На протяжении веков среди великого множества направлений в искусстве, от наскальной живописи до современных тенденций, одна тема в больше мере неизменно привлекает внимание, как художников, так и зрителей. Это тема Смерти. Осознание смертности - важнейший импульс человеческой активности, творчества. Страх смерти - источник философии, науки, искусства, религии. Он практически никого не оставляет равнодушным. Рождение и смерть – два неизбежных явления в жизни каждого человека и что ждет всех там, за чертой, куда заглянуть никому не удаётся – вопрос, будоражащий умы многих людей... Кто-то страшится даже упоминания о смерти, а кто-то благодаря осмыслению собственной смертности устраивает своё жизненное пространство на более качественном уровне.
Феномен смерти столетиями пытаются осмыслить и учёные, и люди творческие. Смерть примиряется искусством, точнее, смерть и искусство - это, в сущности, некая единая инстанция, стоящая за и над жизнью. Мир дуален, смерть просвечивает в каждом жизненном эпизоде, превращая его в эстетически прекрасную загадочную картинку. Почему видение смерти в различных проявлениях в большей мере предлагают многие живописцы? Ответ на это вопрос был получен лишь в ХХ веке с появлением новой науки - психофизиологии. Оказалось, что творчески одарённые люди обладают более чувствительной психикой, они имеют больше возможностей приблизиться к сакральной теме, заглянуть в тонкие материи, непостижимые для сознания обычного человека. Сюжеты смерти в искусстве многолики, но во многих исторических периодах смерть не имеет фигуративного образа, когда её изображали завуалировано, метафорически. Даже на самых первых петроглифах в Австралии смерть изображена образно. Одна из версий учёных-психологов по этому поводу такова, что в человеческой психике заложен механизм замещения, благодаря которому и получается образное представление о смерти. Улучшенное представление образа – это уже какое-то освобождение. Образ может восприниматься. Психика создает себе образ с помощью прилагательных-анализов, также художники подходят с такой же системой. Мы пользуемся образами-символами, абсолютными метафорами, чтобы заполнить невыразимость этого понятия – Смерть, которому не соответствует никакое воззрение. Между тем, человек, так или иначе, думает о смерти. При этом он начинает размышлять о том, как он живет, и что ждет его на «том свете». Если говорить словами служителей традиционных религий, вся человеческая жизнь – это подготовка к моменту ухода из этого мира. На такое представление вечной темы в большей степени повлияли религиозные мировоззрения, в которых смерть представлена переходным этапом к другой жизни – посмертной, вечной. Так же в изобразительном искусстве всегда присутствуют периоды натуралистического изображения смерти и её орудий, отличного от образных интерпретаций. В данном случае мы говорим об отдельном жанре западного искусства «Dance Macabre» - Пляске смерти. Он охватывает продолжительный период – XIV – XIX. Учёные – искусствоведы видят несколько предпосылок, повлиявших именно на данный вид искусства. Одни говорят, что на это повлияли бесконечные войны и эпидемии, уносящие миллионы жизней, другие видят в пляске смерти социально-религиозный контекст. Хотя именно философско-религиозные воззрения на смерть мы можем больше видеть в жанрах Memento More и Venitas, появившимся практически одновременно с пляской смерти и демонстрирующие бренность бытия, но не в натуралистическом изображении, как пляска смерти. Например, самые популярные интерпретация в стиле Memento More череп на книге - мудрость жизни, череп, свеча и мыльный пузырь – хрупкость, быстротечность жизни. В средневековье странствующие ваганты в своих произведениях часто прибегали к теме смерти, как бы пытаясь ответить на риторический вопрос: «Почему перед тобой все равны?» Смерть уравнивает всех: богатых и бедных, царей и нищих. Искусство в этом смысле похоже на смерть, оно проявляет интерес к различным людям и персонажам. Сюжет смерти в искусстве, а в нашем случае – живописи оставался и остается востребованным по сей день, изменяясь лишь в формах подачи в зависимости от существующих техник живописного мастерства и тенденций в конкретную историческую эпоху. На изображение феномена смерти влияет всё – и личный опыт художника, и социально-политическое устройство общества, и поэзия и музыка. По мере развития общества появляются и новые сюжеты: убийцы, самоубийцы, сцены расстрелов, похорон, гибель на поле боя. А еще позже художники начинают показывать смерть на бытовом уровне: покойник в своем доме, в больнице. Они раскрывают эту тему как с трагической стороны, то есть показывают художественными средствами смерть на Земле, так и с мистической, показывая потустороннюю жизнь в том виде, как они себе это представляют. Теме смерти отдали дань практически все великие художники. Наверное, трудно найти среди них мастера, хотя бы раз не обращавшегося к «смертельным» сюжетам. Бесспорно, ведущее место среди таких полотен занимают картины, связанные с последними часами земной жизни Иисуса Христа («Распятие», «Оплакивание», «Положение во гроб»). Множество картин посвящены мученичеству и страданиям людей, которые позже были канонизированы церковью. Здесь можно упомянуть многочисленные изображения «усекновения главы Иоанна Предтечи» и «Успение Богородицы». Искусство конца ХХ – начала ХХI века показывает, что сохраняются архаические представления о смерти, о которой, кажется уже ничего не сохранилось. Фигура персонифицированной смерти, устрашающий анималистический скелет не является редкостью в постмодернистском искусстве. В настоящее время в изобразительном искусстве так же наблюдается очередной всплеск Пляски Смерти. Авангардисты часто используют мотивы средневековой пляски смерти в своих работах. Сегодня вряд ли кто-то верит в смерть с косой. Но образы продолжают жить по сей день. Публика увлекается ожившими мертвецами, это фантастическая реальность массовой культуры. Публика не верит в эти произведения, но попадает под воздействие архаичных призраков. В наши дни происходит выхолащивание интерпретации черепа, как символа бренности бытия, он превратился в модный молодёжный атрибут. В наши дни, когда смерть в России стала пугающе обыденной и обильной, как противопоставление происходящему наступает возрождение духовности, и мы обращаем свои взгляды на образцы высокого искусства. Помимо полотен известных мастеров: В. Перов, Босх, Ж.Л. Давид, К. Флавицкий, И. Репин, Э. Мане и других, всё чаще можно встретить новых современных авторов с глубоким осмыслением этой философской темы. Возможно, эмоции, которые они вызывают, помогают что-нибудь изменить в нашей жизни… О. В. Кучинёва, преподаватель факультета «Похоронный менеджмент» новосибирского торгового колледжа П. И. Новиков, преподаватель факультета «Похоронный менеджмент» новосибирского торгового колледжа |
|
Смерть в живописи
22.12.2010