КиберЛенинка : Роль анатомического музея в образовательной деятельности вуза – тема научной статьи по наукам об образовании читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Белорусский государственный медицинский университет
Анатомическая коллекция препаратов Белорусского государственного медицинского университета не является музеем в прямом смысле слова. Несмотря на то что основана экспозиция более века назад, сегодня она — передовая образовательная площадка для будущих медиков. Чем интересен музей и как в него попасть человеку с улицы, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости»
Минск-новости :
Как будущие медики изучают строение человеческого тела? Побывали в анатомическом музее БГМУ - Минск-новости
От истоков до современности
Анатомический музей БГМУ основал доктор медицинских наук Сергей Лебедкин более века назад, однако первая экспозиция до наших дней не сохранилась — все препараты во время Великой Отечественной войны оказались утрачены. Восстанавливать фонд начали только в 1944 г. С 1975 г. экспозиция пополнилась витринами магнитно-резонансной и компьютерной томографии и коррозионными препаратами печени и почек.
С 2005 по 2014 г. в музее проходила реставрация под руководством Петра Пивченко. Его работу продолжает заведующая кафедрой нормальной анатомии профессор Наталия Трушель.
Ухаживают за экспозицией студенты старших курсов. Одна из их обязанностей — своевременная замена формалина у экспонатов. Сейчас коллекция насчитывает более 2 000 экспонатов и едва умещается в трех залах. К тому же каждый год в музее появляется 3–4 новых анатомических артефакта.
Студентам в помощь
Ежедневно среди многочисленных стеллажей у студентов проходят занятия по анатомии. Это один из самых сложных для изучения предметов, а разобраться во всех особенностях человеческого тела без наглядных пособий практически невозможно.
— Препараты в анатомических залах нашего музея располагаются в соответствии с изучаемыми темами. В коллекции есть костные препараты, препараты различных мышц, внутренних органов, сердечно-сосудистой системы, нервной и другие. На некоторых образцах мы окрасили артерии и вены, части костей, что помогает студентам лучше разглядеть мелкие детали, — рассказала Н. Трушель.
Фотографировать экспонаты не запрещено. В университете считают, что учиться по наглядному образцу будущему медику будет проще, чем по картинке из учебника.
— Многие позиции подписаны на латыни. Студенты ее изучают еще на первом курсе, поэтому проблем с чтением табличек не возникает, — объяснила Н. Трушель. — Иностранным обучающимся проще дается латынь, чем русский язык.
Название костного зала говорит само за себя. Скелеты, кости и черепа людей и животных наглядно показывают сходства и различия организмов. Второй зал отведен под внутренние органы, сосудистую и нервную системы, а особое место в нем занимают препараты, демонстрирующие аномалии развития человека.
Пластиковая модель человека, демонстрирующая пространственное расположение внутренних органов, сосудов и нервов, встречает посетителей в третьем зале.
— Здесь также располагаются препараты с патологией органов человека: легкие курильщика, камни желчного и мочевого пузыря, внематочная беременность, опухоли толстой кишки — медик должен это знать, — считает заведующая кафедрой.
Современно и доступно
Учатся будущие врачи также с помощью современных технологий. Специальный анатомический стол со встроенным экраном показывает модель человека в полный рост. Программных режимов у устройства несколько, что позволяет узнать о подопечном почти все.
— Студентам нравится заниматься на нем, так как стол позволяет рассмотреть органы и тело человека в 3D-проекции. Периодически компания, у которой университет заказал устройство, обновляет программу, добавляя в базу больше и больше новых возможностей.
Посмотреть анатомический музей можно в день открытых дверей БГМУ. Часто эти экскурсии проводят студенты старших курсов.
Фото Павла Русака
Автор Анастасия Гильminsknews.by
Анатомический музей https://www.bsmu.by/page/6/48/
Анатомический музей БГМУ https://youtu.be/7_2tEAJo5vI