«Мало кто воспринимает кладбища как музей под открытым небом»

30.01.2021
«Мало кто воспринимает кладбища как музей под открытым небом»

Фото с сайта https://coollib.com/b/272760/read 


Историк Артем Беркович придумал, как мертвые екатеринбуржцы покажут живым прошлое города


Автор: Анна Шевченко. Фото: Марина Молдавская


Кладбища дают гораздо больше информации, чем имя и годы жизни человека. Они могут рассказать о повседневной жизни целого города в определенную эпоху. Чтобы считывать эту информацию было проще, историк-архивист и куратор Центра фотографии «Март» Артем Беркович предлагает ее систематизировать в проекте «Екатеринбургский некрополь». It’s My City поговорил с ним об этой идее и узнал, на какой стадии находится проект.

«Кремлевская стена и Мавзолей никого не пугают»

— В 1995 году я, молодой сотрудник Музея истории Екатеринбурга, работал над выставкой об исторических кладбищах города. Наверное, это была первая выставка на подобную тему. С тех пор прошло много времени, но кладбища остаются белым пятном в истории Екатеринбурга. Люди будто опасаются захоронений в городе, поскольку они напоминают им о неизбежности смерти. 

При этом Кремлевская стена с кладбищем советской элиты и Мавзолей Ленина давно никого не пугают. Рядом Архангельский собор — место захоронения русских царей, а в Петропавловской крепости похоронены российские императоры. Так можно углубляться в историю до египетских пирамид и находок антропологов. Захоронение — ценнейший источник информации для историка любой эпохи.





Артем Беркович. Фото: Марина Молдавская / It's My City. Все фото с сайта  https://itsmycity.ru/2021-01-27/istorik-artem-berkovich-predlagaet-sozdat-katalog-mogil-ekaterinburg...


На мой взгляд, в Екатеринбурге исторические кладбища — это самые уникальные памятники прошлого. Хронологический охват — почти два столетия. Кладбища отлично показывают, как менялись город и его жители в XIX и XX веках. 

Тексты на надгробных памятниках показывают, как люди понимали свое место в обществе в разных эпохах. Например, до революции часто указывалось сословие или чин, а после нее на могилах старых большевиков обязательно писалась дата вступления в ВКП (б) — дореволюционный партийный стаж определял принадлежность человека к советской элите.

Кладбища помогают изучить повседневную жизнь прошлого, они отражают все — социальное неравенство, историю искусства, церкви и науки, вплоть до истории преступлений.

Ивановское кладбище — не хуже Сент-Женевьев-де-Буа 

— К сожалению, в прошлом столетии Екатеринбург лишился кладбищ Ново-Тихвинского женского монастыря, лютеранского, еврейского, католического, двух старообрядческих. Сегодня их уничтожение следует воспринимать как часть истории. Периоды гражданского противостояния, религиозных войн, иконоборчества рано или поздно заканчиваются, и настает «время собирать камни». Мы живем в такую эпоху.





Захоронения Ивановского кладбища. Фото: Марина Молдавская / It's My City




Фото: Марина Молдавская / It's My City

В Екатеринбурге мало кто воспринимает кладбища как музей под открытым небом. Новодевичье кладбище в Москве — это музей, как и Сент-Женевьев-де-Буа в Париже. Почему наши Ивановское, Михайловское или Широкореченское кладбища не могут иметь того же статуса? На Ивановском похоронены важные для истории города люди. Несколько надгробий имеют статус охраняемых памятников истории и культуры регионального значения. Но ценность представляет весь комплекс и то, как он развивался в истории.

Проект о захоронениях в Екатеринбурге

— Вместе с историком, сотрудником краеведческого музея Татьяной Мосуновой мы придумали проект «Екатеринбургский некрополь». Пока он на стадии проговаривания идеи. Татьяна давно развивает тему кладбищ и водит по ним экскурсии, мы планируем вместе создать свод биографий людей, похороненных на кладбищах Екатеринбурга, с геолокацией, привязкой к захоронению и многоуровневым поиском. Есть прекрасный сайт «Ритуал-архив», где обобщена информация о сотнях тысяч могил в Свердловской области, повторять его смысла нет. Наша задача — рассказать о жизни человека и его вкладе в историю, но с привязкой к захоронению. 




Фото: Марина Молдавская / It's My City

Такой каталог биографий будет сетевым ресурсом для персональных компьютеров и мобильных устройств. С помощью поиска каждый сможет сделать свою тематическую подборку. Например, поэты Екатеринбурга, ученые любых периодов или дореволюционные предприниматели. По возможности, кроме текстовой информации, мы разместим фото-, видео- и аудиоконтент. Я рассчитываю получить грант на реализацию этой идеи. На самом деле, большого финансирования здесь не нужно. Надеюсь, родной для меня Музей истории Екатеринбурга возьмет проект под свою опеку.

Когда люди слышат о кладбищах Екатеринбурга, они сразу думают о мафии 1990-х годов. Задача «Екатеринбургского некрополя» — расширить ассоциативный ряд. Сверхзадача — предложить взгляд на кладбище как на музей.

Представьте, вы приходите в Эрмитаж, но никогда не слышали о художниках, а под картинами нет этикеток и пояснений. Вы ничего не поймете и убежите уже через пять минут. Так у нас происходит с кладбищами. Если это музей, то он нуждается в том, чтобы информация о памятниках и стоящей за ними истории была систематизирована и доступна. В этом состоит цель нашего проекта.





Могила солиста Свердловского театра оперы и балета Николая Щадина. Фото: Марина Молдавская / It's My City

Во время реализации этого проекта предстоит совершить множество открытий. Например, известный в городе человек, профессор УрГАХУ Леонид Салмин от меня узнал, что могилы его предков сохранились на Ивановском кладбище. Более того, его прабабушка была крестной и родной тетей кинорежиссера Григория Александрова (автора известных фильмов «Волга-Волга», «Веселые ребята» — прим. ред.)! При изучении истории с неизбежностью обнаруживаются неожиданные человеческие связи.





Многие надгробия не сохранили первоначальный вид. Портрет актрисы Людмилы Найденовой был утрачен после варварских нападок на Ивановском кладбище. Фото: Марина Молдавская / It's My City

Еще одна цель проекта — выявить проблемные могилы. Чем старше памятник, тем хуже состояние. Именно поэтому Ивановское и Михайловское кладбища самые запущенные. Когда люди осознают значимость памятников, появится общественный запрос, и городская власть начнет думать о реставрации исторических кладбищ и их охране. 

300-летие Екатеринбурга — хороший повод обратить внимание на проблемы с сохранностью исторических кладбищ. Канатная дорога и Универсиада — это, конечно, хорошо, но не имеет отношения к истории города. 

История нашей страны в XX веке кровавая: гражданские войны, сталинский террор. Но время стерло конфликты, тишина кладбищ всех примирила. Мы можем смотреть на жизнь прошлых поколений без гнева и пристрастия: перед лицом смерти равны даже непримиримые враги. Кладбище дает основание занять нейтральную позицию исторической науки.

Мы работаем в интересах наших читателей. Если вам важно наличие такого СМИ, поддержите нас донатом.


Автор: Анна Шевченко

                                                                                                            


По теме

Центр русского фольклора - «ПРОХОЖИЙ, ТЫ ИДЕШЬ, НО ЛЯЖЕШЬ ТАК, КАК Я…» (Московские стихотворные эпитафии ХХ в.)

http://www.folkcentr.ru/wp-content/uploads/2020/06/zhs-2017-3.pdf 

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика