Фото Максима Вечера
Убрать высокое дерево — процедура требует неукоснительного соблюдения техники безопасности. Усугубляется проблема, когда речь идет о кладбище, где корни гигантов могут повредить могилы, а упавшие кроны разбить памятники. Корреспондент “НГ” выясняла, что делать в такой ситуации.
Житель агрогородка Вертелишки Гродненского района 87-летний Леонид Конюх задумал благое дело — убрать с кладбища 2 дуба, растущих возле могил его товарищей-фронтовиков. Самому участнику войны это не по силам, вот и обратился он за помощью в компетентные инстанции: сельсовет, райисполком, Скидельское ЖКХ, на обслуживании у которого местное кладбище. Просьбу пожилого человека не проигнорировали, однако выехавшая на место комиссия посчитала нужным ограничиться санитарно-формовочной обрезкой деревьев. Дубы, вросшие корнями глубоко в кладбищенскую землю, признали неаварийными и оставили.
Головной боли у Леонида Ивановича такое решение вопроса не убавило.
— Я хочу, чтобы над могилами моих товарищей-фронтовиков было чистое небо, они это заслужили. Неужели деревья дороже памяти людей? Повсеместно ведь кладбища от них очищают, чем же наше хуже? — в сердцах делится своим мнением пенсионер.
Разговор побудил задаться вопросом: чьи деревья на кладбище и кто должен по необходимости их спиливать?
Как правило, сигнал о том, что старые и аварийные деревья нужно с мест захоронений убрать, первыми подают родственники усопших, ухаживающие за их могилами. Ведь час от часу такие гиганты падают, повреждая ограды и памятники. Обычно люди узнают, на чьем обслуживании находится кладбище, и обращаются с возникшей проблемой в официальную инстанцию. Как, собственно, и сделал Леонид Конюх.
Однако процедура сноса таких деревьев отнюдь не быстрая, непростая, к тому же дорогостоящая. Нужна специальная техника и промышленные альпинисты. Особенно проблематичны сельские кладбища, за состояние которых спрашивают прежде всего с сельсоветов, невзирая на ограниченность бюджета. Чтобы разобраться детально в проблеме, звоню в Даниловичский сельисполком, где самое большое количество кладбищ в Дятловском районе — 2 десятка, и все они расположены в лесном массиве.
— Работа по очистке таких кладбищ очень трудоемкая и дорогостоящая, в одиночку сельсовету ее не потянуть. Ведь самый простой снос одного дерева обходится примерно в 50 рублей, более сложный — около 200 рублей. Мы смогли всем этим вплотную заняться только после поддержки райисполкома, выделившего средства на благоустройство сельских кладбищ, откликнулось на такое благое дело и население, — говорит председатель сельисполкома Анна Жих.
Анна Николаевна рассказывает, какой беды натворила в прошлом году буря в агрогородке Торкачи: повалила сухостои, повредила памятники и ограды. Последствия устранять взялись всем миром. Снесли свыше 50 деревьев, бюджетные средства и деньги, собранные населением, составили практически равные доли.
Дошли руки и до кладбища в агрогородке Крутиловичи — убрали 15 опасных гигантов.
— Эта важная работа, которую взял на личный контроль председатель райисполкома Александр Дубовик, не прекращается. Мы способы, чтобы ее продолжать. В этом году, к примеру, сельсовет привлек сезонных работников зеленого строительства от центра занятости — убрали 16 деревьев на кладбище в деревне Костюки. Подключили к этой работе и ОАО “Агрожелезобетон”, — рассказывает Анна Жих.
Председатель сельисполкома замечает, что нередко люди, ухаживающие за могилами, берут инициативу в свои руки, не дожидаясь, пока дойдет очередь до массовых работ. В таком случае, чтобы снести ненужное дерево за собственные деньги или своими силами, достаточно лишь поставить в известность сельсовет.
— Такую работу можно осилить только всем вместе. Наведем порядок на кладбищах в агрогородках, приступим и к другим, — подытоживает Анна Николаевна.
К сожалению, не на всех сельских кладбищах по стране так слаженно решают проблему. В каждой области около 10% кладбищ, в том числе городские находятся на балансе организаций ЖКХ. Замечу. что работы по сносу деревьев, которые предприятия жилищно-коммунального хозяйства выполняют, финансируются из местных бюджетов.
В Гродненском городском ЖКХ инженер Ольга Дыринда поясняет, что работа эта ведется согласно соответствующему постановлению Совмина, и сам процесс требует времени. Чтобы убрать дерево на городском кладбище, граждане должны обратиться в обслуживающее предприятие “Спецавтохозяйство”, его специалисты, в свою очередь, подадут заявление в “одно окно” горисполкома, далее дерево обследует комиссия, и только после соответствующего решения горисполкома и проведения тендера на выбор подрядчика осуществляется снос. Процедура упрощается, если граждане сами готовы оплатить работу, в таком случае достаточно лишь обследования комиссии.
Исчерпан ли инцидент с дубами на кладбище в Вертелишках?
Леонид Иванович стоит на своем: аргумент, будто бы дубы продержатся еще много лет, считает неуместным. Рано или поздно их придется убирать. Так стоит ли оставлять такое “наследство” потомкам?
Законодательно прописано, что посадка деревьев в пределах захоронений запрещена. А граждане имеют право застраховать могильные сооружения.
КАКИЕ ДЕРЕВЬЯ НУЖНО УДАЛЯТЬ
• старые, сухие и трухлявые. Такую же опасность представляют сухие или отколотые ветви, которые нужно спилить;
• с поврежденным стволом. Потрескавшийся ствол рано или поздно рассохнется и упадет от малейшего порыва ветра;
• изменившие свою структуру, имеющие всевозможные наросты, полости, дупла, расколы, свидетельствующие о заражении грибками или опасными вирусами;
• кора которых поражена некрозом — язвенные образования на коре могут охватить все дерево и разрушить его;
• с повреждениями корневой системы.
Автор Елена СЕМЕНОВА (semenova@sb.by)
Беларусь. Кто должен следить за порядком на кладбищах
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Опрос дня
26.01.2023
22.01.2023