Население Киева неуклонно “стареет“. И чем старше становится человек, тем чаще он задумывается о тех самых нескольких квадратных метрах. Согласно законодательству, государство гарантирует достойные похороны всем гражданам и обязуется предоставить каждому человеку место для погребения. Однако, на самом деле не все так просто, как задекларировано на бумаге.
В Украине появляется мода строить родовые усыпальницы, рассчитанные на три, пять и даже 10 захоронений. Политики и звезды резервируют целые участки ритуальной земли и строят там мраморно-гранитные гробницы.
Самое престижное кладбище страны - Байковое. Ему 182 года, оно занимает 70 га земли вблизи центра столицы. Простых киевлян здесь не принимают почти полсотни лет, но продолжают хоронить. В интернете множество объявлений о продаже мест на семейных могилах. Цена от 5 и до 20 тысяч долларов. Люди продают могилы предков. “Он 31 год назад почил. Его душа давно наверху. К сожалению, мое колено – нужно делать операцию“, - пояснил по телефону один из продавцов, который хочет получить за место на кладбище 15 тысяч долларов. Родственникам выдающихся украинцев новые места выделяют бесплатно. При условии, что рядом на Байковом кладбище похоронены близкие родственники. Директор кладбища сообщил, что размер каждого участка под захоронение определяют городские власти вместе с Кабмином.
Количество VIP-могил на кладбище постоянно увеличивается. Они отделываются мрамором и гранитом не только снаружи, но и под землей. Гробы обычно лежат в подземельях, которые открываются автоматически. Рабочие говорят, что самый величественный памятник построил чиновник из “Киевзеленстроя“ для жены. Теперь и сам в нем покоится.
Политики бронируют места еще при жизни. Так, на могиле отца нардепа Сергея Левочкина зарезервировано минимум два места. Рядом с экс-министром транспорта Кирпы, говорят рабочие, тоже можно похоронить еще несколько человек. Свободные места есть на могиле дизайнера Воронина и композитора-музыканта Мозгового. Родовые усыпальницы издавна является признаком знатного рода. Знатные семьи тогда строили склепы, напоминающие часовни. В них можно было зайти, чтобы помянуть умерших, которые лежали в подземелье. На Байковом сохранилось около 20 склепов. Но все они в плачевном состоянии. Единственный открытый склеп в Киеве – бывшего мэра Степана Сольского, что на Лукьяновском некрополе. Сейчас там проходят церковные службы.
Хоронить в старинных склепах разрешено только потомков усопших, у которых есть документы о родственных связях. Если их нет, то на черном рынке могут подделать за 5 тысяч долларов, – говорит киевлянин, который называет себя праправнуком графа. Мода на такие захоронения пришла из Галиции еще 200 лет назад. На Лычаковском кладбище во Львове склепов больше всего – более 5 тысяч. Среди известных львовян склепы есть у режиссера Виктюка, семьи главного командира УПА Шухевича, поэта-дипломата Лубкивского. Наиболее необычная – гробница-сейф одного банкира. Если вращать колонны, то гробницу можно открыть, зная код. Позволить себе такие усыпальницы, как и в древности, могут только те, у кого есть деньги. Строительство одной гробницы сейчас стоит минимум 5 тысяч долларов.