрясают сообщения о самоубийствах подростков. Шок от этой немыслимой противоестественной информации заставляет искать виновных - плохие компании, деструктивные секты, зомбирующие сознание сайты... Но специалисты - физиологи, психологи, врачи - говорят, что не все так просто, а причины надо искать в нас, взрослых.

Факторы риска


Жесткий разговор на тему "Влияние информационных технологий на здоровье детей" состоялся недавно на заседании координационного совета Российской академии образовании (РАО) и Отделения медицинских наук РАН. Здесь откровенно и прямо говорили о том, что сегодня на психику детей воздействуют несколько общих факторов.

- Прежде всего это состояние здоровья родителей, - подчеркнула директор Института возрастной физиологии РАО, академик Марьяна Безруких. - Не может быть благополучным ребенок, мать или отец которого находится в депрессии, а сегодня это состояние очень распространено.

Второй фактор - чрезвычайно высокая учебная нагрузка, которая в средних и старших классах не меньше 10-13 часов: 8 часов уроки в школе плюс обязательные 2 часа внеурочной деятельности. Плюс 3, а то и более часов, проведенных за выполнением домашних заданий. С такой нагрузкой справится не каждый взрослый.

Наконец третий, а возможно, по значимости первый фактор - неподготовленность и грубые ошибки учителя в работе с детьми. И дело не в том, любит ли он или не любит детей. А в том, что он не знает, как надо, считает Марьяна Безруких. Из программы педвузов ушла возрастная физиология, резко сокращен курс возрастной психологии - в результате мы готовим неквалифицированных сотрудников, которые не понимают детей и не знают, как с ними можно общаться, а как нельзя.

Словом можно убить


Вербальная агрессия - самый распространенный способ общения с детьми не только у многих родителей, но и у многих педагогов. Но мозг подростка не реагирует на негативное подкрепление в силу специфики возраста. А позитивного подкрепления - одобрения, похвалы, поощрения - многие дети вообще не слышат.

Более того, речевая атака, унижение достоинства могут быть реализованы и самым спокойным, вроде бы доброжелательным тоном. Академик Безруких привела пример: учительница несколько раз повторяла четверокласснице, которой не давался иностранный язык: "Я не вижу тебя в 5-м классе". Девочка панически боялась ее уроков, в результате у ребенка развился тяжелый невроз.

Оскорбления детей, грубая лексика, брань, в том числе и нецензурная, - все это можно слышать буквально на каждом шагу. Вот папа с пятилетним сыном ждет у магазина маму. Мальчику скучно, он раз за разом прыгает с крыльца. Папа, бросив сигарету, орет: "Стой на месте, кому говорят! Щас всыплю!" Вот молодая мама говорит по телефону, а дочка теребит ее за рукав, желая что-то сказать. "Отцепись, зараза, достала!" - шипит мама, грубо отрывая от себя ребенка и не переставая улыбаться невидимому собеседнику...

Что же мы делаем, дорогие мамы и папы? Готовим себе счастливую старость?

Айсберг почти не виден


- Мы констатируем резкий рост пограничных психических расстройств у детей, - рассказал ведущий научный сотрудник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей, профессор Владимир Чубаровский. - Неблагополучие в базовых психических функциях проявляется в поведенческих аномалиях.

По ряду форм "айсберг" психических расстройств составляет 100%. То есть специалисты их просто не видят, но зато замечают резкий рост агрессивного поведения, видят тенденцию к расширенным суицидальным формам, которые нигде в мире больше не встречаются.

Например, "зацепинг" - катание на вагонах поездов или метрополитена. Или экстремальные "селфи" в опасных для жизни и здоровья местах. О психологическом неблагополучии говорит и раннее начало половой жизни. Если раньше это были исключительно девочки с отклонениями в развитии, то сейчас - самые обычные, не имеющие диагноза.

Внимание общества, как правило, привлекают лишь самоубийства детей и подростков. Их статистика разнится у разных экспертов: Россия числится то на 3-м месте в мире, то на первом. Но мало кто знает, что на один реализованный случай приходится 100 попыток, то есть нереализованных самоубийств. А это делает статистику подросткового суицида совершенно другой.

Информационный яд


Несколько лет назад наши специалисты стали высказывать осторожный оптимизм: начала сокращаться статистика химических зависимостей среди детей и подростков. Но ее с успехом заменяет информационная зависимость, замечает Владимир Чубаровской.

В частности, она провоцирует развитие подростковой шизофрении, которая за последние годы выросла в три раза.

С информационным прессингом связывают и рост дисморфофобии - расстройство самовосприятия, когда подросток ненавидит собственное тело и лицо, готов причинять себе боль, травмы и даже увечья. Отсюда тяга к татуировкам, пирсингу, обезображивающим рубцам и т.п.

- Ребенок сегодня живет одновременно в двух мирах, - говорит директор Фонда развития Интернет профессор Галина Солдатова. - Один из них реальный, второй - онлайн. Можно сказать, что у многих детей цифровое детство, что приводит к изменению высших психических функций и принятых способов действия. В Интернете детей поджидают новые риски - кибербуллинг (травля, унижение, обиды), секстинг и груминг (непристойные сообщения), встреча с незнакомцами, которые могут быть опасны.

- Дети, получающие такие сообщения, очень страдают из-за этого, особенно в возрасте 11-12 лет, - предупреждает Галина Солдатова. - Большинство из них ничего никому не рассказывают - ни друзьям, ни родителям, такова их возрастная особенность.

Но опросы показывают, что жертвами буллинга, например, является каждый пятый ребенок. Еще поразительнее, что каждый четвертый сам участвует в травле других детей.

У зеркала правды


- В деструктивные сайты или секты, в интернет-общение уходят дети, которых мы сами - родители, школа, общество - туда толкнули, - подвела итог обсуждению Марьяна Безруких. - Мы не знаем, как взаимодействовать с ребенком, и не умеем. И если сегодня не встанем на его сторону, завтра проблемы общества могут быть очень серьезными.

О феномене айсберга - невидимых проблемах детей - говорил почти каждый участник заседания. А еще о том, что их изучение упирается в раздельное финансирование ведомств и научных центров: каждый видит лишь одну, узкую часть общей картины.

Междисциплинарных популяционных исследований в стране не проводится уже более 50 лет. Все понимают, что современные дети другие, но какие "другие" - ответа нет. Но без таких исследований невозможно решение ни одной серьезной проблемы современного детства. А время от времени потрясающие публику истории о самоубийствах или преступлениях малолеток только уводят в сторону - на поиски злодеев, виновных во всем. Может, пора посмотреть в зеркало?

Кстати

13% жителей России считают детские суициды одной из самых серьезных проблем современных подростков.

35% не сомневаются, что на отчаянный шаг детей толкают наркотики и алкоголь.

25% винят во всем компьютерные игры, а 21% - конфликты в семье.

17% уверены, что подтолкнуть к самоубийству подростка могут одиночество и неразделенная любовь.

30% не сомневаются, что главная превентивная мера - доверительные отношения в семье.

73% считают, что СМИ должны максимально корректно освещать эту тему.

По данным ВЦИОМ

Смотри также

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика