Обычай создания посмертных или postmortem фотоснимков появился в конце XIXвека, в период становления фотоискусства, и быстро стал популярной визуальной традицией в Северной Америке и Западной Европе.
Несмотря на то, что Турция – страна с преимущественно мусульманским населением и фотоискусство там имело свой отличительный путь развития, в турецкой истории фотографии находится место и postmortem.
Из коллекции П.Айтемиз https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/17460654.2013.831738
Особенный путь развития турецкого фотоискусства связан, во-первых, с противоречивым отношением к фотографии в мусульманской культуре, во-вторых, с тем, что фототехнологии на территорию Османской империи были завезены с Запада, а поэтому все те, кто имел отношение к созданию и/или хранению фотографий среди местного населения имели не самую лучшую репутацию и считались «неверующими».
Первая фотостудия появилась в Стамбуле в 1845 году, открыли её итальянцы Карло и Джованни Найя. Первым османским подданным, открывшим в 1850 году фотостудию, был грек ВасилакиКаргопуло. После этого количество фотостудий только росло, но располагались они в районах с преимущественно христианским населением (греками, армянами, русскими и т.д.).
Особенно активно фотоискусство начало развиваться в период правления Султана Абдулхамида II (1876–1909), который сам интересовался фотографией и любил снимать.
В те же годы на Западе стали создаваться и первые postmortem фотографии. Именно в этот период зародилась самая известная традиция посмертных фотоизображений, созданная в викторианской Англии. Достаточно быстро такой способ сохранения памяти об умершем стал очень распространён.
О популярности postmortem снимков в Турции знали. Были даже те, кто пробовал создавать подобные фотографии (конечно, как правило, это были фотографы греческого, армянского или итальянского происхождения).
Считается, что одной из первых postmortem фотографий, сделанных в Турции, является посмертная фотография великого польского поэта Адама Мицкевича, сделанная неизвестным автором в 1855 году в Стамбуле. Хранится в Варшавском музее литературы им. А.Мицкевича.
Адам Мицкевич на смертном одре в Константинополе, 1855, автор неизвестен. Фото: Литературный музей / EastNewshttps://culture.pl/
До нашего времени сохранилась фотография умершего ребёнка, сделанная в одной из самых знаменитых стамбульских фотостудий «Sebah». Это фотография из коллекции БахаттинаОзтункая – первого исследователя postmortem фотографий в контексте турецкой культуры. По мнению Озтункая, этот снимок можно назвать исключительным - это одна из немногих созданных в Турции фотографий, сделанных абсолютно в викторианском стиле посмертных фотоснимков.
Фотография умершего ребёнка, сделанная в одной из самых знаменитых стамбульских фотостудий «Sebah».Из коллекции Б.Озтункая https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/17460654.2013.831738
Большая часть османского общества считала фотографов, создающих postmortem фотографии, «маргинальными элементами», а фото умерших людей – дикостью. Поэтому культура postmortem фотографии именно в традиционном «викторианском» понимании не приобрела широкого распространения в Турции. Связано это не только с неоднозначным отношением к созданию фотоизображений в мусульманском мире, но и с тем, что в исламских похоронных традициях мёртвого стараются захоронить как можно быстрее и не проводят церемонии прощания с открытым гробом, как это делают на Западе.
Тем не менее, получили своё развитие и распространение в Турции другие виды посмертных фотографий.
Например, стали появляться и активно использоваться в медицинских высших учебных заведениях фотографии процесса вскрытия тел умерших.
Фотография вскрытия мёртвого тела, 1913 г. Из коллекции П.Айтемиз https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/17460654.2013.831738
Стали создаваться посмертные фотографии в ходе военных конфликтов. Например, снимки погибших на поле боя и процедуры казни врагов, фотографии с военными трофеями и т.д.
В военными трофеями.Из коллекции Э.Эльдема https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/17460654.2013.831738
Можно отнести к числу разновидностей postmortem фотографий и снимки, созданные во время церемонии прощания – дженазе намаза в мечети и погребения на кладбище.Такие фотографии делаются в Турции по сей день и хранятся в семейных архивах.
https://www.milliyet.com.tr/molatik/galeri/cenaze-torenlerinde-ani-olsun-diye-fotograf-cekilmesine-y...
Источники:
1.https://istanbulft.wordpress.com/2018/10/28/turkiyede-fotograf-tarihi/
2.https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/17460654.2013.831738
3. https://kontrastdergi.com/turkiyede-fotografin-tarihsel-sureci/
4.https://culture.pl/ru/article/post-mortem-ili-o-polskoy-posmertnoy-fotografii
5.https://www.idildergisi.com/makale/pdf/1479594817.pdf
6. http://turkoloji.cu.edu.tr/HALKBILIM/41.php
7. http://www.journalofsocial.com/DergiTamDetay.aspx?ID=161
Автор Евгения Жданова