Валаамский монастырь — место очень таинственное, недаром его называют Северным Афоном. Перед поездкой в Карелию часть нашей паломнической группы "покосило". Кто-то заболел так, что встать с кровати не смог, кого-то затопили, кого-то "завернули" на таможне и отправили в Киев без объяснений. Вдобавок перед прибытием в Приозерск, где стоят катера на Валаам, нашему микроавтобусу "снесло крышу" — отлетела вентиляционная крышка. Пока фотокорресподент "Сегодня" Александр, подобно спайдермену, взбирался на крышу "Спринтера" и чинил машину вместо водителя, мы даже предположили, что вообще до Валаама не доберемся. Однако все было с точностью до наоборот. Катер был маленький и ждал нас столько, сколько нам было нужно. Мало того, на причале Ладожского озера капитан катера нас встретил словами: "Здоровенькі були! Ладога така лагідна зараз, як ніколи! Так і зрозумів — це ж земляки мої їдуть, Ладога вас чекала. Як там Київ?" Капитан оказался выходцем из села под Уманью. На наш вопрос, разрешают ли ему тут, в российской глубинке, говорить по-украински, Саша даже руками развел от удивления: "Тут майже все моє село, ще з кінця 90-х, як Валаам відкрили! Працюють і моляться во славу Божу!"
Центральная усадьба. Храм в честь иконы "Живоносный источник".
Климат. Здесь холод и тепло "опаздывает" на две недели.
СТАЛКЕР. Корабли с паломниками могут плыть по четыре часа до монастыря, "метеоры" чуть быстрее — за полтора. Шустрый катерок же, принадлежащий службе по приему гостей, которую возглавляет радушный отец Мефодий, доплыл за 70 минут, а у причала нас встретил... сталкер. За год поездок по святым местам я точно знаю: чтобы понять, куда ты попал на самом деле, чтобы тебе открылась суть намоленного места и его дух — нужен сталкер. Духовный проводник, через которого святая земля проявит себя. Нашим сталкером стал пресс-секретарь игумена Валаамского монастыря Михаил Шишков. Открыв нашу газету со спецпроектом, Михаил удивленно посмотрел на меня поверх очков: "Вы что, хотите о Валааме за три дня так написать? Для такого формата тут минимум неделю жить надо! Это же архипелаг, 12 скитов!" Я пробормотала, что в редакции как в армии — задания и сроки не обсуждаются. Он посмотрел на часы — полвторого ночи, — потом на меня. "Так, — голос Михаила по-отечески смягчился, — завтра возьмем машину, и Богородица сама покажет, с кем говорить — это Ее обитель. А теперь спать". Последнее, что помню в ту ночь — в гостинице оказался Wi-Fi. Думала, тут цивилизации нет, телефоны не работают, монахи в калошах ходят, лес и скалы, а тут даже интернет!
Лес. Валаам любят художники: куда ни глянь — картина.
Валаамские скалы. Иногда называют "бараньи лбы".
У СВЯТЫНИ. На завтраке отец Мефодий — правая рука игумена Валаамского монастыря епископа Панкратия, накормил нас огромным количеством еды. Пояснил, что в Македонии, откуда он родом, гостей принято встречать, как ангелов Божиих. Мы попросили благословения на машину и катер, чтобы достичь дальних скитов. Отец Мефодий перекрестил нас в знак согласия. Михаил повел в храм в честь Валаамской иконы Божией Матери. "Это журналисты, благословение владыки есть", — объяснил он охраннику, который не хотел нас пускать, ведь храм этот — только для молитвы валаамских монахов. В "домашнем храме" братии есть уникальная фреска о явлении иконы паломнице Наталье — в воспоминание о том, как была обретена Валаамская икона. "Только даже здесь Валаамская икона — лишь список, а вот оригинал с 1940 года "живет" в Финляндии, — объясняет наш сталкер. — Икона оставалась на Валааме, отошедшем в 1917 году к финнам. А когда в 1940 году монастырь перешел во владение СССР, монахи прекрасно понимали, что будет, когда сюда придут большевики. Что их просто выведут, как монахов Александро-Невской лавры, и расстреляют, а святыни уничтожат. В монастыре приготовили несколько десятков военных грузовиков и подвод. Все, что можно было спасти от уничтожения — святыни, иконы, библиотеку, архив, часть колоколов, было погружено на сани, и 28 февраля, в ночь, обоз двинулся по льдам Ладоги на материк, в сторону Финляндии. Кстати, на Валааме была такая традиция: когда умирал монах — колокол ударял один раз. Когда умирал игумен — колокол ударял три раза. Когда монахи в ту ночь покидали Валаам, они поднялись на колокольню, ударили в колокол столько раз, сколько было братии — это означало, что умер монастырь. Монахи верили, что еще смогут вернуться. Но этого не случилось. Преодолев многие километры по льду в темень и лютый мороз, к утру многие иноки так и остались лежать в санях неподвижно. Выжившие образовали в Финляндии единственный мужской монастырь — Новый Валаам. Финны трепетно все берегут. Рассказывали, что последний валаамский монах — отец Симфориан каждое утро, еле переставляя ноги, шел до храма в тапочках и сам (!) служил литургию по валаамскому чину пять часов! И так — до последних своих дней. Когда в 1989 году решено было возродить Валаамский монастырь, встал вопрос — можно ли вернуть из Финляндии увезенное, старцы валаамские сказали так: "Икона сама решает, когда и куда ей переходить. Если она решит вернуться в Россию, никто ей не воспрепятствует". И отец Сергий, настоятель Нововалаамского монастыря об этом знает, и владыка Панкратий наш тоже знает. Интересно, ведь валаамские монахи начала ХХ века молились о просвещении земли Карельской. Так и вышло: они ушли туда и все духовные ценности оставили для просвещения земли Карельской. О чем молились — то и получилось".
На службу. У Спасо-Преображенского собора.
Скит Николая Чудотворца. Первое, что видят прибывающие гости.
ТУМАН ИСТОРИИ. На Валааме меня не покидало ощущение, что это не я хожу смотреть на святыни, а меня водят святыням показать — гожусь или не гожусь для того, чтобы о них написать. Подобное чувство было в Троице-Сергиевой лавре, когда нас трижды подводили к мощам Сергия Радонежского. С Валаамскими преподобными Сергием и Германом, которые покоятся под спудом в нижнем храме Спасо-Преображенского собора, было похожее ощущение. Правда, как и в Троице-Сергиевой, от обилия туристических групп и гидов создавалось ощущение, что попадаешь не в храм, а в музей. Если постоять и послушать, то каждый гид будет рассказывать свою историю об одной и той же иконе или мощах преподобных. "Дело в том, что история Валаама очень мало сохранилась, — объяснил нам Михаил Шишков. — Из-за многочисленных набегов монастырь разоряли, сжигали дотла, а монахов убивали. До сих пор идут споры о том, когда Валаам появился, откуда название. Кто-то считает, что в древности на Валааме располагалось главное капище Велеса (или же Волоса) и Перуна, которым приносили жертвы язычники. Монастырское предание гласит, что святой апостол Андрей Первозванный, просветитель скифов и славян, прибыв из Киева в Новгород, достиг Валаама, где и установил каменный крест и благословил остров. Как пишет уже отошедший ко Господу бывший валаамский гид и наш современник Евгений Кузнецов в "Валаамской тетради" — архипелаг был форпостом православия, что было для тех же шведов бельмом на глазу. При каждом удобном случае они направляли свои галеры к Валааму, разоряя его. Уж какие там летописи — они камня на камне не оставляли. Обитель была деревянной. Постройки сжигали, грабили, убивали братию. Здесь каждый клочок земли омыт кровью братской — может от того и сила у этой земли такая, что даже без знания истории каждый чувствует особую молитвенную силу".
На архипелаге 52 острова. Некоторые скиты соединены мостами.
"Кувуклия". Как в Иерусалиме.
О ХУДОЖНИКАХ. Живут экскурсоводы в Воскресенском скиту — месте, где Андрей Первозванный воздвиг крест. А скит представляет собой подобие Иерусалима. Там есть своя Гефсимания, гора Сион, а в центральном храме Андрея Первозванного сооружена "Кувуклия" подобие Гроба Господнего, перед которой поставлен камень с частицей подлинного священного камня, привезенного из Иерусалима. Одна паломница рассказала, что во времена игумена Дамаскина по Валааму так просто гулять не разрешалось. Все было очень строго. Паломников водили проводники по определенным местам. Единственное, кому давали вольные права и лодку — это художникам. Игумен Дамаскин, проживший 60 лет на Валааме, благословлял прославление родной обители и разрешал им "шастать" по острову. Например, когда ей сказали, что на Валааме Шишкин написал картину "Вид из местности Кукко", она искала по всему острову это место. Оказалось Кукко — место, где много гадюк. В зарослях она нашла старую табличку "На этом месте И. И. Шишкин написал свою картину, за которую получил золотую медаль и право работать за границей". Там, конечно, уже все заросло, но по камням и скалам можно узнать картину.
Воскресенский. Здесь живут гиды.
ИЗ ЖИЗНИ. На Валаам в советское время свозили инвалидов Великой Отечественной войны — безруких, безногих, неприкаянных. Властям не нравилось, что человек с грудью в орденах возле булочной побирается. На валаамском кладбище Михаил рассказал историю летчика, которого сын искал 50 лет, а нашел только по старым архивам после того, как летчик умер. Герой войны не имел рук, ног и зрения. Сын нашел его могилу, застал тех бабушек, которые за ним здесь ухаживали. Когда Валаам в 70-х сделали туристическим центром, сюда стали приезжать студенты на практику и поражались нищете местных. Жизнь есть жизнь. А как-то гид и медсестричка решили отпраздновать свадьбу на дальнем острове Валаамского архипелага. Загрузили в лодку гостей, продукты и поехали. Отгуляли свадьбу, вечером хотели вернуться, а лодки нет, видать, пришвартовать забыли. Они трое суток махали проезжающим теплоходам, пытаясь показать SOS. А на теплоходах думали, что это просто приветствие местных. Лишь на четвертый день решили проверить, что за буйство на маяке, и прислали кораблик. А нашли там оголодавшую толпу и мужа с женой на грани развода.
ИКОНА ОБЛЕТЕЛА 488 РАЗ НАШУ ЗЕМЛЮ
Обретение Валаамской иконы Богородицы, написанной в 1878 году, считают чудом. Она явилась во сне паломнице Наталье Андреевой, которая молилась об исцелении ног, и сказала ей: "Поезжай на Валаам, выздоровеешь!". Женщина несколько раз приезжала, но где именно икона, узнала только через 10 лет, и тоже благодаря сну. Икона Богородицы в одеянии из малинового бархата со Спасителем на руках, окруженная чудным сиянием, оказалась в кладовой упраздненной церкви свт. Николая Чудотворца в углу, между церковной утварью и старыми образами. Холст был до половины завернут в рогожку. Когда отслужили молебен, Наталья получила полное исцеление от ревматизма. А в "нулевых" годах список Валаамской святыни стал первой в мире иконой, облетевшей за месяц 488 раз вокруг Земли на международной космической станции. Интересно, что иконописец Алипий писал Валаамскую икону в строго определенное время — только когда читался акафист Божией Матери.
Валаамская. Даже летала.
Чудо. Сон Натальи об иконе.
КАК КОШКА ЦЫПА СЛУШАЛА ПАТРИАРХА
"Не надо брать с Валаама котенка! — предупреждают нас местные. — У них здесь особый ген свободы. Сколько наших знакомых брали валаамских котят, потом намучились. У вас ни одной вазочки, ни одной занавески дома не останется, если вы привезете себе валаамского котика.
Одно время на Валааме слишком много котов развелось, их вывозили на материк мешками. И что бы вы думали? Одна кошка вернулась! Как, никто не знает.
Есть у нас и своя кошка-легенда — трехцветная Цыпа. Когда прибыл сюда Патриарх Алексий II, Цыпа прорвалась через блокаду охраны, гордо вышла на середину дорожки и стала вылизываться. Патриарх ее поприветствовал, а она пошла за ним. Потом Цыпа пришла встретить Патриарха у собора, где тот служил. Но самое смешное было в трапезной, когда Патриарх стал говорить слово, Цыпа снова появилась, села между столами и слушала, что говорит Святейший. После этого ее так и стали звать: кошка, которая смотрела на короля".
Борцы за рыбу. Отобрали улов рыбака, теперь делят.