Символика цвета. Анна Пушкина, Екатеринбург

23.05.2007

Я - флорист. В похоронной сфере работаю с начала перестройки. За многие годы, думаю, десятки тысяч венков были изготовлены из цветов, которые я поставляю из Китая и Европы. Недавно стала заниматься живыми цветами, открыла несколько салонов в Екатеринбурге.
Цветовая палитра меня давно интересует, и когда я прочитала несколько публикаций в «Похоронном доме» на тему траурной флористики, подумала: мои познания в этой области будут полезны моим коллегам. Журналу очень признательна за то, что в нем есть «уголок флориста». Мы, флористы, узнаем много нового для себя. Причем не только по нашей теме цветочного дизайна. Журнал рассказывает о многих аспектах траура и организации похорон. Вначале я пролистывала страницы журнала, где не было информации по моей профессиональной теме. Но журнал увлекает, и позднее поняла, что у отрасли есть такое издание. Только благодаря журналу ощутила, что мы все  представители одной большой отрасли, объединяющей несколько десятков профессий. Причастность, принадлежность к одному общему делу очень важна. Флористы не могут существовать отдельно от остальной похоронки. Так произошло в Европе, где ассоциации и союзы флористов заняли доминирующие позиции на рынке венков и букетов для траура. Что из этого получилось? Культура траурной флористики улетучилась. На похороны изготавливают такие же венки, что и на свадьбу. Границы траура в европейской традиции, к сожалению, размыты, а вековые обычаи похоронного цветочного дизайна растворились.
Что касается меня, то я за четкие правила, традицию. За уважение канонов, за смысл и символику в похоронном дизайне. Это и побудило меня написать статью в журнал.     
В моем архиве есть немало интересных фактов, которые я собирала многие годы, во всех поездках за рубеж и в ходе встреч с коллегами на семинарах, а также из книг и периодики. Это чаще всего было так. Я узнавала какой-то факт, записывала на бумажке и складывала в папку «цвет». Постепенно набралось много информации, папка «разрасталась», увеличивалась в объеме, и тогда я разделила ее, распределив информацию о каждом цвете в отдельную папку. Когда решила обобщить для журнала свой архив, оказалось, в моей папке было немало схожей информации,  пришлось много собственных записей удалить. То, что осталось, тем не менее, позволило мне написать статью, которую и предлагаю читателям «Похоронного дома». Я постаралась исключить уже знакомые читателям факты. Мне довелось участвовать во многих семинарах по флористике в России и за рубежом. Мы, флористы России, к сожалению, пренебрегаем законами цвета, часто в своем траурном творчестве уходим в бессодержательное эстетство. Не редки случаи, когда вместо венка видишь бессмысленное нагромождение цветов.  Но многие книги, изданные в последние годы  - только мне известно о десяти - учат нас быть осторожными и точными при составлении венков для траура. Уважение традиции, учет устоявшихся взглядов в траурной флористике имеют особое значение. Нельзя при изготовлении венка, гирлянды в гроб или при оформлении траурного зала нарушать непреложные правила траура. Спору нет, россияне пока, в основной массе, далеки от правильного восприятия веночной продукции. Но практика показывает, у наших клиентов есть какое-то седьмое чувство, которое безошибочно помогает им сделать выбор профессиональной, высокохудожественной продукции. Я часто экспериментирую, выставляя в своих магазинах продукцию, изготовленную «на потребу дня», то есть венки, корзины, как у всех. И рядом ставлю изделия, которые отвечают правилам траурной флористики. Мы называем их «европейские венки». Как правило, покупатель, несмотря на более высокую стоимость, делает выбор в пользу последних. Конечно, нужно терпеливо учить наших клиентов, а для этого необходимо самим учиться. Пока наиболее серьезно и последовательно нас, похоронщиков, обучают основам траурной флористики в Новосибирске и на выставке «Некрополь» в Москве. Еще хотелось бы подчеркнуть, что в моей статье нет прямых указаний и советов по траурному дизайну. Но я считаю, что информация об особенностях каждого цвета - это профессиональное знание, которым должен владеть каждый флорист, работающий в похоронке. Я собирала все эти сведения по крупицам и теперь очень рада передать плоды своего скрупулезного труда другим. Надеюсь, читатели это оценят и воспользуются моим домашним, совсем не научным, обобщением. Буду рада узнать, если моя статья чуть расширила познания о цвете моих коллег-флористов и поможет им в творчестве.
Существует три основных цвета: синий, желтый и красный. Все остальные цвета получаются смешением этих трех. Зеленый получается при смешении синего и желтого, оранжевый при смешении желтого и красного, фиолетовый при смешении синего и красного и так далее. Как известно, радуга состоит из семи цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Иначе дела обстоят с компьютерными цветами. В компьютере используются тоже три цвета, но желтый здесь замещается на зеленый. Несмотря на то что на вкус и цвет товарищей нет, символика цвета у разных народов сходна. Цвета связаны с планетами, сторонами света, религиями, но теснее всего они связаны с геральдикой. Там цвета имеют особое значение.
Существует три основных цвета: синий, желтый и красный. Все остальные цвета получаются смешением этих трех. Зеленый получается при смешении синего и желтого, оранжевый при смешении желтого и красного, фиолетовый при смешении синего и красного и так далее. Как известно, радуга состоит из семи цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Иначе дела обстоят с компьютерными цветами. В компьютере используются тоже три цвета, но желтый здесь замещается на зеленый. Несмотря на то что на вкус и цвет товарищей нет, символика цвета у разных народов сходна. Цвета связаны с планетами, сторонами света, религиями, но теснее всего они связаны с геральдикой. Там цвета имеют особое значение.

БЕЛЫЙ
Белый - божественный цвет. Символ света, чистоты и истины. В большинстве стран (в странах Европы, Китае, Египте и других) белый - цвет траурных одежд. Белыми одеждами умершего посвящали в новую жизнь.
Но он же  цвет радости и праздника.
Противоречивый символ, сочетающий в себе с одной стороны свет и жизнь, а с другой - старость, слепоту, абсолютную тишину, смерть. На Востоке - цвет траура. Считается, если носить черный, душа умершего ничего не увидит, отсюда следует, что белый в трауре - свет, видение жизни после смерти. Белые одежды означают триумф духа над плотью. В Китае белый цвет ассоциировался одновременно и с вероломством, и с чистотой. Скандинавская богиня смерти Хель, обитающая в ледяном (белом) мире смерти, имеет мертвенно-белое лицо. 
Выражение «белая ворона» известно всем, а вот что такое «белый слон»? Это выражение пришло к нам из древнего Сиама. Чтобы избавиться от неугодного придворного, король Сиама дарил ему большого белого слона. Стоимость прокорма животного быстро разоряла придворного, а избавиться от царского подарка было невозможно. С тех пор большое, внушительное, но бесполезное приобретение называют «белым слоном».
 «Печень цвета лилии» («белая печень»). Выражение произошло из убеждения, что печень трусов не имеет крови.
«Показать белое перо» - проявить трусость. Выражение пришло из петушиных боев. Было замечено, что петухи с красной и черной окраской вырывают перья из хвостов более трусливых белых петухов.
Интересно, что слово «кандидат» происходит от латинского «candidus» («ослепительно белый»).
Белый голубь символизирует мир, Святой дух.
Белые яйца - сотворение.
Белый флаг - добровольную сдачу, перемирие.
Белый - цвет очищения от грехов, крещения и причастия, праздников Рождества, Пасхи и Вознесения. В православии используется в заупокойных службах, приходящихся на период от Пасхи до дня Троицы. В алхимии белый цвет связан с ртутью.

ЖЕЛТЫЙ
Символика желтого цвета во многом зависит от его тона. Теплые желтые тона - символ нерушимого брака, а холодные - символ супружеской измены (цвет рогоносцев во Франции).
Желтый цвет - цвет золота, символ солнца и божественной власти.
В греческой мифологии желтый - цвет Аполлона. В Китае желтый - цвет императора. Во времена династии Цин одежду желтого цвета имел право носить только император.
Кроме того, желтый - это цвет предательства, ревности, трусливости, лжи. В некоторых странах Европы желтым мазали двери домов преступников и предателей. Иуда и Каин обычно изображаются с желтыми бородами. Во время Второй мировой войны, в оккупированных нацистами странах, евреям предписывалось носить желтые «повязки позора». Желтый цвет был выбран Гаутамой (Буддой) как символ смирения.
Желтый цвет - цвет болезни. Желтый крест ставили на чумных домах. Желтый флаг на борту судна обозначал, что на борту есть инфекционные больные. Теперь желтый флаг поднимают, когда хотят сказать, что больных на судне нет (при заходе в иностранный порт).
В футболе и в правилах дорожного движения желтый - предупреждение.

ЗЕЛЕНЫЙ
Зеленый - цвет весны, созревания, нового роста, плодородия, природы, свободы, радости, надежды. Зеленый часто символизирует непрерывность и бессмертие (например, «вечнозеленый»).
Зеленый представляет собой смесь желтого и синего. Зеленый связывает природное и сверхъестественное. Цвет денег у многих народов - зеленый. С другой стороны, зеленый - цвет банкротства. В некоторых европейских странах банкротов обязывали носить шляпу зеленого цвета.
Зеленый флаг в морской символике - символ корабле-крушения.
С другой стороны, зеленый - это знак разложения и плесени. Осирис, покровитель и судья мертвых, изображался зеленым. В европейском фольклоре это цвет эльфов (цвет непослушания и проказ).
Зеленый - символ молодости.
Зеленый - священный цвет в Исламе.
Зеленый - цвет различных экологических движений («Зеленые»).

РОЗОВЫЙ
Смесь белого и красного. Телесный цвет, цвет чувственности. Считается, что розовый цвет вызывает аппетит. Во время Второй мировой войны гомосексуалистов в оккупированных нацистами странах обязывали носить повязку с розовым треугольником. Розовый цвет, а иногда  розовый треугольник, с тех времен используется такими движениями, как «Гордость «голубых».
В славянской символике означал чистоту сердца. Цвет обновления, возрождения после смерти.

СИНИЙ
Цвет неба и моря, символ высоты и глубины. Постоянство, преданность, правосудие, совершенство и мир.
В Древнем Египте синий использовался для обозначения правды. Синий - цвет Зевса (Юпитера) и Геры (Юноны).
Широкую темно-синюю ленту имеет Орден Подвязки - высший рыцарский орден Британской короны. Орден был учрежден в 1348 году Эдуардом III. Синий - цвет королевской власти и благородного происхождения.
Выражение «голубая кровь» для людей высокого происхождения произошел из убеждения, что вены у испанских аристо-кратов «более синие», чем у простых людей.
Выражение «синий чулок» по отношению к ученой даме восходит к XV веку, когда в Венеции собиралось общество мужчин и женщин, занимающихся изучением наук, синие чулки были их отличительным атрибутом одежды. Этот обычай был поза-имствован парижскими интеллектуалами в 1590-х годах. Сам термин возник в Англии в 1750-х годах.
Синий - цвет британской консервативной партии.
В христианстве синий символизирует искренность, благоразумие и набожность.
В славянской мифологии синий - цвет смерти.

ЧЕРНЫЙ
Черный - символ ночи, смерти, раскаяния, греха, тишины и пустоты. Поскольку черный поглощает все другие цвета, он также выражает отрицание и отчаяние, является противостоянием белому и обозначает негативное начало. В христианской традиции черный символизирует горе, оплакивание и скорбь, а также покой. В глубинной психологии это цвет «полного отсутствия сознания, погружения в темноту, печаль, мрак. В Европе «черный человек», мрачный дом, темная змея - все это вещи, внушающие мало надежды». Подземным божествам приносили в жертву угольно-черных животных, а в более позднее время считалось, что дьявол или демоны требуют жертв в виде черного петуха или козла. На черных лошадях движется «дикое войско» - свита германского бога Бодана. А дьявол нередко изображается черным, чаще, чем красным. Сатанинские ритуалы глумления над Богом именуются «черными мессами». Трубочист поначалу считается подозрительным и демоническим персонажем, но затем становится противоположным символом. Утверждается, что он приносит счастье. В средние века на людей с черным цветом кожи, негров, смотрели с большим подозрением. Для смягчения предрассудков в отношении Африки и жителей Африканского континента один из трех «святых царей», поклонявшихся Христу (собственно, это были волхвы, маги, астрологи), изображался негром. Черный цвет - это и отрицание земного тщеславия и великолепия, цвет священнической одежды и, соответственно, символ консервативных (ориентированных на церковь) партий. Черный цвет траура и покаяния - это и обещание будущего воскресения, во время которого он светлеет, становится серым, а потом и белым.
 Обычай надевать черное в знак скорби и на похоронах произошел из предрассудка. Люди полагали, что при этом дух умершего не может их узнать и причинить им вред. Вуаль на лице была призвана смутить демонов и не позволить им утащить в ад еще одну душу. Обычай надевать черную повязку на левый рукав в знак скорби восходит к рыцарским временам, когда дама сердца надевала повязку на руку рыцаря в знак того, что он служит ей. Позднее повязка стала знаком верности ушедшей супруге.
В Японии черный - цвет радости.
В британском суде квадраты черной материи судья разрывал при произнесении смертного приговора.
«Черная смерть» - название эпидемии бубонной чумы, уничтожившей в 1348 году примерно 25 млн человек только в Европе.
Как знак смерти, черный использовался многими: он был на флаге анархистов, пиратов.

КРАСНЫЙ
Красный цвет символизирует кровь, огонь, гнев, войну, революцию, силу и мужество. Кроме того, красный - цвет жизни. Доисторический человек кропил    объект, который хотел оживить, кровью.
В Древнем Риме красный цвет символизировал бо-жественность. Это цвет знати, патрициев и императоров Рима. Символ верховной власти, который позже перешел к кардиналам. После победы римские полководцы красили лицо (в честь Марса) в красный цвет.
У кельтов - смерть, катастрофа.
Красный флаг в Британском военно-морском флоте существует с XVII  века и символизирует «вызов на бой».
 Красный флаг использовался во время Парижской коммуны 1817 г., в нашей стране во время восстания 1905 г., революции 1917 г. и последующие несколько десятков лет. Термин «красные» часто употребляется по отношению к коммунистам.
Красный - цвет анархии. Сторонники итальянского национального лидера Джузеппе Гарибальди (1807-1882) назывались «краснорубашечниками», так как в знак неповиновения властям носили красные рубахи.
Красная роза - символ любви и красоты. Выражение «красный день календаря» произошло от обычая помечать дни святых и другие церковные даты красными чернилами.
Этот цвет используют для предупреждения об опасности (например, дорожные знаки).
Район, где находятся публичные дома, называется районом «красных фонарей», так как именно такие фонари раньше висели перед подобными заведениями.

ГОЛУБОЙ
Голубой, как и белый, - это божественный цвет.
Голубой ассоциируется с Юпитером, Юноной, Амоном-Ра, Вишной и другими богами.
 В Китае голубой цвет - символ Дао. Священный Путь, принцип сущего, а, кроме того, - символ бессмертия, а, значит, - символ человеческой физической смерти, цвет печали и траура, цвет мертвых.
В египетских могильниках большое количество фигурок голубого цвета.    
Как и белый, голубой - это цвет истины, верности, целомудрия и правосудия в христианской традиции.
Светло-голубой цвет - символ непостижимого и чудесного.

Анна ПУШКИНА, флорист, владелец фирмы «Цветы Блюмен», г. Екатеринбург

Полную версию материала читайте в полиграфической версии журнала

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика