Postmortem, или о турецкой посмертной фотографии

19.01.2022
Postmortem, или о турецкой посмертной фотографии
Фото с сайта https://random-times.com/2019/07/15/the-macabre-beheaded-portraits-of-the-victorian-era/


Обычай создания посмертных или postmortem фотоснимков появился в конце XIXвека, в период становления фотоискусства, и быстро стал популярной визуальной традицией в Северной Америке и Западной Европе.

Несмотря на то, что Турция – страна с преимущественно мусульманским населением и фотоискусство там имело свой отличительный путь развития, в турецкой истории фотографии находится место и postmortem.






Из коллекции П.Айтемиз https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/17460654.2013.831738


Особенный путь развития турецкого фотоискусства связан, во-первых, с противоречивым отношением к фотографии в мусульманской культуре, во-вторых, с тем, что фототехнологии на территорию Османской империи были завезены с Запада, а поэтому все те, кто имел отношение к созданию и/или хранению фотографий среди местного населения имели не самую лучшую репутацию и считались «неверующими».

Первая фотостудия появилась в Стамбуле в 1845 году, открыли её итальянцы Карло и Джованни Найя. Первым османским подданным, открывшим в 1850 году  фотостудию, был грек ВасилакиКаргопуло. После этого количество фотостудий только росло, но располагались они в районах с преимущественно христианским населением (греками, армянами, русскими и т.д.).

Особенно активно фотоискусство начало развиваться в период правления Султана Абдулхамида II (1876–1909), который сам интересовался фотографией и любил снимать.

В те же годы на Западе стали создаваться и первые postmortem фотографии. Именно в этот период зародилась самая известная традиция посмертных фотоизображений, созданная в викторианской Англии. Достаточно быстро такой способ сохранения памяти об умершем стал очень распространён.

О популярности postmortem снимков  в Турции знали. Были даже те, кто пробовал создавать подобные фотографии (конечно, как правило, это были фотографы греческого, армянского или итальянского происхождения). 

Считается, что одной из первых postmortem фотографий, сделанных в Турции, является посмертная фотография великого польского поэта Адама Мицкевича, сделанная неизвестным автором в 1855 году в Стамбуле. Хранится в Варшавском музее литературы им. А.Мицкевича.




Адам Мицкевич на смертном одре в Константинополе, 1855, автор неизвестен. Фото: Литературный музей / EastNewshttps://culture.pl/


До нашего времени сохранилась фотография умершего ребёнка, сделанная в одной из самых знаменитых стамбульских фотостудий «Sebah». Это фотография из коллекции БахаттинаОзтункая – первого исследователя postmortem фотографий в контексте турецкой культуры. По мнению Озтункая, этот снимок можно назвать исключительным -  это одна из немногих созданных в Турции фотографий, сделанных абсолютно в викторианском стиле посмертных фотоснимков.





Фотография умершего ребёнка, сделанная в одной из самых знаменитых стамбульских фотостудий «Sebah».Из коллекции Б.Озтункая https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/17460654.2013.831738


Большая часть османского общества считала фотографов, создающих postmortem фотографии,  «маргинальными элементами», а фото умерших людей – дикостью. Поэтому культура postmortem фотографии  именно в традиционном «викторианском» понимании не приобрела широкого распространения в Турции. Связано это не только с неоднозначным отношением к созданию фотоизображений в мусульманском мире, но и с тем, что в исламских похоронных традициях мёртвого стараются захоронить как можно быстрее и не проводят церемонии прощания с открытым гробом, как это делают на Западе.

Тем не менее, получили своё развитие и распространение в Турции другие виды посмертных фотографий.

Например,  стали появляться  и активно использоваться в медицинских высших учебных заведениях  фотографии процесса вскрытия тел умерших.







Фотография вскрытия мёртвого тела, 1913 г. Из коллекции П.Айтемиз https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/17460654.2013.831738

 

Стали создаваться посмертные фотографии в ходе военных конфликтов.  Например,  снимки погибших на поле боя и процедуры казни врагов, фотографии с военными трофеями и т.д.






В военными трофеями.Из коллекции Э.Эльдема https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/17460654.2013.831738

 

Можно отнести к числу разновидностей postmortem фотографий и снимки, созданные во время церемонии прощания – дженазе намаза в мечети и погребения на кладбище.Такие фотографии делаются в Турции по сей день и хранятся в семейных архивах.


 



https://www.milliyet.com.tr/molatik/galeri/cenaze-torenlerinde-ani-olsun-diye-fotograf-cekilmesine-y...





https://www.cumhuriyet.com.tr/galeri/oyuncu-semra-dincerin-tabutunun-neden-acik-oldugu-ortaya-cikti-...


Практика создания postmortemснимков в Турции имела место и свой особенный стиль. Однако,эта сфера ещё мало изучена. Вместе с тем, в последнее время к ней стал проявляться интерес  со стороны исследователей истории фотографии, что ещё раз доказывает, что посмертная фотография – не «дикость», а одна из составляющих истории многогранного турецкого фотоискусства.

 

Источники:

1.https://istanbulft.wordpress.com/2018/10/28/turkiyede-fotograf-tarihi/

2.https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/17460654.2013.831738

3. https://kontrastdergi.com/turkiyede-fotografin-tarihsel-sureci/

4.https://culture.pl/ru/article/post-mortem-ili-o-polskoy-posmertnoy-fotografii

5.https://www.idildergisi.com/makale/pdf/1479594817.pdf

6. http://turkoloji.cu.edu.tr/HALKBILIM/41.php

7. http://www.journalofsocial.com/DergiTamDetay.aspx?ID=161

 

Автор Евгения Жданова

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+

Яндекс.Метрика