Для будущего важно понять, почему такие люди вообще оказываются в Церкви и как их оттуда очень сложно выковырять. Первая, самая очевидная, причина заключается в том, что все духовные пророчества из Писаний, при отсутствии способностей их понимать, доступны любым примитивным интерпретациям и приманивают в Церковь людей, которые по складу ума и характера должны бы гадать на картах и читать гороскопы, но так случилось, что они для себя нашли «вещи, посильнее гороскопа», повезло им однажды крепко, и они всю свою тягу к прочтению судеб перенесли «на самый высший уровень». Тут уж не промахнешься. Не казенный дом гадаешь, а целый конец света. И не валетов с тузами тасуешь, а приметы апостасии складываешь. Поскольку такие люди завелись в Церкви издавна, да не просто завелись, а многие получили сан, кто священника, кто епископа, но в основном они монахи, то и рекрутируют новых кадров, так что литература вся испечена прямо тут. Тут производится, тут благословляется, тут и распространяется. Да и устная традиция сеять панику давешняя. Старцы, как обычно, наговорят, духовно опьянившись, — и как их контролировать? Старцу что в голову пришло, то он и выскажет. А приходит немного что. Что сам получил, то и передал. Дешевый спрос и удовлетворять дешево, не затратно. Матрица «поучений» и «пророчеств» проста и надежна, подставляй только даты и события. Все секты и расколы, сколько их было на белом свете, образовывались обычно на почве ожидания конца света и поиске «отступлений» по всяким вздорным, поверхностным мелочам, в обход действительных причин. И здесь то же самое, но с сохранением «православной» стилистики.
Следующая причина так же очевидна. В Церкви уже сложилась целая традиция испекать свои «свежие» пророчества, от Писания даже не зависимые (но главное, чтобы там стояли слова «Господь», «Царь», «антихрист» и еще пяток из одной корзины), на злобу дня, и она давным-давно задвинула на обочину живое содержание христианства и грозит вытеснить его полностью, сбросить в кювет и катиться в одиночестве. Как остановить этот жуткий маховик превращения Церкви в придаток к «православным» гадалкам, где они оттачивают свое брутальное «остроумие», имея защитниками (а по сути — заложниками) даже тех, кто, казалось бы, иногда способен проявлять благоразумие в прочих вопросах, но тут подверженных боязни обрушения «устоев» по причине любого обсуждения церковного как деятельного, так и интеллектуального, а по большому счету духовного неустройства. Сами же православные чуть что — начинают пугливо озираться, говорить, что «выносить сор из избы» — некрасиво, «обнаруживать язвы» — неприлично, уж пусть будет все как есть. Это что значит? А значит то, что эта традиция уже заняла главную позицию, стала чуть не основным содержанием Церкви, уверив всех, что на этом все держится, а остальное — добро, совесть, разум, вера, справедливость — находится сбоку припека и отдано отдельным энтузиастам, на которых можно указывать как на витрину. Есть, мол, у нас. Смотрите, коли пожелаете. «Другой церкви у нас нет, — говорят батюшки. — Церковь состоит из людей» (произносится со скорбным видом), но истина в ней».
Поэтому «они не успокоятся». И это, кстати, правда. Ну, а что, спросим мы, делать? Наверное, много методик можно создать для того, чтобы постепенно начать избавляться от контингента «православных гадалок». Для начала, вероятно, их надо научиться совершенно игнорировать. Собака лает — караван идет. Ну, а дальше нужно всерьез задуматься о кадровой политике, чтобы в дальнейшем исключить появление людей в Церкви совершенно ненужных и даже вредных. Об этом в следующей статье.