В 90-е годы сознание российского человека оказалось перед пустотой. Рухнули почти все ценности, которые когда-то давали ответы на главные вопросы, - или позволяли вообще не задавать вопросы. Да что там, - рухнули совершенно все ценности. И у российского человека возникла дилемма: не задавать вопросов вообще, поскольку готовых ответов не предвидится, - или напротив, начать задавать самые тревожные, азартные, страшные, безумные вопросы, - вопросы, в существовании которых человек прежде и сам себе не признавался.
Обитателю 90-х было очень хорошо известно одно направление, в сторону которого шли такие вопросы, - это книги Карлоса Кастанеды. Причем вопросы шли, а успокоительных и понятных ответов обратно не поступало. Напротив, - вопросы разрастались, азарт усиливался, страх – тоже. Вселенная мексиканских магов оказалась много притягательнее, чем любительские эксперименты с травками Чуйской долины или с бесконечными модификациями зарубежного алкоголя, которые призывно смотрели в 90-е из каждого киоска.
Книги Кастанеды – это своего рода символ того состояния, с которым российское общество вошло в новую эпоху, в 90-е годы. Неопределенность, драйв исследователя, тревога и полагание только на собственную личную силу. Это тот краткий период нашей истории, когда мы не боялись пользоваться собственным умом и собственным прямым опытом. Прошло около двадцати лет, страна успешно «воцерковляется» и готовых ответов много больше, чем вопросов. О Кастанеде и о том ожидании безумного путешествия, с которым мы открывали каждый его новый том, - помнят сегодня лишь «ветераны» той славной эпохи.
1. Принять на себя ответственность за свои решения — это значит быть готовым умереть за них.
2. Смерть — худшее из всего, что может с нами случиться. Но поскольку смерть — наша судьба и она неизбежна, мы — свободны.
3. Люди, как правило, не отдают себе отчета в том, что в любой момент могут выбросить из своей жизни все что угодно. В любое время. Мгновенно.
4. Вместо того, чтобы посвятить себя миру, человек растрачивает себя на дела.
5. Чтобы воля стала действующим началом — тело должно быть совершенным.
6. Всё очень просто: один и тот же лист падает снова и снова. Но тебе этого мало, тебе нужно еще понять: как, зачем и почему. А здесь понимать нечего, да и всё равно не понять.
7. ... это лишь один из миллиона путей. Да и все что угодно — лишь один путь из миллиона возможных. Поэтому ты всегда должен помнить, что путь — это только путь; если ты чувствуешь, что он тебе не по душе, ты должен оставить его любой ценой. Чтобы овладеть такой ясностью, ты должен вести правильную жизнь. Только при этом условии ты будешь знать, что любой путь — это всего лишь путь и ничто не мешает ни тебе самому, ни кому-то другому оставить его, если сделать это велит тебе твое сердце. Но предупреждаю: твое решение должно быть свободно от страха и честолюбия. Смотри на любой путь прямо и без колебаний. Испытай его столько раз, сколько найдешь нужным ...
8. Лишившись чувства собственной важности, мы становимся неуязвимыми.
9. Страх — первый неизбежный враг, которого человек должен победить на пути к знанию.
10. Умение закалять свой дух в то время, когда тебя попирают и топчут, — вот что называется контролем.
11. Весь фокус в том, на что ориентироваться… Каждый из нас сам делает себя либо несчастным, либо сильным. Объем работы, необходимой и в первом, и во втором случае, — один и тот же.
12. В мире, где за каждым охотится смерть — нет времени на сожаления или сомнения. Время есть лишь на то, чтобы принимать решения.
13. Чтобы человек понял, что ему есть для чего жить, у него должно быть то, за что стоит умереть.
14. Всякая случайность есть лишь непознанная закономерность.
15. Обычный человек слишком озабочен тем, чтобы любить людей, и тем, чтобы его любили. Воин любит, и все. Он любит всех, кто ему нравится, и все, что ему по душе, но он использует свою контролируемую глупость, чтобы не беспокоиться об этом. Что полностью противоположно тому, чем занимается обычный человек. Любить людей или быть любимым ими — это еще далеко не все, что доступно человеку.
16. Мир такой-то и такой-то только потому, что мы сказали себе, что он такой.
17. Нас уязвляют и обижают действия либо посягательства со стороны наших ближних, и это нас ослабляет. Наше чувство собственной важности заставляет нас почти все время чувствовать себя кем-то оскорбленным или на кого-то обиженным.
4 природных врага человека (Карлос Кастанеда)
4 природных врага человека.
Когда человек начинает учиться, он никогда не имеет четкого представления о препятствиях. Его цель расплывчата, его намерение неустойчиво. Он ожидает вознаграждения, которого никогда не получит, потому что еще не подозревает о предстоящих испытаниях.
Учение оказывается всегда не тем, чего от него ожидают. Каждый шаг - это новая задача, и страх, который человек испытывает, растет безжалостно и неуклонно. Его цель оказывается полем битвы. И таким образом перед ним появляется его первый природный враг: СТРАХ!
Ужасный враг, коварный, неумолимый. Он таится за каждым поворотом, подкрадываясь и выжидая. И если человек, дрогнув перед его лицом, обратится в бегство, его враг положит конец его поискам. Человек уже никогда не станет человеком знания.
Он может стать болтуном или безвредным напуганным человеком; но во всяком случае он будет побежденным.
Чтобы одолеть страх, нужно всего лишь не убегать.
Человек должен победить свой страх и вопреки ему сделать следующий шаг в обучении, и еще шаг, и еще. Он может быть полностью устрашенным, и, однако же, он не должен останавливаться.
И наступит день, когда его первый враг отступит. Человек почувствует уверенность в себе. Его намерение укрепится. Обучение больше не будет пугающей задачей. Когда придет этот счастливый день, человек может сказать не колеблясь, что победил своего первого природного врага. Это происходит постепенно, и все же страх исчезает внезапно, в один миг.
Тот, кто однажды преодолел страх, свободен от него до конца дней, потому что вместо страха приходит ясность, которая рассеивает страх.
К этому времени человек знает все свои желания и знает, что с ними делать; он может открывать для себя или предпринимать новые шаги в обучении, и все его действия пронизывает острая ясность. Человек чувствует, что для него не существует тайн.
И так он встречает второго врага: ЯСНОСТЬ!
Эта ясность, столь труднодостижимая, рассеивает страх, но она же и ослепляет..
Она заставляет человека не сомневаться в себе. Она дает уверенность, что он ясно видит всё насквозь. Но всё это заблуждение. Если человек поддастся своему мнимому могуществу, значит он побежден вторым врагом и будет в обучении топтаться на месте. Он будет бросаться вперед, когда надо выжидать, или он будет выжидать, когда нельзя медлить.
Так, вместо человека знания, человек может стать отважным воином, или, скажем, шутом. Однако ясность, за которую он так дорого заплатил, никогда не сменится вновь тьмой и страхом.
Чтобы избежать поражения, нужно победить ясность и пользоваться ею лишь для того, чтобы видеть и терпеливо ждать, и перед каждым новым шагом тщательно все взвешивать; а прежде всего - знать, что его ясность в сущности иллюзорна.
И однажды он увидит, что ясность была лишь точкой перед глазами*. Только так он сможет одолеть своего второго природного врага и достичь такого положения, в котором ему уже ничто не сможет повредить. И это не будет заблуждение, это будет подлинная сила.
На этом этапе ему станет ясно, что сила, за которой он так долго гонялся, наконец принадлежит ему. Он может делать с нею всё, что захочет. Его желание - закон. Он видит насквозь все вокруг. Это и значит, что перед ним третий враг: СИЛА!
Это самый грозный враг. И конечно, легче всего просто сдаться; ведь, в конце концов, ее обладатель действительно непобедим.
Здесь человек редко замечает третьего врага, который уже навис над ним. И он не подозревает, что битва уже проиграна. Он превращен своим врагом в жестокого, капризного человека. Но ни ясности, ни силы он не потеряет никогда.
От человека знания человек побежденный собственной силой отличается тем, что последний умирает, так и не узнав в действительности, что с нею делать. Сила - лишь бремя в его судьбе. Такой человек не властен над самим собой и не может сказать, когда и как использовать свою силу.
Но если человек лишь временно был ослеплен силой, а потом отказался от нее, значит не все потеряно, и он еще пытается стать человеком знания.
Человек побежден лишь тогда, когда он оставил всякие попытки и отрекся от самого себя.
Победить третьего врага нужно пониманием. Человек должен прийти к пониманию того, что сила, которую он, казалось бы, покорил, в действительности ему не принадлежит и принадлежать никогда не может. Он должен утвердиться в неизменном самообладании, трезво и бескорыстно пользуясь всем, что узнал. Если он способен увидеть, что без самообладания ясность и сила хуже иллюзии, то достигнет такой точки, где все будет в его подчинении.
Тогда он узнает, когда и как использовать свою силу. Это и будет означать, что он победил своего третьего врага и пришел к концу своего странствия в обучении.
И тут без всякого предупреждения его настигает последний враг: СТАРОСТЬ!
Это самый жестокий враг, которого нельзя победить, можно лишь оттянуть свое поражение.
Это пора, когда человек избавился от страхов, от безудержной и ненасытной ясности, пора, когда вся его сила в его распоряжении, но и пора, когда им овладевает неодолимое желание отдохнуть, лечь, забыться. Если он даст ему волю, если он убаюкает себя усталостью, то упустит свою последнюю схватку, и подкравшийся враг сразит его, превратив в старое ничтожное существо. Желание отступить затмит его ясность, перечеркнет всю его силу и все его знания.
Но если человек стряхнет усталость и проживет свою судьбу до конца, тогда его в самом деле можно назвать человеком знания, пусть ненадолго, пусть лишь на тот краткий миг, когда ему удастся отогнать последнего и непобедимого врага.
Одного этого мгновения ясности, силы и знания уже достаточно.
_________________________________
*Point before his eyes: здесь - в значении "гипнотизирующий ориентир".
Карлос Кастанеда
"Учение дона Хуана. Путь знания индейцев яки". Глава 3.