Похороны как психотерапия: чем полезны нетрадиционные погребальные практики, которые кажутся нам дикими

31.01.2019
Похороны как психотерапия: чем полезны нетрадиционные погребальные практики, которые кажутся нам дикими

C E ROWELL KIOWA TRIBE FANTASTIC ORIG WATERCOLOR PAINTING FUNERAL PROCESSION. Фото с сайта https://www.ebay.com/itm/C-E-ROWELL-KIOWA-TRIBE-FANTASTIC-ORIG-WATERCOLOR-PAINTING-FUNERAL-PROCESSIO...


«Гуляющие» тораджийские мертвецы, перемывание костей в мексиканских склепах, самодеятельный крематорий американских нью-эйджеров и высокотехнологичный буддийский храм в Токио — вот некоторые способы, с помощью которых люди стараются сделать смерть чуть более приемлемой.

Если в традиционной культуре все отлично знали, как хоронить близких, какие песни петь у гроба, и кому на поминках с какой стороны сидеть, то жители сегодняшних больших городов оказываются полностью дезориентированы перед лицом смерти.

К тому же ритуальная индустрия в привычном для нас виде крайне вредна для экологии: ежедневно на крупных кладбищах под землю отправляются килограммы металла, синтетической ткани и пластиковых цветов.

Чтобы разобраться, что не так с похоронными услугами в современном мире, и почерпнуть идеи о том, как их улучшить, ритуальный эксперт Кейтлин Даути объездила разные страны. Впечатлениями она поделилась в работе «Уйти красиво. Удивительные похоронные обряды разных стран». Вот некоторые из причудливых и альтернативных похоронных практик, как традиционных, так и современных, которые Кейтлин затрагивает в своей книге.

Вяленые мертвецы тораджи

В горных районах Индонезии, в округе Тана-Тораджа (Южный Сулавеси), живет группа народов тораджи, которые совмещают традиционный уклад с достижениями цивилизации: здесь вручную молотят рис и пользуются смартфонами. Для праздников тораджийцы облачаются в традиционные одеяния, но в обычной жизни носят шорты и футболки.

По убеждениям тораджи, скончавшийся человек не считается окончательно мертвым, пока он не похоронен с особенным ритуалом. Так что покойная бабушка, которая какое-то время может делить комнату с живыми, просто заболела, однако всё видит и слышит.

Тела мумифицируют, так что те делаются будто вялеными, и часто сохраняют прямо дома. Когда у семейства появится достаточно денег для похорон, страдания «больного» прервут, совершив ритуал. Но иногда сбор средств может затянуться. Дело в том, что тораджийские похороны — дорогое удовольствие, которое включает принесение в жертву буйволов и свиней. Считается, что во время этого обряда человек наконец-то умирает — вместе с жертвенным животным.

После этого тела помещают в дома-могилы, похожие на уменьшенные копии традиционных тораджийских домов. Даже после «официальной» смерти местным покойникам нужен дом. Но и там они не остаются навсегда! Самый известный в мире и по совместительству наиболее жуткий для европейца тораджийский праздник называется Манене.

Это фестиваль почитания мертвых, во время которого усопших «выводят в свет». Для этого мертвецов достают из могил, переодевают в новую одежду, приводят в порядок их волосы и чистят истлевшую кожу.

Тораджийцы не боятся своих мертвых, а относятся к ним с вниманием и нежностью. Обычная для племени ситуация — когда члены семьи фотографируются с умершим дедом.

В Торадже граница между живыми и мертвыми куда менее очевидна, чем в нашем мире. Мертвецы — часть повседневной жизни, с ними разговаривают, их посвящают в планы, делятся с ними печалями. В конце концов, на них тратят деньги. Всё это позволяет народу тораджи ощущать присутствие близких так долго, как потребуется, чтобы смириться с травмой и отдать умершему все символические долги.

Мексиканский День мертвых и перемывание костей

Мексика — страна, в которой смерть никогда не была далекой и запретной, как в США. На картинах Фриды Кало, которая вдохновлялась традиционной мексиканской культурой, тело художницы постоянно раскрывается, обнажая внутренние органы, пока над постелью летают мертвые эмбрионы, напоминающие о выкидышах.

Умершие дети в Латинской Америке до середины ХХ века почитались как анхелитос (маленькие ангелы, отправившиеся прямо к богу) — их тела украшали цветами и устраивали праздники в их честь.

А на парад Дня мертвых, Día de los Muertos, множество людей одеваются в костюмы скелетов и снаряжают платформы с черепами, потому что верят — в это время мертвые приходят проведать живых.

Само собой, многие молодые мексиканцы воспринимают парад просто как способ раскрасить лицо и хорошенько повеселиться. Некоторым людям старой закалки, напротив, не нравится то, что семейный праздник встречи с умершими близкими превращается в шумный коммерциализированный фестиваль и становится приманкой для туристов. Даже в «Старбаксе» тут можно купить пан де муэрто, «хлеб мертвых» — традиционный сладкий рулет с украшением в виде человеческих костей. И всё-таки идея того, что смерть — не табу, а вспоминать ушедших можно с легким сердцем и под музыку, пронизывает мексиканскую культуру.

Однако черепами из папье-маше и костями на хлебобулочных изделиях всё не ограничивается.

В честь умерших близких в домах устраивают алтари, офренды, чтобы возле фотографии покойного поставить свечи, цветы, чаши с благовониями и подношения — вещи, которые он любил при жизни. Для кого-то это будут сладости, для кого-то — алкоголь.

Считается, что, пока человека помнят и «приманивают» к алтарю, он сможет приходить к живым в «день посещений». Об этом рассказывает, в частности, мультфильм студии Pixar «Тайна Коко».

А вот чего в детском мультфильме не покажут, так это ритуала перемывания костей мертвецов. Сначала тело кладут в могилу, которая нужна для того, чтобы тело разложилось. На это уходит несколько лет, и после этого могила уже не требуется, так что такие временные пристанища иногда просто берут в аренду.

После останки отправляются в осарио, склеп. Типичное мексиканское кладбище, которое становится постоянным местом жительства для умерших — это ряды небольших цементных склепов, выкрашенных в разные цвета. Внутри каждого осарио — коробка с костями. В День мертвых их достают из могил и чистят с помощью кистей и тряпок и меняют покрывало, на котором лежат кости и череп, на новое. Это ритуал общения с ушедшим, в процессе которого мертвому можно рассказать последние новости, а детям — истории из его жизни.

Погребальные костры сегодняшней Америки

Несмотря на то что кремация имеет репутацию более практичного и экологичного способа распорядиться телом, чем традиционные похороны, она тоже не полезна для экологии из-за выбросов в атмосферу вредных веществ и расхода природного газа.

К тому же кремацию трудно назвать терапевтичной в плане преодоления скорби: из-за механизированности процесса близкие с трудом могут ощутить причастность к ритуалу.
Современные крематории представляют собой огромные недружелюбные здания, в которых родственники и друзья умершего могут в последний раз увидеть его в зале прощаний. После этого гроб уезжает в глубину здания, повинуясь скрытым механизмам, а чуть позже с другой части этого конвейера близким покойного выдают урну с прахом.

Именно поэтому некоторые современные активисты продвигают кремации под открытым небом в качестве альтернативы печам крематориев. Проводят такие огненные похороны по тому же методу, какой использовали люди в разных древних культурах, от викингов до индусов — разжигая погребальный костер.

В маленьком городе Крестоуне находится единственный публичный крематорий в Америке.

Группа активистов, основавших это предприятие, в начале своей карьеры сделала крематорий мобильным: устраивали погребальные костры на частных территориях, приезжая со своей решеткой и шлакоблоками.

Впоследствии они обосновались в Крестоуне, штат Колорадо. Крестоун — своего рода культовое место для «искателей духовности». Местный культурный ландшафт эклектичен, в моде всё натуральное. Здесь уважают экологичную еду, а хиппи и
растаманы соседствуют с индуистами и суфиями.

Организаторы открытых кремаций, Стефания Гейнс и Пауль Клоппенберг, учредили здесь программу «Крестоунский проект „Завершение жизни“», услугами которой могут воспользоваться все желающие.

В специально выбранном месте за городом установлены параллельные плиты из кирпича, между которыми находится решетка, куда кладут тело усопшего, одетое в натуральные ткани (синтетика плохо горит). Вокруг тела выкладываются еловые и сосновые поленья и сухие ветки, а члены семьи сами зажигают огонь с помощью факелов. 

Все присутствующие могут сделать какой-нибудь символический жест, чтобы почтить память покойного. Волонтеры проекта предлагают гостям положить в костер ветки — например, можжевеловые. Это аналог бросания горсти земли на гроб, только подношение не падает на крышку с глухим стуком, а поднимается к небу вместе с древесным дымом. Кейтлин Даути описывает крестоунскую кремацию, на которой гости играли на диджериду (австралийский духовой инструмент) и флейте, а одна женщина решила немного повыть в честь покойной («У-у-у-у!»), причем другие гости ее поддержали.

Можно сказать, что такие похороны — инди-версия индустриальной кремации. В особенности они популярны у адептов нью-эйджа. Тем не менее DIY-кремация позволяет близким покойного самостоятельно продумать похороны и принять в них непосредственное участие.

Япония: смерть, сервис и технологии

Япония — пример того, что никакие современные технологии и новые общественные отношения не могут пока что справиться с «финальной проблемой». Хотя и создают передовые специализированные услуги, связанные со смертью и захоронениями.

В 1999 году компания Sony выпустила роботов-компаньонов Aibo — механических собачек, способных лаять, двигаться и реагировать на команды хозяина. Роботы помогали множеству японцев справиться с одиночеством, не имея при этом очевидных недостатков живых существ (они даже имитировали мочеиспускание без необходимости за ними убирать). Однако со временем Sony прекратила выпуск, а потом и сервисное обслуживание Aibo. Собачки-компаньоны стали ветшать и ломаться. В ответ на спрос появились частные «ветеринары», которые выезжают к «заболевшим» Aibo.

Впрочем, слишком изношенным роботам уже не удается помочь, и для них устраивают похороны, а на тематических форумах работают группы поддержки для хозяев. Смерть в очередной раз доказала, что ее не обмануть, забрав даже электронных собак, а люди в очередной раз продемонстрировали, что ритуалы помогают справляться с потерями.
Об одной из симптоматичных для современной Японии смертей, кароси, за пределами страны упоминают часто (в основном в контексте советов, как спастись от переутомления) — речь идет о смерти от переработки. В 2000 году от кароси умер премьер-министр Японии Кэйдзо Обути, который почти не имел выходных и работал как минимум по 12 часов в сутки.

Реже говорят о кодокуси, «одинокой смерти». Слово обозначает красно-коричневый силуэт человека, который образуют на коврах и матрасах жидкости, вытекающие из разлагающегося трупа. Обычно таких мертвецов обнаруживают после того, как соседи начинают обращаться в коммунальные службы с жалобами на неприятный запах — спустя много дней и даже месяцев после смерти человека.

Феномен кодокуси связывают с тем, что всё больше пожилых японцев теряют контакты с семьей и соседями, так что их отсутствия среди живых долго никто не замечает.
В Японии даже появились специальные клининговые сервисы, работники которых, надев респираторы, устраняют последствия кодокуси и уничтожают насекомых.

В Японии 99,9 % усопших кремируют. К такому способу намерена прибегнуть даже действующая императорская чета — прежде только император умудрялся избегать этого. Популярность кремации связана со скученностью и недостатком места в городах, что приводит к дороговизне земли на кладбищах. Один из самых передовых и технологичных японских колумбариев называется Руридэн. Расположенный в Токио колумбарий позволяет увековечить память умерших, соединяя передовые технологии и буддийское учение.

Всё внутреннее пространство дома памяти занимают ячейки со стеклянными Буддами, подсвеченными голубовато-зеленым светом. За каждой маленькой статуей — урна с прахом. Чтобы найти своего родственника, посетители прикладывают карту с чипом к панели или вводят имя на клавиатуре.

Тогда нужная ячейка загорается белым. Если, приходя к умершим, хочется создать подходящее настроение, «умные» стены, повинуясь голосовым командам, показывают фотографии с видами природы. Набрав определенную дату, можно подсветить ячейки людей, умерших в этот день, и произнести в их честь поминальную молитву, как делает учредитель колумбария, буддийский священник Ядзима. Само собой, пребывание мертвых в Руридэне оплачивается, и многие еще при жизни выкупают Будду для себя — на будущее.

Кейтлин Даути уверена, что ситуацию, при которой современный человек отчужден от процесса похорон, нужно переломить, а личное участие в обрядах поможет переносить утрату.

Сокрытие и табуирование всего, что связано с заботой о теле усопшего, только умножают боль, делая естественные процессы пугающими и непонятными.
Однако помогают ли такие методы осознать смерть как таковую — большой вопрос.

«Взрослые, охваченные страхом смерти, — не белые вороны, зараженные неким экзотическим недугом, но мужчины и женщины, чьи семьи и культуры не смогли сшить для них достойные защитные одежды, чтобы они выстояли против ледяного дыхания смерти», — эти слова психиатра Ирвина Ялома вынесены в эпиграф книги «Уйти красиво».

Тем не менее обряды не могут в полной мере справиться с этим страхом. Разнося блины на похоронах, обмывая тело или даже очищая кости умершего, человек получает возможность отвлечься на бытовые действия, сублимировать свои переживания и вписать непредставимое в картину мира. Это решение, которое предлагает традиционная культура и которое советует возродить Кейтлин Даути.

Автор Алиса Загрядская

«Нож» — развлекательный онлайн-журнал для умных людей

Похороны как психотерапия: чем полезны нетрадиционные погребальные практики которые кажутся нам дикими

Похоронный гламур

21 Февраля 2019
В августе 1940-го его доставили в Освенцим. Его участь была, казалось бы, предопределена: умереть в концлагере от зверств эсэсовцев. Однако судьба приготовила этому узнику другую роль – стать свидетелем и документалистом тех страшных событий. Сын полячки и немца Вильгельм Брассе вошел в историю как фотограф Освенцима. Каково это – ежедневно фиксировать на фотопленку мучения таких же узников, как ты? О своих чувствах по этому поводу он потом не раз рассказывал…
20 Февраля 2019
Почему мы вообще умираем? Кто-то считает смерть эволюционным механизмом, кто-то ошибкой, а кто-то предостерегает от вмешательства в естественные процессы. Такие противоречия возникают в среде ученых-геронтологов, изучающих процессы старения и умирания и ищущих способы продления жизни. «Нож» поговорил с двумя известными геронтологами: один из них работает над созданием эликсира вечной жизни, а другой считает поиски бессмертия блажью.
20 Февраля 2019
Политик скончался в ночь на 20.02.2000 в Калининградской области. В Светлогорск он приехал 17.02 в рамках предвыборной кампании Владимира Путина, а через 2 дня —  умер в номере гостиницы «Русь».
19 Февраля 2019
В России пожилой человек в первую очередь считается «бедным» и «одиноким», тогда как в остальных странах предпочитают определения «мудрый» и «слабый». Россияне больше других опасаются, что в старости им не хватит денег на жизнь, они потеряют здоровье, физическую форму и близких. По итогам глобального опроса Ipsos Россия вошла в тройку стран, жители которых боятся старости больше всего
18 Февраля 2019
Все дети хотят иметь полную семью – чтоб и мама была и папа. У Ксюши папы не было. Зато с детства мать внушала ей: «Твой отец – уголовник». Но Ксюша росла девочкой любопытной и твердо решила – когда вырастит, найдет отца и узнает, почему он «плохой». Однако, правда оказалась не той, которую она ожидала.
18 Февраля 2019
Старое городское кладбище на проспекте Мира — одна из немногих «специальных» территорий Кёнигсберга, сохранившихся до наших дней.
17 Февраля 2019
Принимая наследство, наследник получает все, что принадлежало наследодателю на день его смерти. Конечно же, большую часть наследства составляет имущество, оформленное на имя наследодателя (банковские вклады, недвижимость и пр.) – это наследники получают в первую очередь. Но не следует забывать, что, помимо этого, есть еще ряд выплат, на которые наследники имеют полное право претендовать.
17 Февраля 2019
Пока все остальные представители этого всемирного движения ставят разнообразные эксперименты над собой, русские биохакеры всерьез озабочены поиском эликсира вечной жизни
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+

Яндекс.Метрика