Слева: Боб Хендрикс в своей мини-лаборатории. Правильно: многие грибы обладают способностью расщеплять вещества, созданные человеком. Этот гриб взят из эксперимента по чистой утилизации пенополистирола.ФОТОГРАФИЯ: ЭРИВЕР ХИДЖАНО - Wired UK :
Your Final Resting Place Could Be a Coffin Made of Mushrooms | WIRED UK
УИЛЬЯМ РАЛСТОН
ГОЛЛАНДСКИЙ СТАРТАП LOOP управляет фабрикой в городе Делфт, которая не похожа ни на одну другую, которую вы, возможно, посетили.Во-первых, как только вы входите, запах грибов наполняет ваши ноздри, как запах леса после дождя.
Если вы последуете за своим носом, вы попадете в сырую бывшую мастерскую по ремонту автомобилей, заполненную холодильниками промышленного размера, обогревателями, вентиляторами и двумя теплицами. Повсюду разбросаны белые лабораторные халаты и стеклянная посуда, а в одном углу стоят 25 желтовато-белых гробов цвета плохо ухоженного резца, собранных и готовых к использованию. Каждый из них размером и шириной с взрослого человека и слегка отличается по цвету и текстуре, например, пенополистирол с мягким, бархатистым внешним покрытием. Это производственная линия для живого ящика, в котором хоронят мертвых людей.
В любой другой рабочий день здесь суетилась бы дюжина сотрудников, но в тот холодный октябрьский день, когда я посетил фабрику, она была закрыта, поэтому основатель Loop Боб Хендрикс, 27-летний парень с длинным мальчишеским лицом и волнистыми темно-каштановыми волосами,показал мне окрестности. “Погодные условия на улице имеют большое значение”, - говорит Хендрикс, объясняя производственный процесс. “Один градус - и у вас другой продукт”.
Loop - это дизайнерская компания, созданная вокруг простой идеи решения повседневных проблем путем использования уникальных свойств живых организмов. Его первый продукт, Живой кокон, представляет собой погребальный гроб, сделанный из мицелия, клубка микроскопических нитей, которые находятся под грибом. Если гриб - это плодовое тело (например, яблоки или апельсины), то мицелий - это остальная часть дерева: корни, ветви и все остальное.
Когда грибы размножаются, они выделяют споры, которые, попадая на субстрат в подходящей среде, образуют цилиндрические белые нити, известные как гифы. По мере того, как они растут и ветвятся, они создают паутину гифов, называемых мицелием. Гриб, который вы видите над землей, - это лишь крошечная часть организма; остальное простирается под землей, как корни, распространяясь во всех направлениях. При наличии времени, ресурсов и оптимальных условий мицелий может разрастись.
Самый большой за всю историю наблюдений образец Armillaria ostoyae, обнаруженная в Орегоне в 1998 году, занимает в общей сложности 2384 акра, что делает ее крупнейшим живым организмом в мире.
Мицелий - великий переработчик природы. Питаясь, гифы выделяют ферменты, способные превращать органические соединения, такие как древесина и листья, а также антропогенные загрязнители, включая пестициды, углеводороды и хлорированные соединения, в растворимые питательные вещества. Таким образом, мицелий был использован для очистки от разливов нефти и химических загрязнений. Мико-рекультивация, как называется этот метод, использовалась военными США для очистки от нейротоксинов, а также для очистки от асбеста и спорыша японского, обнаруженных в лондонском олимпийском парке королевы Елизаветы перед играми 2012 года.
Чашки Петри, содержащие колонии грибов. Те, что с черной плесенью, считаются неудачными. ФОТОГРАФИЯ: ЭРИВЕР ХИДЖАНО
При правильном использовании субстрата, такого как древесная щепа, волокна мицелия переваривают и связывают материал вместе, образуя плотную и губчатую массу; невооруженным глазом она выглядит как слизистая белая резина. Но, несмотря на этот изначально непривлекательный внешний вид, многие дизайнеры, включая Хендрикса, изучают потенциал композитов из мицелия как экологически чистого строительного материала. Композиты из мицелия имеют много преимуществ. Для их выращивания не требуется никакой внешней энергии, тепла или даже света. После обезвоживания материал становится легким, прочным и гидрофобным. А упаковка смеси мицелия и органических веществ в форму, а затем оставление ее расти, позволяет создавать такие конструкции, как упаковка, мебель, одежда и даже шкатулки. “Это как печь торт”, - сказал мне Хендрикс. “Мицелий делает всю работу”.
Мой визит пришелся на самое напряженное время в карьере дизайнера. Через два дня после моего приезда Хендрикс должен был представить последнюю версию Living Cocoon на Голландской неделе дизайна в Эйндховене, где он был номинирован на две награды, в том числе на премию Young Designer award 2021 года. Нужно было многое подготовить.
Мир дизайна использует мицелий с 2007 года, когда нью-йоркская компания Ecovative впервые продемонстрировала утеплитель для дома, выращенный из запатентованного материала на основе грибов. Другие компании, в том числе итальянская Mogu и британская Biohm, также использовали мицелий в качестве изоляционного материала. Композиты из мицелия продаются в качестве устойчивой замены для таких разнообразных применений, как альтернативная кожа и веганский бекон.
Его использование в строительстве также увеличилось. В 2014 году нью-йоркская дизайнерская студия The Living построила группу круглых башен, используя 10 000 биоразлагаемых блоков, изготовленных из мицелия и отходов растениеводства. В 2017 году группа архитекторов на юго-западе Индии вставила споры в триангулированный деревянный каркас, чтобы построить крышу архитектурного павильона. В том же году группа архитекторов сделала еще один шаг вперед с Микотри, древовидная структура, способная выдерживать собственный вес, демонстрирует, что композитные материалы на основе мицелия могут даже использоваться для создания каркаса зданий.
Если мы сможем использовать композиты из мицелия для создания структур, которые изменят то, как мы живем на этой планете, Хендрикс начал думать, что мы также можем изменить то, как мы покидаем ее. Традиционные способы захоронения мертвых — захоронение в деревянных и металлических гробах или кремация — оставляют неизгладимый след на планете, загрязняя почву или воздух. Гроб из мицелия, по мнению Хендрикса, теоретически позволил бы мертвым обогащать почву, превращая загрязненные кладбища в цветущие леса.
Живой кокон - это больше, чем гроб. Для Хендрикса это первый шаг в установлении взаимовыгодных отношений между человечеством и природой. Наряду с ящиками с мицелием он работает над выращиванием стручков, которые, по его мнению, однажды можно будет использовать для обитания человечества. Теоретически, эти помещения, здания — или, в конечном счете, даже целые поселения — могут быть превращены в компост по истечении срока их полезного использования, возвращая питательные вещества и исчезая без следа так же быстро, как они были выращены.
“Мы упускаем много возможностей, убивая разумные организмы и превращая их в скамейку. Этот тысячелетний вид мы превратили в кусок дерева; это то, в чем мы хороши ”, - сказал мне Хендрикс, когда мы укладывали полностью выращенный живой кокон в кузов его фургона. “Природа существует здесь миллиарды лет, а мы здесь всего несколько тысяч. Так почему же мы настаиваем на том, чтобы работать против этого? ”
Любовь Хендрикса к дизайну началась с его отца Пола, который управляет собственной строительной компанией и провел детство Хендрикса, расширяя и расширяя их семейный дом в центре Эйндховена. В детстве Хендрикс был очарован нью-йоркскими небоскребами, а позже решил стать архитектором, в конечном итоге учась в Делфтском технологическом университете.
Будучи аспирантом, Хендрикс заинтересовался влиянием традиционных строительных материалов. На строительство приходится около одной десятой глобальных выбросов CO2, что больше, чем на судоходство и авиацию вместе взятые; считается, что только производство цемента производит 4-8 процентов антропогенных выбросов углерода. Если природа выращивала растения миллиарды лет, подумал Хендрикс, почему она не может вырастить и наши дома?
Для своей диссертации Хендрикс исследовал “живую архитектуру”: организмы, такие как кораллы и водоросли, или материалы, такие как шелк, из которых теоретически можно построить дом. Но самым выдающимся был мицелий, который дешев, обилен и быстро растет. Композитные конструкции из мицелия также обладают потрясающей звукоизоляцией и теплоизоляцией.
По словам Дирка Хебеля, одного из архитекторов, создавших проект MycoTree, композиты из мицелия однажды могут напрямую заменить бетон в некоторых строительных проектах. При правильном субстрате, условиях выращивания и последующей обработке команда Хебеля на архитектурном факультете Карлсруэ вырастила мицелий-композитные кирпичи с прочностью на сжатие, аналогичной прочности обожженного глиняного кирпича. “Около 80 процентов наших зданий по всему миру имеют всего один или два этажа, поэтому большинству не нужны сверхпрочные материалы”, - говорит Хебель.
НАСА также изучает, как композиты из мицелия могут “революционизировать космическую архитектуру”, - говорит профессор Линн Ротшильд. С 2017 года Ротшильд, возглавляющий команду, финансируемую в рамках программы NASA Innovative Advanced Concepts (NIAC), проверяет, как такой материал может реагировать на марсианские и лунные условия. “В любое время, когда вы можете снизить свою взлетную массу - массу, которую вам приходится запускать против силы тяжести Земли, — вы значительно экономите на расходах на миссию”, — говорит Ротшильд. “Если мы сможем сэкономить 80 процентов от того, что планировали потратить на большую стальную конструкцию, это будет здорово”.
Работник петли собирает ингредиенты для субстрата. ФОТОГРАФИЯ: ЭРИВЕР ХИДЖАНО
Ротшильд представляет всплывающие конструкции, которые работают как легкие строительные леса, на которых может расти мицелий. Конструкция будет покрыта питательным раствором, потому что на Марсе или Луне нет органического субстрата и цианобактерий, которые могли бы производить кислород, необходимый мицелию. Ротшильд подозревает, что после того, как конструкция вырастет, вы можете использовать солнечный свет для “приготовления” организма, и она считает, что композиты из мицелия в конечном итоге могут быть использованы для создания посадочных полос, гаражей для защиты марсоходов от ветра и пыли и даже целых поселений. “Вам не нужно беспокоиться о суставах, вам не нужно беспокоиться о размере, вам не нужно беспокоиться о планировании каждой детали заранее”, - говорит она.
КАК правило, КОМПОЗИТЫ из МИЦЕЛИЯ нагреваются и разрушаются после формования, что делает конструкцию жесткой.Хендрикс также намеревался убить мицелий, но он стал ценить его как сознательное существо, а не как продукт, и поэтому использует его живым. Однако строительство с использованием композитов из живого мицелия является сложной задачей. Организму нужен постоянный источник пищи; если субстрат заканчивается, структура теряет свою целостность и разрушается. Когда мицелий живой, эти композитные материалы также больше похожи на слизистый, влажный картон, чем на оргалит, и есть вероятность, что из него прорастут грибы, споры которых могут вызвать проблемы с дыханием.
Поэтому Хендрикс обратился к Бобу Урсему, научному директору Ботанического сада при Делфтском технологическом университете. Общительный 64-летний мужчина с седыми волосами и в круглых очках, похожих на Гарри Поттера, Урсем предложил поместить мицелий в состояние покоя: живой, но не растущий. Сушка грибов на слабом огне делает их неактивными; материал становится жестким, но остается гибким, и он не так легко разлагается. (Там также нет ростков.) Чтобы вернуть его к жизни, нужно всего лишь повторно поместить мицелий в подходящую влажную среду.
“Грибок может расти и останавливаться”, - говорит Урсем. “Он деактивируется, образуя твердый щит или кокон, пока у него не будет окружающей среды и пищи, чтобы он мог снова расти”.
Спящий мицелий прокладывает путь к новым видам архитектурной геометрии и пространственной организации. Вместо того чтобы рассматривать строительство как сборку компонентов, Хендрикс начал представлять себе мир, в котором мы могли бы возводить целые здания или даже поселения за один раз. Жители могут вырастить дополнительные комнаты, активировав способность мицелия к реанимации. По словам Урсема, однажды здания смогут самостоятельно собираться на месте. “То, что вы получаете, - это гибкий корпус”, - говорит он.
Поскольку сети с живым мицелием способны передавать электрические сигналы, подобные мозгу, и эти сигналы реагируют на механическую, оптическую и химическую стимуляцию, такие интеллектуальные здания теоретически могут реагировать на окружающую среду. По словам Эндрю Адаматцки, профессора и руководителя лаборатории нетрадиционных вычислений в УВЕ Бристоль, дома могут включать свет, когда темнеет, или открывать окно, если уровень CO2 слишком высок. Грибы реагируют на раздражители; можно также представить себе живые дома, которые обнаруживают болезни у своих обитателей по воздуху, который они выдыхают. “В принципе, грибы реагируют на все раздражители, на которые реагируют собаки, поэтому, если собак можно обучить обнаруживать что-то, то грибы могут делать то же самое”, - говорит Адаматцки.
Однако спящий мицелий нестабилен; такие дома потенциально могут вновь активизироваться в любое время — даже при изменении погоды. Грибы-бродяги могут заселять другие строительные материалы, такие как деревянные полы, объясняет Митчелл Джонс, научный сотрудник Института химии материалов и исследований Венского университета.
Гробы с живыми коконами проверяются перед отправкой. ФОТОГРАФИЯ: ЭРИВЕР ХИДЖАНО
Чтобы преодолеть это, Хендрикс надеется построить стены из двух слоев мертвого мицелия, охватывающих слой живого мицелия, очень похожего на кору на дереве. Он сказал мне, что это не позволит воде проникать во внутренний слой, сохраняя гриб там в состоянии покоя. Он также хочет вживить датчики в мицелий, чтобы контролировать его температуру, уровень влажности и количество оставшегося субстрата. Основываясь на этих данных, он сказал, что жители могут решить вырастить дом, добавив субстрат, уменьшить его, заморив голодом, или поддерживать его, применяя раствор на основе водорослей, наполненный питательными веществами. По мнению Хендрикса, всем этим можно управлять с помощью приложения.
“Как и в случае с [любым] домом, вы должны заботиться о нем, чтобы продлить свое пребывание”, - сказал мне Хендрикс. “Если мы не позаботимся об окружающей среде, то дом не будет заботиться о нас”.
Шкатулки и крышки для живых коконов выходят из формы мокрыми, и их необходимо высушить в специальных палатках перед проверкой и отправкой. ФОТОГРАФИЯ: ЭРИВЕР ХИДЖАНО
КАК ТОЛЬКО в начале 2020 года у Феликса Линдхольма был диагностирован рак предстательной железы, он начал задаваться вопросом, что делать со своим телом после смерти. (Имя Феликса было изменено, чтобы защитить частную жизнь его семьи.) Бывший директор художественной школы в городке недалеко от границы с Бельгией, он любил природу и хотел легко ступать по планете, когда покидал ее. Он купил участок на месте “естественного захоронения”, где могилы копаются вручную, а синтетические ткани запрещены.
Линдхольм исследовал гробы, изготовленные из биоразлагаемых материалов, таких как переработанная бумага, картон, плетеные изделия, ива и банановый лист; он даже рассматривал простой саван из органического хлопка. Затем он обнаружил Живой Кокон. В сентябре 2021 года он стал клиентом Loop.
Смерть оказывает более пагубное воздействие на окружающую среду, чем многие думают. По одной из оценок, кладбища в США занимают около 1,4 миллиона акров, в то время как для строительства усыпальниц ежегодно используется около 13 000 тонн стали и 1,5 миллиона тонн бетона. Если бы при каждом погребении использовались деревянные гробы, им потребовалось бы 150 миллионов футов досок из твердых пород дерева каждый год. Металлические гробы, популярные из-за того, что они лучше сохраняют тело, корродируют в почве или окисляются в подземных хранилищах.
При разложении трупа выделяется около 40 литров жидкости, включая воду, аммиачный азот, органические вещества и соли. Тела могут содержать такие металлы, как серебро, платина и кобальт из ортопедических имплантатов и ртуть из зубных пломб. Если покойный проходил химиотерапию, жидкость может выщелачиваться; тогда есть жидкость для бальзамирования, мощный химический коктейль, который содержит формальдегид, канцероген. 18 миллионов литров жидкости для бальзамирования, которые ежегодно выщелачиваются в почву США, могут заполнить шесть бассейнов олимпийского размера.
При захоронении без гроба, в обычной почве, взрослому человеку, не забальзамированному, обычно требуется от восьми до 12 лет, чтобы разложиться до скелета. Помещенное в гроб тело может пролежать на десятилетия дольше. В результате ожидается, что к 2023 году четверть кладбищ Англии будет заполнена.
Кремация ничуть не лучше. По оценкам, во всем мире промышленность ежегодно производит 6,8 миллиона тонн CO2, а также монооксид углерода и диоксид серы.
Популярность естественных захоронений возросла, как и ресомации, когда тела растворяют в воде и гидроксиде калия. А еще есть человеческий компост. Первый крупномасштабный объект открылся в Сиэтле в январе 2021 года.
Хендрикса вдохновил на идею живого кокона прохожий на Голландской неделе дизайна 2019, где он представлял “Молли”, дом, построенный из блоков живого мицелия, выращенного из спор грибов из Японии. Хендрикс считал, что гроб из мицелия может сделать смерть “восстановительной”, очистив почву.
Каждый живой кокон выращивается с использованием mycelium Ganoderma lucidum, гриба, который почитают во всей Восточной Азии за его целебные свойства. В Китае он известен как линчжи, что переводится как “гриб бессмертия”, в то время как японцы называют его рейши, что означает “гриб души”. Хендрикс выбрал ганодерму, потому что это быстрый колонизатор, а также потому, что он может потреблять широкий спектр субстратов, что приводит к лучшему росту и укреплению., более проницаемые связи. Чем лучше растет, тем прочнее композитный мицелий; последнее, чего вы хотите, это чтобы гроб разрушился до того, как он окажется в земле.
В тот момент, когда гроб опускают в землю, “начинается вечеринка”, - сказал мне Хендрикс. Влажность активизирует грибок, поэтому он начинает охотиться за едой. Его ферменты сначала расщепляют древесную щепу, а затем любые токсины, которые существуют в почве. Грибы способны расщеплять большинство токсинов окружающей среды, за исключением тяжелых металлов — они поглощают и накапливают их в своих плодовых телах, которые затем можно удалить.
Как только не остается еды, гриб голодает, умирает и становится пищей для других микроорганизмов в почве, которые продолжают колонизировать труп. Согласно ранним тестам Хендрикса, живой кокон впитывается в землю примерно за 60 дней, и хотя у него нет данных, подтверждающих это, он считает, что тело внутри живого кокона разложится всего за два-три года.
Коллекция грибов, выставленная в лаборатории Loop. ФОТОГРАФИЯ: ЭРИВЕР ХИДЖАНО
Через НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ после моей экскурсии по фабрике петель я присоединился к Сюзанне Дуйвестейн, “зеленому” похоронному бюро, для экскурсии по Зоргвлиду, одному из крупнейших кладбищ Нидерландов, короткая поездка на велосипеде за пределы Амстердама, где павлины свободно разгуливали в тени платанов и дубов.
Для Дуйвестейна, 35-летнего бывшего банкира с копной длинных светлых волос, мраморные надгробия являются символом общества, которое все еще не знает, как справиться со смертью. Когда она показывала мне участок естественного захоронения, участок ровной земли, лишенный надгробий, статуй и даже цветочных композиций, она сказала, что нет серебряной пули, когда дело доходит до захоронения мертвых, но если бы она была, это был бы не Живой кокон. “Нам нужно много системных изменений, - говорит она мне, - а не один гроб, который стоит много денег”. (Каждый живой кокон стоит 1495 евро, около 1530 долларов.)
Дуйвестейн, например, сомневается в обещаниях Loop. По ее словам, до сих пор нет доказательств того, что мицелий активируется при захоронении, где практически нет кислорода. Любой кислород в гробу и в щелях в почве будет поглощен микробами. Мико-восстановление - это аэробный процесс, поэтому это все равно, что пытаться разжечь огонь под землей.
“До того, как [Хендрикс] стал вирусным, он на самом деле не хоронил человеческое тело раньше. Так что его утверждения еще не доказаны ”, - сказал Дуйвестейн. “Я знаю, что среди многих других видов грибы определенно способствуют разложению в естественных условиях на поверхности земли. Но я не уверен, что они также работают на глубине шести футов при типичных плохих условиях кладбищенской почвы ”.
Проработав в похоронной индустрии пять лет, Дуйвестейн рассказала мне, что видела много предположительно зеленых похоронных изделий, которые работают не так, как заявлено. Одним из самых запоминающихся стал костюм для похорон Infinity, изготовленный из органического хлопка с добавлением материала из специально выращенных грибов. Разработанный Coeio, калифорнийской “зеленой” похоронной компанией, он попал в заголовки газет в 2019 году, когда в одном из них была похоронена бывшая звезда "Беверли-Хиллз 90210" Люк Перри. Как и Живой кокон, он утверждает, что использует мицелий для очищения организма от токсинов и возвращения питательных веществ в почву, но некоторые ставят под сомнение это предположение.
Один из самых громких критиков иска - Билли Кэмпбелл, соучредитель первого в США законсервированного могильника. По словам Кэмпбелла, технология Coeio не основана на науке, потому что грибы почти наверняка погибнут, как только их похоронят в земле. Грибы, используемые в костюме Infinity, серая устрица, также не смогут переваривать тяжелые токсины, выделяемые организмом. По словам Кэмпбелла, живой кокон Loop столкнется с тем же препятствием:Ganoderma lucidum, другой вид, который питается преимущественно органическими веществами, богатыми целлюлозой, не сможет справиться с токсинами, поступающими из человеческого организма. По его словам, поскольку ганодермы наиболее эффективны в кислой среде, они также вряд ли выживут в щелочной среде аммония, просачивающегося из трупа.
“Вы не можете просто закопать в землю кучу грибов, выращенных на целлюлозе или какой-либо другой культурной среде”, - объясняет Кэмпбелл. “Он не продержится достаточно долго, чтобы стало возможным восстановление”.
Это не значит, что живой кокон не является более устойчивым решением, чем деревянная или металлическая шкатулка; но Кэмпбелл беспокоится, что претензии Хендрикса преувеличены. “Я думаю, что они обязаны продемонстрировать, что [мицелий] восстанавливается значимым образом”, - говорит Кэмпбелл. “На данный момент я рассматриваю это как еще один продукт, неплохой, но не прорыв”.
НА СЛЕДУЮЩЕЕ УТРО ПОСЛЕ моей встречи с Дуйвестейном я сел на поезд до дома семьи Хендрикс в Эйндховене. Любуясь видом на тихий сад через панорамные окна в гостиной, я слушал, как Хендрикс принял новый заказ на четыре живых кокона — его самый большой на сегодняшний день — и принимал звонки от восторженных инвесторов и журналистов, жаждущих рассказать о его выставке.
За обедом он отверг мои вопросы о том, действительно ли Живой кокон активируется в почве, потому что Урсем сказал ему, что это произойдет. “Вначале нашим первым предположением было, что кислорода нет, но потом мы узнали, что он есть. Ответ просто "Да ". Мы можем долго говорить об этом, но ... ” Вместо этого он объяснил, как он намерен включить биолюминесцентный гриб, который может светиться в темноте, чтобы заменить свечи, которые люди иногда ставят на могилу. В будущем он хочет выращивать отредактированные генами светоизлучающие деревья, которые, по его мнению, однажды могли бы украсить идиллические городские улицы. “Вместо уличных фонарей у нас было бы просто красивое дерево”, - сказал он мне.
В тот день мы перевезли несколько кустов из семейного сада в лабораторию Microlab, бетонное чудовище здания, в котором проходит Неделя голландского дизайна. В одном из углов выставочного пространства лежала последняя версия Живого кокона. Светло-коричневый и с большей кривизной, чем у обычного гроба, он должен сделать смерть более человечной. Хендрикс окружил его множеством деревьев и цветов, чтобы придать ему как можно более эстетичный вид. Даже тогда это все еще выглядело потусторонним, неуместным.
Только на следующей неделе я снова услышал от Хендрикса: “Мы выиграли”, - написал он, приложив фотографию трофея “Общественная награда”. После награждения его пригласили выступить о гробе на национальном телевидении Нидерландов и на CNN, а также прочитать лекцию в музее Стеделийк.
Это был знаковый момент для Loop. Но для Хендрикса это был всего лишь один кусочек большой головоломки. Цель гроба - “доказать, что мы можем сотрудничать с живыми организмами”, - говорит он, что проложит путь для его более радикальных живых продуктов. “Сейчас это нереально, но для меня это единственный путь вперед”.
СЛЕДУЮЩИМ ШАГОМ будет разработка ассортимента продуктов для захоронения живого мицелия для людей и животных, а затем переход к наземному компостированию и светящимся деревьям. Однажды Хендрикс хочет биолюминизировать целые города, а затем, в какой-то момент, построить эти города из мицелия. “Мы являемся первопроходцами, но это движение мы увидим в ближайшие десятилетия”, - говорит Хендрикс. “До этого люди рассматривали природу как источник вдохновения. Следующий этап - использование его для совместной работы ”.
Эта статья была первоначально опубликована в майском / июньском номере журнала WIRED UK за 2022 год.