Московская галерея HIART, имеющая опыт проведения конкурсов среди молодых художников Москвы («Кисть как оружие», «Несовместимое вместе» 2006-07, «Удивительный мир лошади» 2008) с большим интересом и благодарностью приняла предложение президента «Новосибирского похоронного дома» Якушина С. Б. о поддержке художественного конкурса «Тема смерти в современном искусстве». Замысел о проведении этого проекта возник год назад. В Новосибирске создаётся новый и, пока, несколько необычный для нашей страны объект культуры - первый в России Музей мировой погребальной культуры, где посетители могли бы познакомиться с интерпретацией темы смерти на основе произведений живописи, скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства с привлечением современных мультимедиа-средств. Объявленный конкурс, является одним из источников комплектования фондов будущего музея и несет в себе важный культурологический аспект музеефикации «вечной темы» искусства.
Изначально конкурс был ориентирован на молодых авторов, но, в процессе работы мы встретили огромный интерес со стороны художников среднего и даже старшего поколения. Поданы заявки, как от совсем юных (Авдеева Александра 1997 г.р., Украина, г. Винница – вне конкурса, Лунина Софья, 1998 г.р., г. Новосибирск, всего в проекте участвуют 4 школьницы – вне конкурса), так и профессиональных художников среднего и старшего поколений. Поэтому, в ходе организационной работы было принято решение дать максимальную возможность продемонстрировать на выставке свое творчество представителям всех поколений. Однако, к конкурсному участию допущены только профессиональные художники до 35 лет. Остальные возрастные категории выставляются вне конкурса. География участников изменила статус Всероссийского конкурса на Международный, включив кроме России, участников из 20 стран и республик РФ: Украина, Германия, Белоруссия, Узбекистан, Израиль, Кыргызстан, Молдова, Литва, Казахстан, Грузия, Армения, Канада, Италия, Голландия, республика Чечня, Татарстан, Перу, США, Южная Осетия. Первый конкурс «Тема смерти в современном искусстве» не ставил ограничительных рамок и не преследовал цель отбора работ по определенной идеологической направленности, сюжетам. В каталоге Вы увидите разнообразные художественные стили от классических традиций до новейших течений, а также различный художественный уровень произведений от нетвердой руки студента до маститых профессионалов. Наш конкурс - это шаг, направленный на популяризацию и привлечение должного внимание к «вечной теме» искусства, перед которой в советском обществе стоял негласный запрет на «упаднические» настроения, а в постсоветское – «всеразрешенческие» перехлесты. Нам бы хотелось снять занавес стыдливости и завуалированности с темы смерти, но, при этом сохранить морально-этическую ответственность авторов, дабы избежать позиции грубого натурализма «за пределами искусства».
Первый конкурс «Тема смерти в современном искусстве»– это поиск единомышленников, единение творческих людей, подлинно интересующихся и переживающих в своем творчестве тему ухода из жизни в различных ее интерпретациях. Для наших участников Смерть – повод для художественного творческого процесса в философском, мировоззренческом, социокультурном аспектах. В произведениях искусства встречается большое разнообразие затронутых тем от библейских сюжетов и работ иконописцев-современников до проблематики алкоголизма и наркомании, подросткового суицида. Реализм и абстракция, символизм и видео-арт. Многообразие стилей и направлений. Это поиск и свобода творческого процесса. Участники ставят перед собой вопрос: «Что такое смерть»? Вот как ответил на этот вопрос один из художников: «Тема перехода из жизни в смерть и из смерти в жизнь одна из основополагающих в искусстве. Искусство как бы показывает взгляд с пограничного порога между физическим и метафизическим. Этот взгляд может конкретизироваться в теме смерти, так и абстрагироваться от неё, тем не менее, подразумевая её как одну из стержневых мыслей той мистерии, которое разыгрывается средствами искусства. И то, что называется, как правило, творческими поисками, обозреваемое этим "взглядом с порога", очень часто выглядит как хождение кругами в заколдованном лесу». (Максимильян Пресняков, г. Рязань).
А вот мнение 26-летней художницы из Москвы Сазоновой Александры: «Эта тема - возможность поразмышлять о бессмертии человеческой души, о великом и малом, сиюминутном и вечном, о жизни человека после смерти в иных мирах». Смерть для меня - явление глубоко мистическое и философское. Это повод задуматься о своей жизни сейчас и о том, что будет после. Трезво взглянуть на происходящие вещи. Подумать о том, что действительно важно в этой жизни...».
«Когда я писала картины на тему смерти, я отдавала дань памяти своим близким, безвременно ушедшим от нас… Искусство дает уникальную возможность увековечить память о самых дорогих людях, которых уже не вернуть…Это вечная память…» (Степанова Надежда, художник, г. Москва).
Первый конкурс – это проба сил как со стороны художников, так со стороны организаторов. Это огромное желание открыть зрителю всю многогранность одной из интереснейших тем в искусстве, убрать страх от встречи с неизвестностью «по ту сторону жизни». «Ведь трагедия человека не в смерти - его трагедия в пустой жизни, ничтожно смертью оцениваемой» (комментарий Д. Голубева к картинам художника Б. Вилкова).
Когда несколько авторов прислали на конкурс вместе с картинами свои комментарии, мы решили запустить небольшой опросник, который разослали всем участникам: «Ваше отношение к смерти? Ваше отношение к теме смерти в искусстве? Почему вы в своем творчестве обратились к такой трудной мировоззренческой теме?» От большинства участников мы получили глубокие, вдохновенные ответы. Собранные вместе, под обложкой нашего каталога, они составили важный философско-психологический обзор различных отношений людей искусства к смерти. Богатый, сложный, во многом поучительный творческий срез взглядов художников разных стран, который нуждается в самостоятельном научном исследовании.
Участникам конкурса будет приятно узнать, что по результатам будет сформирована передвижная выставка для показа в музеях, тематически родственных Новосибирскому музею Мировой Погребальной культуры: в Вене, Амстердаме, Барселоне, Касселе, Дюссельдорфе, Нью Йорке, Пекине. Это будет взгляд российских авторов на проблематику «Вечной темы» искусства.
Результаты совместной с С.Б. Якушиным работы нас обоих и всех наших друзей порадовали, коллег и партнеров ошеломили. В свой первый год конкурс собрал 280 авторов, которые представили более 740 произведений самых разных жанров и техник, объединенных одной вечной темой – смерть.
В заключение, хотелось бы поблагодарить лично Сергея Борисовича Якушина, единственного спонсора конкурса–выставки, потратившего несколько миллионов рублей на создание художественного события европейского, а может быть и мирового уровня. С.Б. Якушин - один из редких меценатов современного искусства России, в которых так нуждаются художники.
Социометрия первого международного конкурса «Смерть в искусстве»
Участвуют 306 художников и скульпторов: 216 до 35 лет, 90 старше.
Всего 905 работы: из них 550 живописных работ, около 200 графических, 14 скульптурных..
Живопись: пейзаж, портрет, натюрморт, ню, морской пейзаж, архитектура, религия, историческая живопись, батальная живопись, фигуратив, символические композиции. А также большое разнообразие картин по стилям и направлениям: сюрреализм, абстракционизм, реализм, соцреализм, некрореализм, наивное искусство, импрессионизм, постмодернизм, авангардизм, символизм, примитивизм.
Декоративно-прикладное искусство, инсталляции, автоаэрография, ювелирные работы, тату-арт, фото-арт, фото-принт, иконопись, работы из песка, «килавар» - панно из обрезков коврового покрытия, видеоинсталляции, траурная одежда, шитье, коллажи, вышивка гладью, вышивка крестом, керамика, куклы, черепа, украшенный стразами, бисером, кристаллами Сваровски, роспись, матрешки, игрушки, инсталляции из кристаллов Сваровски, похоронное искусство, архитектурные проекты – около 140 работ.
Страны и количество участников:
Украина – 16, Германия – 8, Белоруссия – 6, Узбекистан – 5, Израиль – 3, Кыргызстан – 2, Молдова – 4, Литва – 2, Казахстан – 2, Грузия – 2, Армения – 1, Канада – 1, Италия – 1, Голландия – 1, Финляндия – 1, Перу – 1, США – 1, Южная Осетия – 1, Индия -1, Испания -1, Латвия – 1, Польша -1, Франция – 1, Россия - 242.
География российских участников
Алтайский край -1, Архангельск -1, Астраханская область – 3, Брянская область -2, Волгоградская область – 1, Воронеж - 2, Екатеринбург – 4, Иркутская область – 2, Казань -2, Кемеровская область – 3, Краснодар – 1, Красноярский край – 3, Магнитогорск – 1, Моршанск -1, Набережные Челны -2, Нижегородская область – 2, Новороссийск -1, Новосибирск и область -33, Норильск – 1, Омск – 5, Орел - 1, Пенза - 2, Ростовская область -2, Рязань – 3, Салават – 1, Санкт-Петербург -20, Саратов - 1, Сахалин - 1, Сертолово – 1, Смоленск – 1, Сочи – 1, Ставрополь – 1, Сызрань – 1, Тольятти – 2, Ульяновская область – 1, Ярославль и область – 4, Чеченская Республика (Грозный) – 1, Бурятия (Улан-Удэ) – 1, Москва и Московская область – 188.
Наталия Папанова,
директор галереи "HIART", музеолог
Конкурс " Тема смерти в современном искусстве. Наталия Папанова, Москва
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Опрос дня
26.01.2023
22.01.2023