На берегах Невы существует единственный в России музей, где собрана уникальная коллекция экспонатов, так или иначе связанных со… смертью. Тут хранятся мумии людей, когда-то живших в Петербурге, проломленные топорами черепа, человеческие эмбрионы с различными уродствами и масса других диковин. Глядя на это «посмертное» великолепии хочется жить долго и счастливо.
Самоубийца-исследователь
Посмотреть в музее судебной медицины, расположенном на территории медицинской академии им. Мечникова, прямо скажем, есть на что. Имеется, к примеру, печень алкоголика с циррозом времен горбачевского сухого закона. Камень из желудка размером с кулак.
Циклоп
Циклоп с одним глазом, малыш с двумя головами, «сирена» со сросшимися ножками, плод с заячьей губой. Целая коллекция предметов, на которых повесились вполне реальные люди: от обычного ремня до дамской плойки. В фондах музея есть даже три уникальные пленки, когда люди сами снимали свое повешение на камеру.
- Долгое время считалось, что повеситься человек может только в том случае, если ноги не касаются земли, - говорит зав. кафедрой судебной медицины, профессор Евгений Мишин. – Но 1830 году в своем замке Сен-Лё повесившимся был найден принц Конде. Поскольку ноги его касались земли, то по Парижу поползли слухи, что его повесила любовница. Тогда врач Филиппа II собрал множество случаев повешения, и доказал, что смерть может наступить при разных положениях тела, в том числе и когда ноги касаются земли. Таким образом, он опровергнул все слухи об убийстве принца.
В музее полно предметов, которыми были совершенны убийства и самоубийства. Как ни странно классическое оружие редко применяется для этих целей. Чаще вход идут утюги, автозапчасти, и даже детские пистолеты. Имеется в экспозиции и топор, которым один житель Петербурга лишил себя жизни. В исследовательских целях. После прочтения романа Достоевского «Преступление и наказание» молодой человек вдруг задумался: действительно ли старухе-процентщице хватило пары ударов по голове, чтобы умереть. Недолго думая, петербуржец взял топор, уселся в кресло и стал наносить удары острой частью топора по голове, пока на семьдесят втором ударе не умер. Череп «исследователя» следами от ударов так же хранится в музее.
Мумия-блокадница
Отдельное место в экспозиции занимают изделия из татуированной человеческой кожи. Кожу с цветными тату снимали с узников фашистских лагерей. Потом из нее делали сумки, перчатки и кошельки для немецких модниц. Особенно ценились абажуры из татуированной кожи. Есть в экспозиции и слоник, наколотый на мужском причинном месте, с пенисом вместо хобота. Но главная гордость экспозиции музея это конечно – мумии.
Мумия блокадницы, которая пролежала 20 лет
- Мумии у нас уникальные, их нельзя путать с египетскими, - продолжает Евгений Мишин. – Египтяне сначала бальзамировали фараонов, а потом их тела высыхали. А наши мумии - результат естественной мумификации. Кого-то нашли в квартирах, кого-то в лесу. У каждой - своя история.
Мумия 37-летней Зинаиды Валерьевны (Аленушка)
К примеру, 66-летнего петербуржца Семена Олеговича Г. обнаружили почти случайно. Пенсионер около пяти лет не платил за квартиру, вот работники жилконторы и решили поинтересоваться - почему собственно. Стали названивать дедушке – безрезультатно, тогда обратились за помощью в милицию. Стражи порядка выломали дверь и обомлели. За кухонным столом сидела высохшая мумия хозяина квартиры. Перед ней стоял самовар, вазочка с печеньем и чайная кружка, а на стене отрывной календарь с датой смерти. Сел Семен Олегович 21 апреля 1983 года попить чайку, да и умер. Родственников у него не было, соседи почему-то не хватились старика, и дедушка, как запрокинул голову после смерти, так и просидел в этой позе больше года, пока работники жилконторы не решили заставить его раскошелиться. У соседа Семена Олеговича по экспозиции - 65-летнего петербуржца Андрея Кирилловича З. похожая история. С той лишь разницей, что нашли его валяющимся в коридоре своей квартиры, и пролежал он там никому ненужный не меньше двух лет.
- Один из ценнейших экспонатов музея – мумия ленинградки времен войны, - считает Евгений Мишин. - Она погибла от голода еще в блокаду, а обнаружили труп спустя 20 лет после окончания войны. Здание пошло на капитальный ремонт. Рабочие стали рушить перегородки, и обнаружили небольшую нишу, заложенную кирпичами, а в ней - мумифицированный труп. Милиция поначалу даже возбудила уголовное дело, но в ходе расследования выяснилось, что труп не криминальный. Оказалось, что во время блокады в этой квартире жило две сестры. Одна из них умерла от голода зимой 1941 года, а вторая была настолько слаба, что не смогла даже похоронить покойную. Она просто засунула труп на антресоли, потом в здание попала бомба, а когда после войны его восстанавливали, на антресоли никто не заглянул, и их просто заложили кирпичом.
Голова с торфяным дублем и дыркой от пули
Если бы не капремонт в 60-х годах, кто знает, может, мумия эта до сих пор бы там и находилась.
Аленушка повесилась на березке
В следующей витрине мумия 37-летней Зинаиды Валерьевны К, повесившейся на березке в одном из лесопарковых массивов Петербурга. Из-за определенного сходства с героиней известной картины Васнецова, в музее ее ласково называют Аленушкой. К самоубийству девушка подготовилась весьма основательно. Надела свое лучшее платье, упаковала все документы в полиэтиленовый пакет, чтобы те не пострадали от дождя, накинула кожаный ремень на тонкую шею и повесилась. Березка оказалась расположена так «удачно», что тело Аленушки нашли лишь спустя восемь месяцев.
- Кроме того, в экспозиции музея имеется уникальный экспонат с торфяным дублением, которое развивается, если труп человека попадает в болото, - рассказывает Евгений Мишин. – Тело в этом случае прекрасно сохраняется. У нас хранится голова женщины, которую убийцы, желая скрыть свое злодеяние, кинули именно в болото. Она и сейчас выглядит, как живая. Сохранились волосы, кожа, глаза. Отлично видно и отверстие от пули, которое в итоге помогло поймать преступников.
Кожа с татуировкой
Заячья губа