Тема смерти в современном искусстве, Москва

22.11.2010
Тема смерти в современном искусстве, Москва


Тема смерти в современном искусстве

Первый международный конкурс

Дата проведения: 28-30 октября 2008 г., 10:00-17:00

Место проведения: Москва, ВВЦ, павильон №20

Организаторы: Музей Мировой Погребальной Культуры (г. Новосибирск), Международная выставка похоронной индустрии «Некрополь» (г. Москва), HIART Gallery, (г. Москва).

В конкурсе-выставке приняли участие  более 300 художников и скульпторов. К участию было заявлено более 900 работ.

На фото вверху: Генеральный секретарь 
Немецкого похоронного Союза
Д-р Рольф Лихтнер на открытии 
выставки-конкурса. 
 
 
Фотогалерея: конкурсные работы молодых художников -
экспонаты Музея мировой погребальной культуры. 
IMG_6921_..JPG    IMG_6918_..JPG  
Помимо живописи (более 500 работ), графики (более 200 работ) и скульптуры (14 работ) в конкурсе приняли участие произведения декоративно-прикладного искусства, инсталляции, автоаэрография, ювелирные работы, тату-арт, фото-арт, фото-принт, иконопись, работы из песка, перфорация на металле, «килавар» - панно из обрезков коврового покрытия, видео-инсталляции, траурная одежда, шитье, коллажи, вышивка гладью, вышивка крестом, керамика, куклы, черепа, украшенные стразами, бисером, кристаллами Сваровски, роспись по дереву, по фарфору, резьба по дереву, матрешки, игрушки, инсталляции из кристаллов Сваровски, похоронное искусство, мемориальные архитектурные проекты (около 140 работ).

В произведениях искусства прявилось большое разнообразие затронутых тем: от библейских сюжетов и работ иконописцев-современников до проблематики алкоголизма и наркомании, подросткового суицида. Художники не остались равнодушными к недавним событиям на Кавказе, на конкурс «сквозь войну» пришли работы и из Южной Осетии и из Грузии.

География участников изменила статус конкурса, изначально задуманного как Всероссийский, на Международный, так как помимо россиян свои работы представили авторы из 24 стран: Украины, Германии, Голландии, Белоруссии, Узбекистана, Израиля, Кыргызстана, Молдовы, Литвы, Казахстана, Грузии, Армении, Канады, Италии, Финляндии, Перу, США, Южной Осетии, Индии, Испании, Латвии, Польши, Франции.

В программе конкурса прошла лекция «Тема смерти в современном искусстве», лектор -  доктор Райнер Сёрриез, профессор, директор Немецкого Музея погребальной культуры в Касселе.


  Искренне рад, наша инициатива по проведению конкурса «Тема смерти в современном искусстве» получила столь большую поддержку. Мне посчастливилось повстречать талантливого искусствоведа, большого сподвижника молодых художников  России Наталию Папанову, директора московской галереи “HIART”, которая во многом мне помогла. После того, как я сделал ей предложение по сотрудничеству, Наталия незамедлительно прилетела в Новосибирск, уже через два дня мы объявили конкурс. Вначале в Интернет, затем информационное письмо разошлось по тысячам адресов. Уже спустя месяц после объявления конкурса в Москве и в Новосибирске была первая сотня заявок.

Давно вынашивал идею такого конкурса, разговаривал со многими людьми искусства, работниками музеев. Среди моих друзей их много, ведь я больше шести лет на «Сибирской Ярмарке» проводил выставку «Свежее искусство Сибири». Признаюсь, среди искусствоведов получил мало поддержки. Мне говорили, что тема не актуальна, многих оттолкнет, предостерегали, что «желтая» пресса высмеет и дискредитирует идею. Начал информационный поиск в Интернет, искал картины на тему смерти, вечной жизни, анализировал статистику по отдельным художникам. Простой социометрический анализ убедил меня в правильности выбранной темы. Не было ни одного из современных художников, кто бы ни затрагивал прямо или косвенно тему смерти. Составил перечень близких тем. Таких оказалось больше ста. Выходило, тема смерти касается каждого без исключения автора. В том числе и тех, кто во время моих попыток разговора с ними даже слышать не хотели ничего о смерти. 

Поразительно, когда я начинал говорить с художниками, некоторые отрицали свой творческий интерес к заявленной теме. Но когда я ссылался на их же произведения, выставленные на разных сайтах, признавали, что, действительно, к их собственному изумлению, они во многих деталях и неоднократно уже исследовали эту тему. Изумлению самих художников не было предела. Они делали удивительные открытия о собственном творчестве и самих себя, они не могли поверить, что тема смерти пронизывает творчество с первых их картин и продолжает затрагивать самые глубокие струны собственной психики, что выливается в создание все новых и новых полотен. Лишь четверть произведений были специально созданы для участия в конкурсе. Остальные картины художники достали из своих запасников и архивов. 

Особенно легко мне удавалось убедить представительниц женской части мира художников. Мой вопрос: «Разве Вы когда были девочкой или студенткой не рисовали ангелов? жизнь на небесах?» Вопрос оставлял моих оппонентов безоружными. Выходило, что каждая художница хотя бы раз в жизни рисовала ангела. Разве могло быть иначе? Разве ангельская жизнь – это не романтическое отражение смерти? Нет ни одного человека на земле, который бы так или иначе не встречался или не думал о смерти. Но в том и состоит сила и мистика смерти, что при одном ее упоминании, естественная реакция человека отвергнуть даже мысли о неизбежном, отодвинуть смерть подальше от себя. Не буду говорить сколь ошибочно такое предубеждение смертью, но так выходит, чаще всего люди размышляют, словно они будут жить вечно.

Вот короткий перечень тем, который мы составили как подсказку к заявленной теме смерти нашего конкурса: тайна предопределения, смерть ради вечной жизни, возрождение души, переход, последний крик души, окно ухода, загадки тьмы, смерть на поле битвы, жизнь через смерть, трагическая смерть, рациональность смерти, устремление к смерти, смерть дедушки, смерть мамы, смерть ребенка, вечность с Богом, жизнь Ангелов, последний день на Земле, на смертном одре, отпевание, память, траурное шествие, скорбь, христианское памятование о смерти, видения клинической смерти, смерть великих людей, на кладбище, венок памяти, ангел-хранитель, траур, небесные мытарства, Царские врата рая, райские кущи, ад, воскрешение из мертвых, казни, самоубийство, смерть наркомана, военные похороны, искушение дьявола, символика смерти…

Именно этот небольшой листок во многих случаях был решающим аргументом для художников, когда они принимали решение об участии в конкурсе.
Когда начали работать со средствами массовой информации, то и нашему изумлению не было предела. Несколько художественных журналов нам ответили: «Это не наша тема», «… тема не перспективная», «У Вас не будет отклика», «Художники откажут Вам, никто не хочет слыть некрофилом», «Это никому не нужно, зачем пугать людей?».

К радости, большинство художественных сайтов благосклонно отнеслись к рекламе конкурса, за исключением одного, авторитетного, где менеджеры наотмашь отреагировали на нашу просьбу и категорически не хотели сотрудничать. Наши аргументы, что на Вашем сайте больше 10% картин посвящены этой теме и что ни один великий художник не обошел тему смерти стороной не возымели эффекта. Отдельное спасибо в связи с этим сайтам Артгород, Зеркало мира, Галерея живописи «Артслон», Lifejournal, Artonline, лично Наталье Горячевой – сайт «Артдепо» и Ирине Колосковой – сайт Artrevue, которые не только поддержали нашу инициативу, но и бесплатно разместили рекламу конкурса. Помощь была своевременной и эффективной. После того, как в паруса конкурса задул ветер художественных электронных порталов, влияние которых, как известно, не знает границ, о нашем конкурсе мгновенно узнали за рубежом. Заявки поступили из 24 стран. Также мы благодарны всем художественным вузам и училищам России, Украины, которые разместили афишу конкурса в вестибюлях своих учебных заведений. И конечно, хочу выразить благодарность моему московскому партнеру искусствоведу Наталие Васильевне Папановой и галерее Hiart за моральную поддержку, многие советы и профессиональную помощь в организации.

Мы получили много благодарностей от художников, которые признавались в том, что многие картины на тему смерти были написаны давно, но из-за тематики у них не было возможности выставляться. Мы рады, что художники, по их словам, впервые получили такую возможность представить полотна на очень трудную, закрытую, часто не оправданно отрицаемую мировоззренческую тему.

В заключение хочу разъяснить, почему я занимаюсь конкурсом, выставкой, исследованием темы смерти? Несколько лет назад у меня было диагностировано смертельное заболевание. Жизнь моя перевернулась, разбилась на две части – до болезни и после. Все, что связано со смертью, мне стало близко. Я открыл хоспис для уходящих от нас, чтобы как-то улучшить смертельно больным последний отрезок их жизни. Установил на 20 метровой высоте поклонный крест, который парит над городом и благословляет всех въезжающих. Продал весь свой бизнес, потому что осознал, на своем заключительном отрезке жизни, ничем, кроме дел, которые связаны со смертью, заниматься больше не могу… Миллион мыслей, переживаний, откровений, посланий я получил от смерти. А теперь испытываю еще и радость от соприкосновения со смертью, о которой в таком художественном разнообразии повествуют люди искусства. Участник конкурса Олег Арнаутов привел мудрую цитату, которая созвучна с моим восприятием фундаментальной методологической значимости исследования темы смерти в искусстве: «Коллекционер М. Алшибая как-то сказал: "если в картинах у художника нет темы смерти, темы жизни и смерти, то это плохой художник". Подчеркну, такой взгляд на миссию художника мне близок, потому, что думы о смерти отрезвляют, а сама смерть уравнивает всех людей, усмиряет гордыню, в том числе у художника. Гордыня – главный смертный грех, врата для всех остальных грехов. Разве тема смертельных пороков и грехов может остаться вне внимания художника?

Каталог уже был сдан в верстку, неожиданно ко мне пришел известный экстрасенс, который много работал с первыми космическими экипажами, когда те летали в космосе. Он дал разгадку. Смертью интересуются, не боятся, ценят ее, относятся к ней с достоинством и почитанием, не изгоняют, а памятуют о ней… те художники, у кого зрелая душа. Художники с молодой душой, не прошедшей основные этапы духовной социализации, не способны глядеть смерти прямо в глаза. Она их страшит, приводит в трепет, выбивает почву из-под ног, деморализует… Выходит, все кого мы имеем честь представить на страницах этого каталога, это самые передовые, духовно зрелые художники. Их творчество, письмо проистекает не от ума и души, которая трепещет, любит, боится, ревнует, завидует, мучается, терзается… А от вековой мудрости и закаленного твердого духа. Поэтому их произведения не о правилах жизни, а о вечных законах мироздания.

Хочу выразить надежду, что следующий, второй конкурс соберет в 2009 году еще больше ярких личностей и станет важным событием в творческой и духовной жизни художественной общественности.

С уважением и благодарностью ко всем участникам конкурса,
Сергей Якушин, председатель жюри конкурса, член Союза художников РФ, член Союза журналистов, академик Европейской Академии естественных наук.



Sorries.jpg
 У культуры есть две великие движущие силы - любовь и смерть. Эти жизненно важные аспекты жизни определяют наше  мышление, действия, чувства. И они находят свое отражение и в искусстве. Художники обращаются к теме смерти, интерпретируя жизнь и любовь, так как наш взгляд на смерть формируется с точки зрения живущих и любящих. Искусству не всегда легко спроецировать и показать лицо смерти в картинах, поскольку многие просто боятся взглянуть в ее лицо, признать последнюю реальность. Поэтому искусство, связанное с темой смерти переменчиво в истории и разных культурах, оно подвержено конъюнктуре, иногда оно стыдливо прячется.

Культура капиталистического и пост-социалистического обществ сегодня не ведет «дискуссии со смертью, трауром и скорбью». Всемирный финансовый кризис, который господствует в мире и угрожает столкнуть его в хаос, показывает, насколько велико стремление людей к максимизации прибыли, как сильно оно захватывает мышление, может легко разрушить человека. Поэтому отрадно видеть на этой выставке, несмотря ни на что, художники обращаются к вечной теме. Маркетинг и финансы не могут заменить живой взгляд на жизненно важные истины. Искусство не перестанет обращаться к теме смерти. Наша цель – создать художникам условия для развития творчества. Музей погребальной культуры в Касселе (Германия) с 1992 служит этой цели, и мы рады, что теперь в России у нас появились соратники и единомышленники. 
Размышление о смерти - начало любой философии, говорил Сенека еще в 65 г. н.э., а искусство - это сестра философии. Гуманное в человеческом бытие может развиваться там, где конечность чьей то жизни воспринимается как признак уникальности жизни. Художники должны быть благодарны, что они могут участвовать в распространении этого послания, и благодарить организаторов этого художественного конкурса за то, что они предоставляют для этого такую прекрасную возможность. 
доктор Райнер Сёрриез 
Профессор, директор Музея погребальной культуры, Кассель 









Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика