‘Funerary Comedies in Contemporary Kinshasa’

19.12.2022
‘Funerary Comedies in Contemporary Kinshasa’

                                                    PDF) Funerary Comedies in Contemporary Kinshasa: Social Difference, Urban Communities and the Emergence of a Cultural Form | Katrien Pype - Academia.edu
Funerary Comedies in Contemporary Kinshasa: Social Difference, Urban Communities and the Emergence of a Cultural Form | Katrien Pype - Academia.edu
Fearing Desecration, Congolese Resurrect Ancient Burial Rites - Worldcrunch



Wachira Kigotho  


По словам профессора Катриен Пайп, социального антрополога из Университета КУ Левен в Бельгии, появление комедий, которые разыгрываются во время похоронных обрядов в городах Африки к югу от Сахары в качестве деловой суеты, привлекает внимание исследователей африканского юмора.

В недавней презентации "Погребальные комедии в современной Киншасе" (‘Funerary Comedies in Contemporary Kinshasa’) Pype сосредоточился на процветающей популярной культуре, в которой комикам и музыкантам платят после исполнения траурных ритуалов. Это было частью семинара по юмору в Африке, организованного Центром африканских исследований Кембриджского университета, Великобритания.

Согласно Pype, разворачивающиеся похоронные шутки в Киншасе в Демократической Республике Конго (ДРК) и других городах Африки к югу от Сахары в основном разыгрываются комиками, не имеющими отношения к скорбящим, что является явным отходом от обычного похоронного юмора, когда принятые шутники социально связаны с скорбящими.

Пайп объяснил, что выясняется, что различные виды комедийных представлений в Африке рассматриваются как товары или экономические возможности.

В этом отношении новые изменения в социальной организации траурных ритуалов, особенно среди богатых в Киншасе и других городских районах Африки, превратили погребальные шутки в бизнес.

В отличие от традиционных похоронных шутников, которые считали себя скорбящими вместе с осиротевшими, современные похоронные комики считают себя работниками, которым нужно платить за их услуги.

В исследовании "Погребальные комедии в современной Киншасе: социальные различия, городские сообщества и возникновение культурной формы", Пайп обнаружил, что многие похоронные шутники в Киншасе описывают свои выступления как "работа" или "мосала".

Скорбь как работа

“Амбиции похоронных шутников состоят в том, чтобы стать либо стендап-комиками, которые могут выступать в культурных заведениях, либо актерами в телевизионных драмах”, - говорится в исследовании.

Однако что интригует исследователей, так это то, как недавно обретенное социальное положение актеров-шутников на похоронах в первую очередь основано на лести и рассказах о богатствах элитной толпы Киншасы, которая грабит и присваивает общественные ресурсы в своих интересах.

Проблема в том, что, хотя некоторые из наиболее изученных комедийных жанров в Африке, как правило, выражают разочарование по поводу плохого управления, коррупции, социальной несправедливости и того, как справляться с экономическими трудностями и политическим вырождением, Pype обнаружил, что похоронные комедии Киншасы прямо противоположны, потому что похоронные комедианты в этом центрально-африканском городе восхваляют богатых скорбящих.

В связи с этим комики предпочитают посещать места траура для богатых, потому что они, скорее всего, заработают больше денег на зрителях в таких местах по сравнению с теми, кто оплакивает бедных людей.

А-политическая комедия?

По словам Пайпа и других исследователей, таких как доктор Пьер Пети, старший научный сотрудник Брюссельского университета, и Джордж Мутамбва, преподаватель Университета Лубумбаши, большинство похоронных шутников в Киншасе закрывают глаза на происхождение богатства людей, особенно если богатые проявляли щедрость футбольной команде, церкви или этнической организации.

Кроме того, социальные различия выражаются и подтверждаются в спектаклях, потому что богатые в городе изображаются в лучшем свете, в то время как бедные подвергаются насмешкам из-за отсутствия базовых космополитических знаний.

Значительная часть шуток комиков, которых местные называют масоло, пропитана стереотипами этнической принадлежности, которые описывают одних людей как слишком низкорослых, а других - как людей с согнутыми спинами.

Впоследствии люди, присутствующие на похоронных обрядах, или матанга, название траурных мест на суахили, весело смеются над юмором, который высмеивает городскую молодежь, которая терпит неудачу, женщин, которые не могут прокормить своих детей, и инвалидов за то, что они не умеют быть уличными, слабыми и бедными.

В Киншасе похоронные шутки также имеют тенденцию прославлять янки, уличных и хитрых людей, и высмеивать юма, люди, которые не обладают навыками выживания в городской среде.

Однако, в то время как похоронные комедианты в своих масоло, возможно, изображают мрачную картину жизни и борьбы за выживание в Киншасе, городские социологи обеспокоены формирующейся городской социальностью в Киншасе и других городах Африки к югу от Сахары.

“Тема маленького человечка, которому удается победить систему, более или менее выделяется, как умный герой в большинстве африканских сказок”, - сказал Пайп, цитируя более раннее исследование, проведенное в соавторстве с Пети и Мутамбвой.

Быстрые деньги от незнакомцев

Однако, в отличие от большинства стендап-комиков из Аккры, Гана, которые в той или иной степени являются проповедниками городской морали, похоронные комики Киншасы не заинтересованы в передаче идеологии или хорошей морали. Скорее, они хотят быстро заработать деньги, используя свой собственный уличный интеллект, тело и голос в пространствах, предоставленных политической и бизнес-элитой города, согласно Pype.

Кстати, похоронные шутники в поисках мосалы не нуждаются в приглашении, но вторгаются в матангу которые стали более открытыми для незнакомцев в Киншасе и других городах ДРК, таких как Лубумбаши и Кисангани, где к скорбящим обращаются как к зрителям.

По словам Пайпа, большинство комиков неожиданно прибывают на эти траурные мероприятия и выступают около двадцати минут перед толпой, с которой у них нет личных связей, а затем несколько раз обходят зрителей, собирая деньги, прежде чем уйти искать другую матангу.

“Проходя через толпу после своего выступления, собирая деньги у скорбящих, комики превращают свою речь в товар, который сам по себе имеет денежную ценность”, - сказал Пайп.

Описывая характер выступлений, Пайп сказал, что содержание шуток можно квалифицировать как городское, потому что в основном они затрагивают проблемы, присущие городской среде.

В основном масоло подчеркивают состояние индивидуализма в городском контексте и взаимоотношения различных социальных и этнических групп в городе.

Структура аудитории типично городская, но публика в траурном пространстве выглядит как анонимная толпа, потому что не каждый скорбящий или сторонник известен членам семьи погибших.

Во время презентации на семинаре Пайп и другие академические эксперты по африканскому юмору признали, что новые городские культурные формы создаются городской молодежью.

На этом фоне исследователи расходятся во мнениях относительно того, делают ли комики в Киншасе обычно что-то хорошее, привнося юмор в печальные события, или же они используются богатой клиентурой для маскировки кумовства, клептократии и коррупции в конголезском городском обществе.

Однако, похоже, все согласны с тем, что, хотя похоронные комики Киншасы, возможно, находятся вне сферы политического юмора в Африке, они зарабатывают на жизнь у богатых новыми и необычными способами.

Примечания к словам

• Матанга это стандартное суахилийское слово, обозначающее траурные пространства. Это слово широко используется в Демократической Республике Конго, Кении, Уганде и Танзании.

• Мосала означает работа в Киншасе.

• Масоло ссылается на похоронные шутки, которые цитируются в траурных местах в Киншасе.

• Юма - это насмешливое слово для людей, которые не обладают навыками выживания в Киншасе.

• Янки – хитрые и уличные жители Киншасы, те, у кого образ жизни, как у американского ковбоя.

Помимо матанги, другие слова mosala, masolo и yuma возможно, оно было заимствовано из местных языков в Киншасе или Суахили Демократической Республики Конго, который не является стандартным суахили.

Согласно статье, эти слова используются социальными антропологами, когда они изучают формирующуюся городскую культуру в городах ДРК.


                                Blended learning is the way forward after the pandemic – COMOSAConnect – Share your Open Schooling practice


Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика