Персональная выставка картин новосибирской художницы Елены Дошукаевой, посвященная дамскому трауру эпохи 18-19 века прошла в Новосибирском крематории в коридоре для траурных шествий.
“Смерть мужа подтолкнула меня обратиться к теме траура. Смутно помню, как проходили похороны, но, приезжая в крематорий помянуть мужа, я наблюдала траурные процессии. Хочу сказать, многие приходили как на стадион, - в кроссовках, джинсах, футболках, женщины и девушки в коротких юбках, что абсолютно недопустимо по этикету, и просто отталкивающе смотрится со стороны, - говорит Елена Дошукаева. – Мы потеряли то историческое траурное наследие, которое нам оставили предки золотого века”.
Один раз Елена поинтересовалась у молодой женщины, что помешало ей одеться на похороны в черное? Ответ был коротким, в духе времени, - чтобы выразить соболезнование, не обязательно одеваться в черное. Главное – прийти на похороны.
Как рассказала директор музея мировой погребальной культуры Татьяна Якушина, - “Цель выставки, - привлечь внимание к необходимости соблюдения простых, совсем необременительных правил похоронного этикета и траура. Черный цвет похорон ввел еще Петр I. Черная траурная символика соблюдалась на Руси более двух веков, большевики добавили к черному красный цвет. Ведь наличие черного в одежде, - шляпка, платок, палантин, галстук, туфли, перчатки, повязка, платье, костюм, - это, прежде всего знак нашей благодарной памяти к усопшему, признак того, что пришедший на похороны скорбит вместе с близкими родственниками”.
“Поначалу работать было сложно, тогда, почти 3 года назад, я решила посредством живописи привлечь внимание людей к этой проблеме. С тех пор написала более двух десятков картин. Информации о траурном протоколе и этикете мало, но благодаря большому историческому, художественному и литературному фонду Новосибирского музея мировой погребальной культуры, удалось заполнить информационный вакуум и написать портреты «печальной красоты». Работники музея фактически заставляли меня вписывать различные аксессуары траура - веера, сумочки, перчатки, приходилось вникать в мельчайшие подробности. Каждая деталь от брошки до платья несла в себе смысловую нагрузку и значение, поэтому столь важно и сложно было для меня написание картин”, – призналась Елена.
“Смерть и траур это оборотная сторона нашей жизни, которую нужно знать. Каждый из нас сталкивался со смертью близких и с вопросом: что делать в таком случае. Для того чтобы знать это, нужно знать историю траура и похоронных церемоний. Это моя дань уважения женщинам 19 века, которые соблюдали столь строгий траур, тем самым чтя память об ушедшем человеке. Порой период траура длился 20 и даже 30 лет. В старые времена было много смертей. Войны, эпидемии, болезни приходили по многу раз в каждую семью. Женщины 19 века совершали настоящий подвиг, десятилетиями выражая своими нарядами любовь, почтение и благодарную память усопшим. Я невероятно рада, что мои картины стали частичкой фонда музея погребальной культуры. Пусть это будет моя скромная лепта в просвещение темы траура для здравствующего и будущего поколений”, - подчеркнула художник Елена Дошукаева.
Татьяна Якушина,
директор Новосибирского Музея мировой погребальной культуры