Одни кичатся богатым дастарханом во время поминальных обедов, другие – помпезностью надгробий. Такое стремление богатых граждан не поддерживают в Духовном управлении мусульман Казахстана (ДУМК).
Казахстанские имамы и муллы призывают верующих быть скромнее при проведении поминальных обедов и возведении памятников и мавзолеев. Однако к советам и рекомендациям духовенства мало кто прислушивается.
«Приходишь на поминки выразить соболезнования, но такое ощущение, что ты сидишь за праздничным столом. Это же неправильно. Зачем выставлять напоказ свое благополучие при таких обрядах. Если человек хочет сделать добро родителям, близким или друзьям, то должен это делать при жизни», – говорит житель Кызылординской области Омирали.
Своеобразную демонстрацию богатства и положения в обществе можно заметить и на кладбищах. Чем круче похороны, тем помпезней надгробия. Кто-то даже нанимает людей, чтобы те следили за чистотой и порядком на могилах родственников. И, по словам строителей, самый дешевый надгробный памятник оценивается в 2 миллиона тенге. Но есть люди, готовые потратить и до 150 тысяч долларов.
«По шариату так нельзя делать, – отмечает редактор религиозного журнала «Иман»Онгар кажи Омирбек. – Стоит только огородить могилу, чтобы люди и животные не топтали ее, а строить большие мазары нет необходимости. Конечно, будет лучше, если родственники покойного посадят дерево возле могилки. Но мало кто так поступает. Богачи соревнуются между собой. Так было еще при Советском Союзе, все это от нашего невежества и от малограмотности в религии».
Кроме этого, встречаются и такие, которые обновляют памятники каждые 3-5 лет, стараясь строить их каждый раз еще помпезней и роскошней. По словам казахстанского этнографа, в истории казахского народа не было такого, чтобы мазары обновляли.
«Большие и красивые мазары строили и раньше, но не было такого, чтобы кто-то обновлял эти мазары. Построили надгробные памятники, и они стояли веками, не было такого, чтобы кто-то их переделывал и менял. Современные казахи делают то, что им в голову взбредет. Сейчас, например, некоторые могут на праздничных мероприятиях деньги с вертолета разбрасывать, и никто им не указ», – уверен этнограф Досымбек Катран.
По словам редактора историко-познавательного журнала «DANAkaz» Казыбека Куттымуратулы, казахи и раньше строили большие и красивые мазары, но они имели определенную функцию.
«В степи, в безлюдном месте, путники могли там переночевать, то есть они служили приютом для путника в непогоду. Сейчас такой необходимости нет, и не стоит простым, рядовым людям строить что-то грандиозное. Если и возводить большие мазары, то такой привилегией обычно могут пользоваться только значимые для народа люди», – говорит Казыбек Куттымуратулы.
В феврале 2015 года в Казахстане умер известный народный писатель КазахстанаГерольд Бельгер. В своем завещании писатель, переводчик и публицист просил похоронить его скромно среди его друзей на Кенсайском кладбище. По словам его жены Раисы Хисматулиной, власти страны выполнили его просьбу, но по воле народа его похороны прошли не скромно. Поэтому она думает, что покойный огорчился бы, увидев свой памятник на кладбище, который был установлен в день его рождения, 28 октября.
По словам друга и коллеги Герольда Бельгера Дулата Исабекова, скромности и порядочности покойного писателя должны учиться многие казахи, но, к сожалению, этого пока нет.
«Я никого не хочу обидеть, но все это происходит от невежества казахов, – говорит известный казахстанский журналист Айгуль Омарова. – Сегодня казахи плохо знают свою историю, свою культуру, обычаи и традиции. Более того, зная все это, не собираются соблюдать…».