Символы смерти. Сакрально-символический смысл цвета в христианстве

23.12.2010
Символ и цвет – два важнейших компонента сакрального творчества. Поскольку смерть всегда имеет мировоззренческо-духовную составляющую, для каждого художника важно владеть основами символики и цвета при создании произведений на тему смерти, жизни после смерти, жизни на небесах. Предлагаем короткое введение в эту методологически важную сферу творчества.

Могильный крест - один из самых распространенных надгробий. Крест -важнейший символ христианства, напоминание о распятии и воскресении Иисуса Христа. Крест - знак победы над смертью, залог вечной жизни. Обычно крест ставят на постамент, напоминающий Голгофу, холм, где происходила казнь. На некоторых надгробных плитах Голгофа изображается ступенчатой подставкой, под которой помещен череп - "голова Адама". Предание гласит, что крест был водружен над могилой первого человека, грех которого искупил Спаситель.

Сложнейшие элементы христианской символики в разных вариантах встречаются на множестве памятников. Это вьющиеся виноградные лозы - символ причастия; добрый пастырь - символ Иисуса Христа; крест и якорь - символы Веры и Надежды; треугольник в сиянии - Всевидящее Око, символизирующее Бога Отца, от которого исходит Дух Святой (изображаемый лучами, а иногда в виде голубя); Солнце и Луна - символы Нового и Ветхого завета, истин Божественного учения. На некоторых памятниках изображение Солнца символизирует свет Истины. В Некрополе встречается символический рельеф: юноша, встающий из гроба навстречу солнцу, - напоминание о воскресении из мертвых.

Символичен памятник младенцу Мусину-Пушкину: на фрагменте из черного лабрадорита бронзовый позолоченный крест, составленный из множества розовых бутонов. Для христиан роза - это цветок Богоматери, символизирующий Её небесное покровительство и любовь. Цветы, радующие глаз своей свежестью и яркостью, символизировали краткость радостей жизни, кончающихся так же быстро, как опадают лепестки розы. Как напоминание об этом, на памятниках изображались гирлянды и венки из цветов, вазы, наполненные цветами и плодами.

Корабль для христиан символизирует Церковь, в которой верующие видят защиту от опасностей, подстерегающих человека в “море житейском".

На памятниках XIX века встречается фигура женщины с покрытой головой, в длинном облачении, держащей в руке крест, - аллегория христианской Веры, которая также может изображаться фигурой сидящей женщины с раскрытой книгой, символизирующей Священное Писание. Христианская Любовь символизируется фигурой женщины, ласкающей детей. Ангелы - посланники небес и хранители души, от рождения до смерти сопровождающие человека, изображаются крылатыми юношами в длинных одеяниях. Атрибут архангела Гавриила, несущего Марии благую весть о рождении Иисуса, - пальмовая ветвь. Это символ славы, который можно увидеть на многих надгробиях.

Херувимы изображаются в форме головок, осененных крыльями. Ангелы встречают душу, восходящую в Царство небесное, изображаемую в виде девушки или младенца с крыльями. Иногда в рельефах изображают ангелов, водружающих крест, - символ спасения души. Встречающиеся на надгробиях звезды (количество лучей не имеет значения) в православии означают славу Господа Иисуса Христа, названного апостолом Павлом "звездой утренней".

На одном из памятников Некрополя сохранилось изваяние Феникса - сказочной птицы, сжигающей себя, чтобы родиться вновь. Этот символический образ воскресения в широком смысле может быть истолкован как знак памяти, над которым не властны время и разрушение. Пройдя через десятилетия исторического беспамятства, ныне мы обращаемся к истокам нашего культурного самосознания, и в этом возрождении духовных традиций нам помогают художественные образы, сохраненные в Пантеоне России - музейном Некрополе Санкт-Петербурга.

Символика похоронного цвета
Черный
Черный - символ ночи: смерти, раскаяния, греха, тишины и пустоты. Поскольку черный поглощает все другие цвета, он также выражает отрицание и отчаяние, является противостоянием белому и обозначает негативное начало. В христианской традиции черный символизирует горе, оплакивание и скорбь.

Обычай надевать черное в знак скорби и на похоронах произошел из предрассудка. Люди полагали, что при этом дух умершего не может их узнать и потому причинить им вред. Вуаль на лице была призвана смутить
демонов и не позволить им утащить в ад еще одну душу.

Обычай надевать черную повязку на левый рукав в знак скорби восходит к рыцарским временам, когда дама сердца надевала повязку на руку рыцаря в знак того, что он служит ей. Позднее повязка стала знаком верности по ушедшей супруге.

В Японии черный - цвет радости.

В британском суде квадраты черной материи судья разрывал при произнесении смертного приговора.

“Черная смерть" - название эпидемии бубонной чумы, уничтожившей в 1348 году примерно 25 000 000 человек только в Европе.
Белый
Белый - божественный цвет. Символ света, чистоты и истины. В большинстве стран (в странах Европы, Китае, Египте и др.) белый - цвет траурных одежд. Белыми одеждами умершего посвящали в новую жизнь.
Это цвет радости и праздника.

Противоречивый символ. Сочетающий в себе, с одной стороны, свет и жизнь, а с другой - старость, слепоту и смерть. В Китае белый цвет ассоциировался одновременно и с вероломством, и с чистотой. Скандинавская богиня смерти Хель, обитающая в ледяном (белом) мире смерти, Хель имеет мертвенно-белое лицо.

Выражение "белая ворона" известно всем, а вот что такое "белый слон"? Это выражение пришло к нам из древнего Сиама. Чтобы избавиться от неугодного придворного, король Сиама дарил ему большого белого слона. Стоимость прокорма животного быстро разоряла придворного, а избавиться от царского подарка было невозможно. С тех пор большое, внушительное, но бесполезное приобретение называют "белым слоном".

“Печень цвета лилии" ("белая печень"). Выражение произошло из убеждения, что печень трусов не имеет крови.

"Показать белое перо" - проявить трусость. Выражение пришло из петушиных боев. Было замечено, что петухи с красной и черной окраской вырывают перья из хвостов более трусливых белых петухов.

Интересно, что слово "кандидат" происходит от латинского "candidus" ("ослепительно белый").

Белый голубь символизирует мир, Святой дух. Белые яйца - сотворение. Белый флаг - добровольную сдачу, перемирие.

Белый - цвет очищения от грехов, крещения и причастия, праздников Рождества, Пасхи и Вознесения.

Сакрально-символический смысл цвета в христианстве
Цвет имеет сакральный, то есть священный, божественный, неприкосновенный смысл, соответствующий каждому христианскому празднику. Нарушение христианского правила неизбежно приведет к конфликту между сакральными смыслами цвета и праздника, нарушит душевный мир человека, и, в конечном счете, отвратит христианскую душу от неуклюжего, невежественного художественного творчества. Поэтому грамотный, просвещенный подход к подбору цвета - важнейший аспект в изобразительном искусстве.

Не секрет, служителям Церкви открыт сакральный смысл цветовой радуги.

Задолго до христианства человек наделял различные цвета, наблюдаемые в природе, определенными свойствами, которые, по его мнению, влияли на судьбу, на обстоятельства жизни и смерти. Например, цвет дня (белый) и цвет ночи (черный) символизировали силы добра и зла. Цвет крови (красный) чаще всего подразумевал животворящие силы. Православие вкладывает в каждый цвет смысл, продиктованный Священным Писанием. Важнейшие праздники Православной Церкви и священные события, которым присвоены различные цвета одеяний, объединены в шесть основных групп. В радуге красок есть три самостоятельных цвета: красный, желтый и голубой (синий), от которых образуются остальные четыре цвета (зеленый, фиолетовый, оранжевый, синий). Соответственно красный цвет может олицетворять Бога Отца, золотой или желтый - Бога Сына, а голубой или синий - Бога Духа Святого.

Золотой, желтый
ПЕРВАЯ ГРУППА праздников и дней памяти Господа Иисуса Христа, пророков, апостолов и святителей имеет золотой или желтый цвет облачений по преимуществу. Золото есть символ Божественного света и имеет особое значение царственности, славы и достоинства. Это объединяет золото с белым цветом. Желтый цвет является чаще заменой золота, но сам по себе не может заменить белого цвета, ибо он только замена золотого. Воскресные дни, памяти апостолов, пророков, святителей отмечаются также в ризах золотого (желтого) цветов, так как это связано с представлением о Христе как о Предвечном Архиерее и о тех его служителях, которые в Церкви знаменовали собой Его присутствие и имели полноту Благодати высшей степени священства.

Голубой, белый
ВТОРАЯ ГРУППА праздников и дней памяти Пресвятой Богородицы, всех Бесплотных сил, дев и девственников имеют голубой и белый цвет облачения. Ипостаси Духа Святого соответствует голубой цвет неба и Благодати, которой от рождения была облечена Пресвятая Дева. Ее духоносность, как небесная чистота и непорочность, знаменуется голубым цветом, цветом высочайшей Божественности, что соответствует Духу Святому (Царю Небесному).
Фиолетовый, темно-красный

ТРЕТЬЯ ГРУППА праздников и дней памяти о Кресте Господнем имеет в облачении священства фиолетовый и темно-красный цвета. Матерь Божия изображается на иконах в темно-красном, вишневом или пурпурном покрывале, надетом поверх голубых или зеленых риз потому, что пурпурные одеяния, багряницы, наряду с золотыми, были в древности одеждой царей и цариц. А Божия Матерь и есть Царица Земли и Неба. Фиолетовый цвет объединяет в себе начало и конец спектра радуги, а Крестная смерть Спасителя явилась завершением всех дел спасения человека в земном естестве. Фиолетовый цвет есть цвет глубочайшей духовности. Аметисты, особенно насыщенных мощных оттенков, всегда любовно употреблялись в украшении икон и облачений, что связано с их фиолетовым цветом.

Красный
ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА праздников и дней памяти имеет в облачении священства красный цвет. Бог есть Любовь, а также Огонь, неоднократно проявлявшийся именно как пламень. Сказанное позволяет отнести красный цвет по преимуществу к мученичеству, в знак того, что кровь, пролитая святыми за веру во Христа, явилась ярким свидетельством их пламенной любви ко Господу. Красный цвет в Церковной символике является символом безграничной взаимной любви Бога и человека. Красные пасхальные облачения также напоминают нам именно об Искупительном подвиге Спасителя.

Зеленый
ПЯТАЯ ГРУППА праздников и дней памяти преподобных, подвижников и юродивых по преимуществу использует в облачениях зеленый цвет. Этим цветом отмечены празднования дня Троицы, Вход Господень в Иерусалим и день Святого Духа. Зеленый цвет образуется из сочетания голубого цвета, (указывающего на Бога Духа) и желтого, (указывающего на Бога сына). Это точно соответствует по смыслу тому, что Господь исполнил Свое обетование - все, имеющее жизнь, творится по воле Отца, через Сына и оживотворяется Духом Святым. Поэтому символом вечной жизни явлено древо и в Церковном Писании, и в Церковном сознании. Так что обыкновенная зелень деревьев, лесов и полей всегда воспринимается религиозным чувством как символ жизни, весны, обновления, оживотворения. И на день Святой Троицы мы видим в храмах много зелени. Зеленый цвет облачений в дни памяти подвижников означает, что из их подвигов, как из земли, произрастают живительные райские ростки всех добродетелей.

Темные
ШЕСТАЯ ГРУППА цветов облачений священства темно-синие, темно-зеленые, темно-красные, фиолетовые, черные отмечают собою период постов. Черный употребляется только во дни Великого поста. На первой седмице этого поста и на будних днях прочих седмиц цвет облачений - черный; в воскресные и праздничные дни цвета темные с золотой или цветной отделкой.

Белый
БЕЛЫЙ ЦВЕТ (Рождество) в церковной символике не просто один из многих других цветов, но он есть символ Божественного, нетварного света, в том числе и Фаворского, виденного учениками Христа при его славном Преображении. Белый цвет или свет переливается всеми цветами радуги и как бы содержит их в себе, при этом не теряет своей сверкающей белизны. В древности в Православной Церкви не было черных богослужебных облачений, они были только повседневными. В 1730 году в России впервые было официально предложено петербургскому духовенству облачиться по возможности в черные ризы для участия в похоронах Петра II. Именно с тех пор черные облачения вошли в обиход как символ смерти, траура или отречения от мирской суеты и богатства для служб Великого поста. Заупокойные службы, панихиды, отпевание усопших служатся в белых священнических облачениях.

 Надеемся, наши короткие тезисы помогут художникам более осознно и грамотно подходить к цветовым решениям на своих полотнах

Юрий ПИРЮТКО, создатель музейной экспозиции мемориальной пластики государственного Музея городской скульптуры Санкт-Петербурга
Сергей ЯКУШИН, член Союза художников России, член Союза журналистов России, академик Европейской академии естественных наук

1.jpg

2.jpg

3.jpg

4.jpg

5.jpg

6.jpg

7.jpg

8.jpg

9.jpg

10.jpg

11.jpg

12.jpg

13.jpg

14.jpg

15.jpg

16.jpg
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика