Экономика одиночества. Чем занимаются кодокаши-компании в Японии

10.02.2019
Экономика одиночества. Чем занимаются кодокаши-компании в Японии

Фото с сайта http://www.dsnews.ua/society/ekonomika-odinochestva-chem-zanimayutsya-kodokashi-kompanii-31012019220...


Одиночество превратилось в глобальную эпидемию. Пока непонятно, как справиться с этой напастью, но уже ясно, как на ней можно заработать

Мия Коджима зарабатывает за семь часов генеральной уборки $5000. Деньги не маленькие даже для богатого Токио, но и работа специфическая: вычистить квартиру, где официально зафиксирован случай кодокаши. Этот термин в Японии используется для определения "смерти от старости в одиночестве". Так уходят из жизни 30 тыс. японцев в год. Госорганы не ведут официальную статистику по кодокаши: данные собирают клининговые агентства, специализирующиеся на этом виде услуг. Еще 15 лет назад не существовало фирм, подобных той, в которой работает Мия Коджима. Ее работодатель назвала агентство ToDo-Company, потому что "это надо кому-то делать".

Сегодня в Японии работают 4 тыс. кодокаши-компаний плюс несколько тысяч фирм по уборке, которые частично занимаются очисткой и дезинфекцией помещений после смерти одиноких стариков. "Когда я открывал клининговое агентство в конце 90-х, я даже не знал такого слова. Теперь около половины из моих 1,5 тыс. заказов в год связано именно с кодокаши", - говорит Таиши Йошида, владелец компании из Осаки.

Импульс к развитию этого вида бизнеса задали страховые компании, обязав арендодателей покупать специальный полис, если в апартаментах проживает одинокий человек старше 65 лет. В среднем с момента смерти жильца до обнаружения тела проходит от двух до восьми месяцев, и, чтобы вернуть жилью пригодное состояние, требуются специальные процедуры. "Это очень перспективный бизнес, - считает Йошида. - Сегодня возраст каждого пятого японца более 65 лет. К 2030 году соотношение будет один к трем".


Крах стереотипа

Сложная демографическая ситуация в Японии долгое время подпитывала глобальный стереотип, что одиночество - удел пожилых людей. Но сегодня этот миф разрушен, не в последнюю очередь благодаря новым оригинальным экономическим исследованиям и успешным бизнес-идеям, имеющим непосредственное отношение к одиноким людям.

"Экономика одиночества" - термин, впервые озвученный в Китае в январе 2018 г. Под таким названием был опубликован совместный отчет сайта знакомств Momo и фирмы Xiaozhu (китайского аналога Airbnb). Компании опубликовали исследование только потому, что их поразила статистика пользователей их услугами: абсолютное большинство - люди до 47 лет, которые "не состоят в браке, снимают квартиру и живут в городах, вдалеке от своих родных". "Стресс, связанный с условиями выживания и достижения жизненного успеха в больших городах обостряет их чувство одиночества, и они ищут эмоциональную отдушину, подавляющую это чувство", - говорилось в докладе. Согласно данному исследованию 49% не пожилых людей спасаются от одиночества при помощи игровых приложений в смартфонах, 46% - в барах, 39% - в спортзалах и 25% - в караоке.

Именно караоке, а точнее, караоке-будки для одного человека - один из наиболее быстро растущих бизнесов в Китае. Их уже более 200 тыс. по всей стране, а рост этого рынка за 2016 г. составил 95%, за 2017 г. - 120%; объем рынка два года назад составлял $500 млн, а по окончании текущего года составит $1,1 млрд, как прогнозирует издание South China Morning Post. Будки появляются повсюду: от супермаркетов до остановок общественного транспорта. Попеть в одиночестве стоит всего $4 за 15 мин. "Я увидела караоке-будку в магазине, спела восемь песен и мне стало не так грустно в этот холодный зимний день", - поделилась с изданием 32-летняя жительница Пекина Жуо Йиран, которая живет одна.

Таких людей, как Йиран, в Китае 200 млн человек. Но, по крайней мере пока, правительство страны не рассматривает это как проблему. Скорее как решение: если среднестатистический китаец, находящийся в браке, зарабатывает в месяц $348, то живущий один - $420-570. Иными словами, такой человек более продуктивный и успешный, а стало быть, более выгодный для экономики в целом.

Но сам феномен существования армии китайцев-одиночек подтвердил глобальность тенденции, о которой в последние годы заговорили на Западе: одиночество молодеет, и притом стремительно.

"Таблетка от одиночества"

Для западного человека одиночество - чувство относительно новое. В культурно-историческом разрезе слово "одиночество" начало входить в обиход с XVII в. В 1674 г. британский натуралист Джон Рей включил его в словарь редких слов в трактовке "место или человек, находящийся далеко от соседей". В эпической поэме Джона Мильтона "Потерянный рай" (1667 г.) Сатана описан, как одинокая сущность, что в какой-то мере транслировало на последующие столетия восприятие одиночества как явно небогоугодного состояния души и образа жизни. Стигма жила долго, вплоть до конца XX в.

Согласно современной научной трактовке одиночество - это неудовлетворительное эмоциональное состояние, возникающие у человека из-за недостатка значимых для него отношений с другими людьми. Это состояние постоянного стресса, которое пагубно влияет на здоровье человека. В последнее десятилетие был опубликован ряд медицинских исследований, подтверждающих эту взаимосвязь. В 2010 г. исследователи из американского Brigham Young University опубликовали работу, доказывающую, что одиночество сокращает жизнь человека на 15 лет. В 2016 г. Гарвардский университет опубликовал работу, где утверждается, что в США больше людей умирает от одиночества, чем от ожирения. Другие исследования показывали взаимосвязь одиночества с бессонницей, депрессией, кардиозаболеваниями, деменцией, наркозависимостью и т. д. Иными словами, одиночество превратилось в медицинскую проблему и, как результат, "подтянуло" финансирование для поиска решений в лечении этого недуга. К примеру, в мае этого года закончится тестирование первой "таблетки от одиночества".


Оплата дружбы по километражу

Собрав воедино существующие на тот момент результаты медицинских исследований в данной области, а также социальную статистику, британская Business School of Economics (BSE) опубликовала в 2017 г. развернутый доклад об экономических последствиях одиночества. Первый вывод - одинокий человек обходится британской казне в $7800 в год дополнительных расходов, связанных с медобслуживанием. Второй - 1 фунт стерлингов, вложенный в программы по предотвращению одиночества, экономит 3 фунта на медобслуживание. По данным BSE, в Британии проживают 1,2 млн "хронических одиночек". По другим данным, в частности Британского Красного Креста, количество одиноких людей всех возвратов в Великобритании превышает 9 млн (14% населения), что тянет за собой косвенные расходы в $41 млрд в год.

Дополнил удручающую картину одиночества опросник ВВС Radio 4, в котором приняло участие 55 тыс. человек со всего мира (самая большая статистическая выборка по теме на данный момент). Оказалось, что самая большая когорта людей, переживающих чувство одиночества - это молодые люди в возрасте от 16 до 24 лет - 40%. Для сравнения: среди тех, кому за 75, одиноких всего 27%. Результаты этого опроса были опубликованы в День св. Валентина в прошлом году.

За месяц до публикации британское правительство приняло беспрецедентное решение - создать министерство одиночества. Это первый в мире государственный орган на уровне правительства, который уже занимается проблемой одиноких людей.

Подробное госучреждение пытаются создать в США, где, по разным оценкам, чувствуют себя одинокими до 30% населения. Но пока американское правительство не готово придать проблеме национальный статус. Возможно, к этому его подтолкнет бизнес. Лос-Анджелес, например, переживает сегодня бум таких специфических услуг, как "аренда друга". Если человек чувствует себя одиноко, он может обратиться в специализированную компанию, которая предоставит ему приятного собеседника, собутыльника, даже целую семью. А частный предприниматель Чак Маккарти может составить компанию для прогулок на открытом воздухе. Оплата по километражу. И чем больше будет зарабатывать Чак или другие компании, предоставляющие услуги одиноким людям, тем больше проблема одиночества привлечет внимания общественности и госструктур. Которую, как советовала профессор психологи Йельского университета Лори Сантос, в ходе специальной дискуссионной панели в Давосе, не следует называть проблемой. Это уже эпидемия.


Автор           Роман БРЫЛЬ

             



Экономика одиночества Чем занимаются кодокаши компании в Японии

Похоронный гламур

20 Февраля 2019
Почему мы вообще умираем? Кто-то считает смерть эволюционным механизмом, кто-то ошибкой, а кто-то предостерегает от вмешательства в естественные процессы. Такие противоречия возникают в среде ученых-геронтологов, изучающих процессы старения и умирания и ищущих способы продления жизни. «Нож» поговорил с двумя известными геронтологами: один из них работает над созданием эликсира вечной жизни, а другой считает поиски бессмертия блажью.
18 Февраля 2019
Все дети хотят иметь полную семью – чтоб и мама была и папа. У Ксюши папы не было. Зато с детства мать внушала ей: «Твой отец – уголовник». Но Ксюша росла девочкой любопытной и твердо решила – когда вырастит, найдет отца и узнает, почему он «плохой». Однако, правда оказалась не той, которую она ожидала.
14 Февраля 2019
Почему древняя практика сохранилась до наших дней
13 Февраля 2019
Долгое время считалось, что финны не имели отношения к кровавым зачисткам, которыми сопровождалось продвижение немецких войск.
12 Февраля 2019
По одной из версий, причина скоропостижной кончины Децла  — внезапная сердечная смерть. Каждый год так погибают сотни молодых людей. РИА Новости вместе с экспертом разбирается, отчего это происходит и кто находится в группе риска.
10 Февраля 2019
Действие романа Алексея Иванова «Пищеблок» происходит в пионерском лагере советской и постсоветской литературы
8 Февраля 2019
В публикации от лица женщины говорилось, что она оставила своего любящего мужа, именуемого ею «лошадиной задницей», и детей, которых «терпела годами».
8 Февраля 2019
У психологов и ученых есть 2 версии
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+

Яндекс.Метрика