В Ужгороде продолжается сбор подписей за петицию "Строительство и обустройство крематория в городе".
Уже вторую неделю на сайте Ужгородского городского совета каждый желающий может поддержать петицию, суть которой заключается в том, что городу крайне нужен крематорий. Несмотря на некоторую огласку, горожане поддерживать обращение не слишком спешат: с 13 сентября петицию подписало около 150 человек. Для того, чтобы петицию приняли к рассмотрению, нужно 250 подписантов.
Авторы петиции приводят ряд, казалось бы, неоспоримых аргументов в пользу построения в городе крематория. Так, в пределах городах Ужгорода находятся девять кладбищ, из которых почти все закрыты. Среди них самое старое - Кальвария. Если здесь и проводят захоронения, то это скорее исключение – для выдающихся горожан, героев АТО и тому подобное. Городское кладбище, расположенное под Ужгородом в селе Барвинок, на сегодняшний день является действующим, а было открыто еще в 1986-ом. Оно имеет площадь более 16 гектаров.
Здесь стоит напомнить, что много лет в Ужгороде остро стоит проблема нехватки места для захоронения – кладбище в Барвинке разрастается и уже давно приблизилось к свалке, размещенной рядом.
Могилы на кладбище копают практически вплотную друг к другу, а "соседство" с городской свалкой делает его еще и загроможденным, ведь мусор очень легко разносится ветром. Родственники умерших обращаются с жалобами на неприятный запах с полигона. Неоднократно были обещания рекультивации свалки и огораживания ее трехметровой стеной, но дело до сих пор не решено.
Только время от времени на заседаниях горисполкома принимают решение о выделении дополнительного сектора на кладбище "Барвинок" для захоронения умерших ужгородцев, а КП "Ужгородский комбинат коммунальных предприятий", согласно решению, проводит работы по обустройству - прятать же где-то таки нужно.
Если говорить "статистически", то в петиции отмечается: за весь 2017 год на Закарпатье умерло 15 077 человек (из них 5 438 - в городах области). Только за январь-март 2018 года в Ужгороде умерли 364 человека. Можно предположить, что за год, в среднем, только в Ужгороде умирают 1 400 - 1 500 человек, а для захоронения каждого из умерших нужен земельный участок примерно 2,2 м на 1,8 м. Для захоронения такого количества умерших (с учетом подъезда/подхода к каждой могиле), нужен земельный участок в размере 1,45 га ежегодно. Поэтому отсутствие земли под захоронения – существенный аргумент в пользу крематория и кремации умерших.
Автор петиции Юрий Ключивский замечает, что кремация также сэкономит расходы на похороны. Захоронение в гробу, с оформлением документов, катафалком к кладбищу, гробом, выкапыванием могилы и прочее может стоить вдвое дороже, чем кремация
В Украине крематории сейчас действуют, в трех городах - Киеве, Харькове, Одессе. У близких к Закарпатью зарубежных соседей - в Словакии крематории есть в таких городах, как Братислава, Жилина, Кошице, Б.Быстрица, Н.Замки и Левице. В Венгрии есть 14 крематориев. В ближайших же к Ужгороду есть крематории в Кошице и в Мишкольце. Поэтому теоретически воспользоваться услугами крематориев ужгородцы могут, если взяться за преодоление ряда бюрократических препон, связанных с перевозкой покойника.
Но не отсутствие земли под кладбище и перспектива стремительного разрастания территорий кладбищ, не, тем более, стоимость захоронения отпугивают ужгородцев и закарпатцев в общем, от избрания для себя или родственников такого способа погребения, как кремация. Едва ли не самый "непробиваемый" аргумент против кремации - "так не принято". В крае, где традиции, религиозные обряды являются основой для многих жизненных решений, а похороны являются одними из самых устоявшихся традиционных обрядов, такое "нововведение" могут просто не понять. Хотя христианство кремацию не запрещает.
Во многих странах, где основную часть населения составляют верующие-христиане, кремация является привычной практикой. "Основные христианские конфессии современных церквей допускают кремацию, основываясь в частности, на словах раннехристианского церковного писателя Марка Минуция Феликса, который сказал: "Мы вовсе не боимся, как вы думаете, какого-либо вреда от сжигания покойников, но придерживаемся древнего и лучшего обычая зарывать умерших в землю", - отмечает Ключивский.
При этом часто люди путают устоявшиеся традиции с церковными правилами, и кремация воспринимается как нарушение этих правил. Семьи, где прадед-дед-отец были похоронены традиционным (что для многих равно "правильным") способом - в гробу в землю, просто с опаской, а нередко и просто с неприятием относятся к изменениям одного из самых сакральных обрядов. В конце концов, имеют право.
Поэтому не слишком мощная поддержка петиции закарпатцами является прогнозируемой. И даже если удастся дособирать количество голосов, весьма сомнительно, что в регионе с такими убеждениями, где нет больших городов, кто-то возьмется воплощать идею строительства крематория в жизни. Даже несмотря на то, что это может решить ряд проблем, не говоря уже о желании многих быть сожженным после смерти, а не похороненным в земле.
Петиция - очередное и очень актуальное напоминание о проблеме захоронений в Ужгороде. Нахождение земли под городское кладбище - вопрос, избежать решения которого объективно не удастся. Право на достойное погребение (в случае с Ужгородом - без решения проблем с родственниками поиском "удачных" мест для могил) имеет каждый. Как и право завершить свой "земной путь" в пламени.