Отчет по отчитке: что такое экзорцизм и как к нему относится РПЦ?

13.04.2021
Отчет по отчитке: что такое экзорцизм и как к нему относится РПЦ?

8 апреля глава комиссии Межсоборного присутствия по богословию и богословскому образованию митрополит Волоколамский Иларион заинтриговал обещанием разработать регламент для экзорцистов – среди тем, утвержденных для рассмотрения комиссией, этот пункт значится как «Отношение к практике современного экзорцизма (отчитки)». Что такое отчитка в церковной практике и как служители Церкви справлялись с бесами без регламента? Попробуем разобраться.

Не стоит думать, что ранее в православной Церкви относительно экзорцизма существовал творческий беспорядок. Если вы откроете Большой Требник (сборник, где описан порядок совершения церковных таинств и обрядов), вы обнаружите «Последование молебное о немощных, обуреваемых от злых духов нечистых и стужаемых»: казалось бы, бери и пользуйся. Ну, конечно, если ты священник, для которого предназначен требник. Последнее уточнение, возможно, не все принимают к сведению – осенью 2020 года, например, в сетях распространялся видеоролик энергичных родителей, решивших изгнать из ребенка бесов с помощью святой воды и чеснока (правда, горе-экзорцисты, судя по видео, требник не открывали, вдохновляясь какими-то другими инструкциями). Уже тогда глава Синодального отдела по взаимоотношениям с обществом и СМИ Владимир Легойда напомнил, что отчитка не терпит самодеятельности. А какой она должна быть – и что это за действо?

Свиней на всех не хватит

Изгнание бесов – почтенная практика, ведь о ней упоминается в Евангелии. Иисус исцелял бесноватых неоднократно, но самый яркий и вошедший в массовую культуру эпизод – исцеление в «стране Гадаринской», описанное евангелистами Лукой, Марком и Матфеем. Согласно евангельским текстам, тамошний одержимый (по версии ап.Матфея, бесноватых двое) был порабощен целым полчищем бесов, которые попросили разрешить им после изгнания перебраться в стадо свиней. Получив на это разрешение, бесы немедленно заставили свиней броситься с обрыва в море. С христианской точки зрения важно, что бесы не могут даже в свиней вселиться без спроса: мир после грехопадения попал в подчинение дьяволу, но воплотившийся Бог имеет власть повелевать падшими духами, и эта власть перешла к апостолам, а далее – ко всем священникам через цепочку рукоположений. Но массовому сознанию больше запомнился сам факт эффектного исцеления со свиньями-самоубийцами в финале (позже писатель Честертон грустно замечал по поводу моды на всевозможную мистику: «Из Гадаринской легенды мы изгнали только Христа; и бесы, и свиньи – с нами»).

Евангельский эпизод ясно указывает, что экзорцизм не шутки – если бесам дать развернуться, они с радостью все разнесут, раз уж даже свиней, свое новое место жительства, немедленно отправили топиться. Тем не менее в первые века христианства изгнание бесов было довольно распространенным занятием (христиане первых веков вообще были духовно крепки и много чего могли совершать такого, что современным верующим не потянуть). Однако и регламентировали экзорцизм давно: еще в IV веке Лаодикийский Собор в 26-м своем правиле прописал «Не произведенным от епископа не должно заклинать ни в церквах, ни в домах». Правда, толкователи церковных канонов поясняли: речь шла о тех, кто готовил людей к крещению – ведь в ходе этого таинства читаются заклинательные молитвы, запрещающие сатане подступаться к человеку. Но именно 26-е правило Лаодикийского Собора вспоминают теперь, указывая, что изгонять бесов не положено даже священнику, если его на это специально не благословил епископ.

Почему требуется особое благословение – и почему, несмотря на давнюю историю данного действа, современная Церковь относится к нему настороженно? Помимо опасения за сохранность свиней и прочих участников и свидетелей отчитки на то есть и другие причины. Например, критерии отбора бесноватых.

Кто такие бесноватые?

Поднимая этот вопрос, мы вступаем на зыбкую почву – ведь понятно, что медицинского диагноза «одержимый бесами» не существует и никто не явится к экзорцисту с соответствующей справкой из диспансера.

Христианство признает существование падших ангелов (бесов), которые пытаются действовать на душу человека, приводя ее к гибели. Только чаще они действуют, так сказать, опосредованно: поощряя дурные наклонности и вредные мысли, а вот в каких-то особых случаях могут подчинить себе волю и тело человека. Но когда и по каким причинам это происходит – разобраться довольно сложно. В древности, положим, жизнь была понятнее: ведет человек себя неадекватно – значит, одержимый. Хотя и там бывали исключения – например, Шестой Вселенский Собор в одном из правил прописал, как поступать с ненастоящими бесноватыми «по злости нравов, притворно на себя приемлющими». А со временем (и с появлением психологии и клинической психиатрии) выяснилось, что уж точно не всякий буйный – одержимый. И поди с ними теперь разберись. Иному неодержимому отчиткой только повредишь (или он тебе в процессе что-нибудь повредит).

Правда, проанализировав жития святых (именно в них содержатся описания изгнания бесов и, соответственно, поведения бесноватых), можно выделить признаки одержимости: бесноватый ведет себя агрессивно – в том числе и по отношению к себе самому; в момент припадка обретает физическую силу, явно превышающую его обычные возможности; говорит «чужими» голосами (иногда говорит на незнакомых языках, рычит как животное, имитирует птичьи крики); боится освященных веществ и предметов культа. В общем, ведет себя как одержимая бесом героиня фильма «Остров» Павла Лунгина. Вот таких положено отчитывать, вдруг да поможет.

Беда в том, что в народном сознании представления об одержимости давно и причудливо перемешались с представлениями о других проблемах, реальных и надуманных. Одержимость бесами – тема на границе трех сфер: светской медицины, нравственного богословия (ведь христианство учит, что бесы так или иначе пытаются действовать на каждую душу) и того, что именуют «православный магизм» (попытки представить христианство как набор ритуалов, которые нужно механически проделать для получения нужного результата). Поэтому многим кажется, что отчитки полезны от всего на свете: от шизофрении, от депрессии (с чего человек ходит унылый, а то и руки на себя пытается наложить? Ясное дело, бесы!), от алкоголизма, от вспыльчивости или лени (раз бесы стараются помешать человеку вести себя хорошо, то дурной характер тоже отчиткой лечится), от сглаза и порчи и просто для профилактики. Эти попытки с помощью экзорцизма «поправить здоровье и наладить личную жизнь» очень раздражают многих представителей Церкви.

Одним из убежденных критиков экзорцизма в современной православной среде стал, например, известный апологет, профессор Московской Духовной Академии А.И.Осипов. В своих выступлениях и статьях он указывает, что святые, если и брались изгонять из кого-то бесов, то обходились обычными молитвами, что разработка специального чина экзорцизма превращает эту практику в магическое действо, что в Большой Требник последование на изгнание злых духов включил митрополит Петр Могил, взяв его из католической практики, но православная церковь никогда этот чин не принимала.

Действительно, несмотря на Требник, четких рекомендаций о том, как и когда стоит прибегать к отчитке, в православной Церкви не существовало. Хотя сами бесноватые существовали – их в России называли «кликушами» и в Синодальный период нередко подозревали либо в притворстве, либо в истерии. Отсутствие регламентов, кстати, привело к тому, что если уж кликуш брались отчитывать, то способы для этого выбирались разнообразные – кто-то обращался к Большому Требнику, кто-то читал другие молитвы или служил молебны.

А как у католиков?

В деле регламентации экзорцизма Католическая Церковь обогнала православных: с 1999 года в Ватикане разработан обновленный обряд экзорцизма, поскольку предыдущий, записанный в 1614 году, несколько устарел (желающие могут найти и почитать соответствующий документ на латыни De Exorcismus et supplicationibus quibusdam). Также в Папской академии Pontifical Athenaeum Regina Apostolorum в Ватикане регулярно проводится курс по экзорцизму. На курсе экзорцисты из разных стран обмениваются опытом, а одержимость рассматривается с точки зрения разных наук – в том числе курсантам объясняют, как отличить беснование от психических заболеваний и симуляций.

Гнать из всех

Впрочем, главная претензия к экзорцизму у современных отечественных критиков – не его католический дух, а практика массовых отчиток, появившаяся в постсоветской России. В идеале подготовка к чину изгнания бесов должна выглядеть так: опытный священник, получивший разрешение архиерея на подобную непростую деятельность, лично знакомится с бесноватым и его родственниками (в идеале и консультируется с врачами) и принимает решение, стоит ли проводить отчитку, а по возможности также исповедует и причащает страждущего.

На практике же это выглядит примерно так: автобусы паломников прибывают в храм, где над всеми собравшимися разной степени буйности читаются соответствующие молитвы. С чем конкретно приехали «бесноватые», не разбираются, как и в том, верующие они или просто любопытствующие. Именно на такие отчитки съезжаются люди с самыми разными мотивами: от серьезно больных до родителей с непослушными детьми. Конечно, и на такую отчитку нужно получить разрешение священноначалия, так что широко распространенным явление, к счастью, не стало. Но отдельные центры борьбы с бесами в стране появились.

Отчитками в Троице-Сергиевой Лавре более 30 лет занимался архимандрит Герман (Чесноков). Отвечая на упреки критиков архимандрит Павел (Кривоногов), бывший до 2019 года благочинным Лавры, указывал, что деятельность архимандрита Германа нельзя было назвать массовой – на его отчитки собирались не сотни, а всего лишь по нескольку десятков человек. Но недавно лаврский экзорцист скончался от коронавируса и еженедельные изгнания бесов прекратились.

Зато здравствует «официальный экзорцист Орловской Епархии» протоиерей Игорь Суханов, регулярно изгоняющий бесов в Троицком храме села Шахово. Добраться сюда посложнее, чем в Сергиев Посад, но одержимых не остановишь, и в интернете можно почитать впечатления участников массовых отчиток (орфография сохранена): «Были там один раз, но впечатлений масса, были на отчитке, всё происходило как в фильмах ужасов, правда восстонавливались после неделю», «Уходит весь негатив, становится легче, службы очень интересные», «Это надо испытать на себе». Чем страдали авторы отзывов и с какой целью они приехали на отчитку, разобраться трудно.

Орловская область – прямо-таки форпост противостояния падшим духам: здесь же, в поселке Михайловский Ливенского района, находится центр «Покров», возглавляемый иеромонахом Владимиром (Гусевым). Деятельность центра, где помимо отчиток обещают «выявление духовных заболеваний» и проводят «чин отречения от оккультизма», масштабная: организуются групповые поездки с размещением, разумеется, не бесплатные. На сайте цены не указаны, но, по отзывам участников, с паломников берут от 2000 до 10000 рублей. Самая низкая цена – с индивидуальных посетителей, которые просто хотят пообщаться с о.Владимиром (просто зайти на отчитку можно и даром), а самая дорогая услуга – 4-дневный курс, включающий помимо проживания, питания и изгнания бесов еще поездки по окрестностям.

Возможно, идея регламентировать деятельность современных православных экзорцистов, озвученная представителями Межсоборного присутствия, вызвана намерениями разобраться с этой вызывающей вопросы практикой? Но ведь орловские бесогоны уверяют, что действуют не самочинно, а по благословению старца Илия (Ноздрина), духовника Патриарха Кирилла (правда, стоит отметить, что документально это на сайтах и в сетевых группах экзорцистов ничем не подтверждено). Хотя многим в РПЦ подобная практика не нравится, запрещать ее пока явно не собираются, – в том числе и потому, что епархии подобные центры приносят хороший доход.

Другое дело – Сергий Романов, бывший настоятель Среднеуральского монастыря. Среди разнообразных деяний, которыми прославился отлученный от Церкви схиигумен, были и массовые изгнания бесов, причем в его исполнении и без того специфические обряды превращались в уж совсем экзотическое зрелище с падающими на пол и бьющимися в конвульсиях людьми.

Хотя многим в РПЦ подобная практика не нравится, запрещать ее пока явно не собираются, – в том числе и потому, что епархии подобные центры приносят хороший доход.

Возможно, именно скандалы, связанные с деятельностью экс-схимонаха, и вынудили церковные власти озаботиться регламентацией экзорцизма. Пора разобраться, кому, как и куда можно бесов изгонять.

Автор Анна Макарова


                                                                            



Тысячи российских граждан убеждены, что в них вселился бес, и едут за помощью к экзорцисту
https://takiedela.ru/2016/12/vo-mne-sidit-bes/


Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика