Загадка смерти всегда была увлекательной темой для обывательских и философских размышлений.
Данный материал – исследование не только проблем смерти биологической, но и других ее видов: социальной, психологической. В 50-е годы прошлого века появилась новая наука – психологическая танатология. Настоящий материал – попытка изложения основных проблем этой науки.
СОЦИАЛЬНАЯ СМЕРТЬ
За свою жизнь человек устанавливает взаимоотношения с другими людьми. Некоторые из этих связей – эмоционально насыщены и значимы, некоторые – формальны и нужны лишь для выполнения официальных социальных ролей.
Эти установившиеся связи принято называть социальным атомом. С течением жизни в социальном атоме человека происходят изменения (мы меняем место работы, жительства, с кем-то расстаемся, кто-то умирает, в нашем окружении появляются новые люди).
По мере старения человеку все труднее заменять утраченных членов социального атома. Это «социальная смерть извне». Распад социального атома может начаться по нескольким причинам:
1) потеря любви;
2) замена одной связи другой менее подходящей;
3) смерть.
Когда мы переживаем тех, кого любили, «мы понемногу умираем вмести с ними». Можно привести много примеров, когда люди ненадолго переживали своих любимых. Одиночество ускоряет наступление смерти. Социальная смерть человека ускоряет наступление психологической и биологической смерти.
Как же предупредить или отсрочить социальную смерть? Для пожилых людей залогом продления активной деятельности станет общение с молодыми, совместная с ними работа.
Если человек уверен, что после его физической смерти его социальный атом продолжит существовать, он может прийти к принятию идеи социального бессмертия.
Многие проблемы психологической танатологии следует рассматривать с позиций фрустрации (крушения надежд). Смерть другого человека фрустрирует нас трояко:
1) вызывает глубокую тревогу;
2) приводит к предвидению собственной смерти, возникает страх перед небытием;
3) вызывает глубокие психосоматические изменения в организме, ускоряет развитие болезней, до этого протекавших латентно. В некоторых случаях фрустрация и связанные с ней шок и стресс могут быть смертельными.
Исключение из социальной среды (заключение в тюрьму, разрыв связей с духовно близкими и т. п.) обязательно влияет на физическое здоровье и телесное состояние. Это утверждение подтверждено многочисленными исследованиями. Так, например, смерть от инфаркта среди разведенных намного выше, чем среди состоящих в браке.
В современном мире сильно распространены такие отрицательные социально-психологические явления как безразличие, жестокость, хамство, взаимное отчуждение. Многие люди остаются просто брошенными на произвол судьбы, а это мощный психологический фактор, ускоряющий наступление смерти.
Некоторые мыслители заметили, что все великие люди верят в бессмертие человеческой души. Перед смертью они часто проявляют высшие психические способности.
Но страх перед умиранием тоже является выражением стремления к бессмертию.
Скорее всего, переживания социальной и психологической смерти у мужчин гораздо сильнее, чем у женщин. Это объясняется повышенной потребностью мужчин к самореализации. По всей видимости, это объясняет тот факт, что в большинстве стран продолжительность жизни мужчин меньше, чем продолжительность жизни женщин. У них попросту более ускорен процесс умирания.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ
Психологическая смерть – это постепенные, но иногда ускоренные и скачкообразные изменения, в результате которых психологическая сопротивляемость стрессорам и фрустраторам уменьшается. Человек начинает сомневаться в ценности жизни.
Одна из самых главных психических потребностей человека – потребность смысла жизни. Ее удовлетворение необходимо для психической зрелости. Потеря смысла жизни – одна из самых тяжелых потерь.
Потеряв смысл жизни, человек оказывается в глубоком психологическом кризисе. Кризис – это крайнее обострение конфликта, при котором человек не может удовлетворить свои потребности-мотивы поведения.
Один из признаков психической зрелости – широкое поле выбора целей, обширный спектр ценностей. Если человек психически зрелый, то жизненные трудности заставляют его отказаться от одной и выбрать другую. Замена цели – мощный психологический защитно-адаптивный механизм.
Одним из видов психологической смерти является внушение при помощи черной магии. В этом случае черный маг, т. е. человек с намного более сильной психикой, внушает другому, что тот умрет в определенное время. Под воздействием мага у внушаемого теряется интерес к жизни (наступает психологическая смерть), и в указанную дату он действительно умирает уже физически.
ЭВТАНАЗИЯ
В переводе с греческого это означает «красивая, счастливая смерть».
Этот термин впервые был применен английским философом Френсисом Бэконом. Однако, скорее всего, это явление было распространено и в Древнем Мире. Платон в своем труде «Республика» высказывает мнение, что врачи не должны лечить человека, который уже не в состоянии жить. Такое отношение, по мнению Платона, благоприятно как для самого человека, так и для государства. Таким образом, Платон был сторонником пассивной эвтаназии.
В настоящее время различают два вида эвтаназии:
1) активная эвтаназия – врач предпринимает целенаправленные действия, ускоряющие наступление смерти больного;
2) пассивная эвтаназия – врач прекращает лечение больного.
Иногда сами больные отказываются от лечения. В этом случае мы имеем дело с самоэвтаназией или автоэвтаназией.
Отношение к явлению эвтаназии самое разное: от безоговорочной приемлемости – аргументы:
1. Некоторые считают, что иногда лучше умереть, чем ожидать смерти и быть тяжелым грузом для своих родных и близких.
2. Больной страдает сам и заставляет страдать родных, наблюдающих за его мучениями.
3. Эвтаназия возможна только в том случае, если существует реальный контроль, предупреждающий злоупотребления со стороны врачей и родственников.
до безоговорочного отрицания – аргументы:
1. Идея искусственного прерывания жизни человека полностью идет вразрез со всеми религиями и моральными нормами общества.
2. В некоторых государствах невозможно на сегодняшний день обеспечить контроль над процедурой и предотвратить различные злоупотребления.
3. Диагноз может быть ошибочным и умрет человек, который еще может долго жить.
4. Больной иногда не в состоянии адекватно оценить состояние и возможность излечения. 5. Существует опасность того, что пациент передумает в последние минуты и захочет жить.
5. Возможностью могут воспользоваться недобросовестные врачи.
Существует также «серединная» точка зрения: каждый случай индивидуален, все зависит от конкретных обстоятельств.
Примечание
Сегодня активная эвтаназия официально разрешена в Нидерландах, Бельгии, Люксембурге, Швеции, США (штаты Орегон и Вашингтон). Пассивная эвтаназия разрешена во Франции, Венгрии, Дании, Норвегии, Австрии, Германии, Испании.
В некоторых странах пропаганда эвтаназии влечёт за собой уголовное наказание по статьям «доведение до самоубийства», «содействие в самоубийстве» и прочим. В России эвтаназия законодательно запрещена Федеральным законом № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Альтернативой эвтаназии можно считать хосписы.
В хосписах медицинская помощь не ограничивается лекарствами. Много делается для того, чтобы облегчить страдания умирающих, уменьшить страх пред смертью.
Хоспис – альтернатива обычной больнице, для которых, как правило, умирающие являются нежелательными пациентами. В этих учреждениях трудится специально обученный персонал. В хосписах с больными открыто говорят о неизбежности смерти.
ПСИХИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ И КОНВЕРСИЯ ЛИЧНОСТИ
В формировании личности большую роль играет механизм психической идентификации с другими людьми – желание быть таким, каким является значимый для тебя человек. Такого человека называют социальной моделью.
Идентификация имеет несколько разновидностей: с родителями, с супругом, с человеком, который имеет над тобой власть и т. п. Еще одна разновидность идентификации – психическая идентификация с предметом любви, который мы потеряли, т. е. с умершим. Смерть близкого человека может оказать существенное влияние на весь дальнейший ход нашей жизни, способствует социально-психологическому созреванию.
Одним из способов преодоления фрустрирующих ситуаций является дегуманизация. Прибегая к этому способу, человек уменьшает значительность происходящего, отрицает реальность. Умершему в таком случае приписываются отрицательные черты, что каким-то образом смягчает потерю.
КЛИНИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ И ЗАДАЧА ПРОДЛЕНИЯ ЖИЗНИ
Выделяются пять медико-биологических фаз смерти:
1) предсмертная или доагоническая фаза;
2) фаза терминальной остановки;
3) фаза агонии;
4) клиническая смерть;
5) биологическая смерть.
Каковы же особенности этих фаз?
Предсмертная или доагоническая фаза
В разных случаях имеет разную длительность, в зависимости от причины смерти. В этой фазе часто усиливаются некоторые функции человеческого организма. Например, восстанавливается ранее потерянный слух
Фаза терминальной остановки
Эта фаза очень короткая – от пяти секунд до четырех минут. Исчезает дыхание умирающего, затухают рефлексы.
Фаза агонии
В начале агонии наблюдается усиление всех уже, казалось бы, потухших функций организма. Иногда на короткое время восстанавливается сознание. Часто у умирающего начинаются предсмертные видения. Это объясняется появлением кислородного голодания мозга. Постепенно наступает «биоэлектрическое молчание» мозга. Вследствие падения кровяного давления исчезает сознание, но сердце еще работает. Нарушается дыхание.
Агония завершается клинической смертью. Если реанимационные мероприятия не приносят результата, то наступает смерть биологическая. В случае, если человека удается реанимировать, наступает постреанимационная фаза.
Фаза клинической смерти
Начало этой фазы наступает с последним ударом сердца. После этого человек кажется мертвым. Он не дышит, сердце не работает, тело полностью ослаблено, отсутствует сознание, глаза не реагируют на свет, цвет кожи очень бледный и синеватый. Но работа внутренних органов, мышечных тканей и нервной системы еще некоторое время сохраняется. Активность различных органов и тканей прекращается не одновременно, а последовательно.
В нормальных условиях организм существует, благодаря обмену веществ, который происходит под воздействием кислорода, проникающего в кровь через легкие. Но в процессе умирания кислород престает поступать и вместо процесса окисления, т. е. «сгорания» углеводородов в кислороде, происходит процесс гликолиза (бескислородного дыхания). При таком способе вырабатывается примерно в 20 раз меньше энергии, чем при процессе окисления. Но эта энергия еще некоторое время используется мозгом. Когда она иссякает, наступает смерть биологическая. Таким образом, продолжительность клинической смерти зависит от того, сколько времени мозг получает энергию в процессе гликолиза, и составляет от четырех до семи минут у взрослого человека. У детей, которые не страдали серьезными заболеваниями, она длится от 8-10 до 25-30 минут.
Фаза реанимации
Первые опыты по оживлению предпринял Андреас Везалий (1514 – 1564), которого считают основателем анатомии. Впоследствии эти попытки были продолжены, что привело к возникновению реаниматологии.
Для справки
Андреас Везалий. Родился в Бельгии. Учился медицине в Нидерландах (университет Левена) и во Франции (университеты Монпелье и Парижа), работал и преподавал преимущественно в Италии, будучи профессором университетов Падуи, Болоньи и Пизы одновременно. Одним из первых стал изучать человеческий организм с помощью проведения вскрытий. Трупы ему приходилось тайно добывать на кладбище, так как в то время вскрытие трупа человека было запрещено церковью. В 1543 году в Базеле издал свой главный труд «О строении человеческого тела», в котором обобщил и систематизировал достижения в области анатомии. Текст книги сопровождался 250 рисунками художника Яна Стефана ван Калькара, постоянного иллюстратора книг Везалия. Противники Везалия, придерживавшиеся традиций средневековой схоластической медицины, добились изгнания ученого из Падуи. Стал придворным хирургом при испанском короле. Совершил паломничество в Иерусалим. Умер на обратном пути из Иерусалима, будучи выброшенным кораблекрушением на остров Закинф.
Поскольку основной фактор, вызывающий смерть, - кислородное голодание, то целью всех реанимационных действий является улучшение циркуляции крови. Для этого используется несколько основных методов:
а) искусственное дыхание;
б) массаж сердца;
в) перфузия;
г) дефибриляция сердца.
Дополнительными способами являются электрическая стимуляция сердца, исползование медикаментов.
Искусственное дыхание
Самый эффективный способ – вдувание воздуха ртом в ноздри умирающего. В настоящее время существуют приборы искусственного дыхания. Но при оказании первой помощи все же нужно применять способ – рот в нос.
Массаж сердца
Ритмично нажимают по направлению к сердцу и отпускают. Благодаря этому возникает искусственное кровообращение. Этот метод (внешний массаж) способствует возобновлению работы сердца и сохранению других органов. Прямой массаж применяется, когда грудная клетка открыта.
Перфузия
Метод, при котором специальными устройствами в кровеносные сосуды подается кровь, и таким образом создается искусственное кровообращение.
Дефибриляция сердца
Одна из разновидностей сердечной аритмии – фибриляция, при которой различные группы сердечной мышцы совершают беспорядочные движения. При этом прекращается кровоподача. Фибриляцию прекращают, воздействуя на сердце электрическими импульсами.
Благодаря реанимационным мероприятиям, сначала восстанавливается проводимость сердца. Потом начинается восстановление центральной нервной системы: с центров, которые управляют дыханием и работой сосудов. Потом восстанавливается дыхание. Больной начинает реагировать на звуки. Восстанавливается обмен веществ. Этот процесс длится достаточно долго: от 9-12 часов до нескольких дней.
Основной способ удлинения клинической фазы умирания для более эффективных реанимационных мероприятий – усиление сопротивляемости организма к кислородному голоданию. Для этого используют гипотермию или охлаждение. В этом случае резко снижается расходование тканями кислорода. В настоящее время гипотермия используется для проведения длительных операций на различных органах (например, на сердце). С середины 70-х годов прошлого века в США поставлена на практическую основу крионика – практика искусственно охлаждать неизлечимо больных людей, продляя таким образом их клиническую смерть до того момента, когда будет найден путь лечения неизлечимых на сегодня болезней.
Исследования воспоминаний людей, побывавших в состоянии клинической смерти стали проводиться сравнительно недавно. Но люди с давних времен знали об этих переживаниях. Откуда, ведь тогда еще не существовало реаниматологии. Скорее всего, были спонтанные выходы из состояния клинической смерти, без чьей-либо помощи.
ПСИХИЧЕСКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В КЛИНИЧЕСКОЙ ФАЗЕ УМИРАНИЯ
Их изучением занимается психологическая танатология. Серьезные исследования в этой области проводил американец Раймонд Моуди. Многие, прошедшие через клиническую смерть, присылали ему письма, где описывали свои ощущения. К 1975 году у него накопилось около 150 случаев, которые он разделил на три четкие категории.
· опыт людей, которых врачи считали или объявили клинически мертвыми и которые были реанимированы;
· опыт людей, которые в результате аварии, либо опасного ранения или болезни были очень близки к состоянию физической смерти;
· опыт людей, которые находились при смерти и рассказывали о своих ощущениях другим людям. Позднее эти другие передавали то, что рассказывали умирающие.
В ощущениях всех категорий есть много общего.
Человек умирает в тот момент, когда его физические страдания достигают предела и врач объявляет его мертвым. После этого он понимает, что находится вне своего физического тела. Наблюдает, как его пытаются вернуть к жизни, а потому находится в состоянии эмоционального шока. Постепенно он привыкает к своему новому положению. К нему приходят души других людей. Перед ним появляется существо, от которого исходит поистине вселенская теплота и любовь. Перед его взором проходят картины его жизни. Он приближается к границе, разделяющей жизнь прошлую и новую. А потом обнаруживает, что должен вернуться обратно на землю и сопротивляется этому, но несмотря на сопротивление, возвращается к жизни. Позднее он пытается рассказать об этом, но ему трудно это сделать, поскольку трудно подобрать слова для описания своих ощущений.
Моуди, проанализировав эти воспоминания, дает ряд разъяснений:
· не было случая, чтобы два рассказа разных реанимированных людей полностью совпадали;
· не было ни одного рассказа, в котором присутствовали бы все, перечисленные элементы;
· нет ни одного из этих элементов, который встречался бы во всех рассказах, и не было ни одного элемента, который встретился бы только в одном рассказе;
· порядок появления элементов в целом такой, как он дан в приведенном выше рассказе, но могут быть индивидуальные различия;
· то, насколько далеко заходит умирающий по этапам описанных переживаний, зависит от того, был он действительно в фазе клинической смерти, а если был, то как долго;
· есть и такие люди, которые после реанимации ничего не помнят;
· если человек в своем рассказе сообщает не все элементы, то это не значит, что они отсутствовали.
Большинство переживших клиническую смерть говорят о том, что они находились в «новом» теле. Исследователи определяют это тело как духовное. А сами реанимируемые, как «сущность». У умирающих обострялись зрение и слух. Но слух приобретал особый характер. Его можно назвать парапсихологическим. Умирающие воспринимали не голоса, а мысли.
Если считать рассказы реанимированных достоверными, то духовное тело обладает следующими свойствами:
· оно невидимо для живых;
· не обладает твердостью физического тела и проницаемо для физических тел;
· чрезвычайно легкое, возможно невесомое;
· имеет размеры и форму;
· существует вне времени.
Земная жизнь нужна Природе для создания новых человеческих душ, новых психических «Я». Это значит, что всех живущих на Земле, можно условно разделить на две категории:
1) совершенно новые в духовном отношении существа;
2) души, которые уже жили хотя бы одной предшествующей жизнью.
В описаниях переживаний умирающих говорится еще о некоторых образах, кроме тех, о которых было упомянуто ранее:
· образы других духовных существ;
· светящееся существо;
· картины прошлого;
· граница между земным и потусторонним миром;
· возвращение.
В 1977 году Моуди пишет новую книгу, где описывает ставшие ему известными новые элементы в предсмертных переживаниях реанимированных.
Видение знания
Умирающий как бы переживает момент озарения и видит целую отдельную область существования.
Город света
Это, как правило, необычайно красивое место с яркими красками, где умирающий встречается со своими уже умершими родными.
Область растерянных духов
«Смущенные существа», не способные отказаться от привязанности к физическому миру.
Сверхъестественная помощь
Спасение в ситуациях, где, казалось бы, спасения нет.
Половые различия
После выхода «Я» из умирающего тела половые различия исчезают.
Раскаяние и стремление к самосовершенствованию
Ответственность не только за свои действия, но и за их последствия для других.
Одно из главных последствий пребывания человека в состоянии клинической смерти – глубокие изменения личности.
Человек больше, чем раньше, задумывается о своей жизни, начинает разбирать мотивы своих поступков. Углубляется моральная оценка действий. Человек становится духовно обновленным. Появляется интуитивная способность понимания других людей. Появляются экстрасенсорные способности.
Самое глубокое изменение претерпевает отношение к смерти: во-первых, исчезает страх перед смертью, во-вторых, люди начинают считать самоубийство недозволенным способом ухода из жизни.
Исследователи приходят к выводу, что психические переживания испытывают все, пережившие клиническую смерть. Но не все о них помнят, как не все запоминают сновидения.
ДРЕВНИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА И СОВРЕМЕННОСТЬ
Древнегреческий мыслитель Платон считал, что физический мир – лишь одна из форм бытия. Если обобщить то, что он говорил о смерти, получим следующее:
1) смерть – освобождение души из тела;
2) душа подвергается меньшему числу ограничений, нежели физическое тело;
3) душа живет вне времени;
4) остальные сферы бытия вечны;
5) время – не истинное движущееся отражение вечности.
Рождение человека Платон считает забвением, поскольку душа входит в тело из более высоких божественных сфер. Следовательно, смерть - это пробуждение и воспоминание о прошлом.
Еще один древний источник – «Тибетская книга мертвых». Она написана как путеводитель для умирающих и уже умерших и основана на идее реинкарнации. Тибетские буддисты считают, что смерть – это иллюзия, поскольку человека отождествляют с его физическими свойствами. Страх перед смертью проходит, когда человек отождествляет себя с вечностью и непреходящим светом Будды. По мнению тибетских мыслителей, существует пять степеней эволюции. Тот, кто достигнет пятой степени, будут способны воспроизводить знания из своих прошлых жизней.
Длительность процесса умирания тибетские мудрецы измеряли 3,5 – 5 днями. В конце этого периода «сознательное тело» отделяется от физического. После этого появляется служитель культа пхо, который поет умершему песню. В этой песне говорится о том, как можно попасть в рай, минуя среднее положение, если это позволяет карма. Психологический смысл кармы заключается в том, что поступки человека влияют на его дальнейшую жизнь.
Тибетцы считают, что после наступления смерти в течение 3,5 – 4 дней сознание умершего находится в трансе. Он еще не осознает разделенность «сознательного» и физического тел. Он видит свет.
По тибетским представлениям, душа умирающего отчитывается перед небесным судом о совершенных делах.
Подобный суд описан и в египетской книге мертвых. Его главой является Осирис. Вообще, египетская книга по содержанию очень похожа на тибетскую. Существует предположение, что в основе более «молодой» тибетской лежит более древняя египетская.
Для справки
Осирис (Озирис) – бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии.
Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах и рассказу Плутарха, Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды, братом Нефтиды, Сета, отцом Гора и Анубиса. Он был четвертым из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда Ра, деда Шу и отца Геба.
Царствуя над Египтом, Осирис научил людей земледелию, садоводству и виноделию, но был убит своим братом, богом Сетом, желавшим править вместо него. Жена Осириса, его сестра Исида, нашла его труп и стала оплакивать его вместе со своей сестрой Нефтидой. Ра, сжалившись, послал шакалоголового бога Анубиса, который собрал рассыпавшиеся (а по другому варианту — разрубленные Сетом) части Осириса, забальзамировал тело и запеленал его. Исида вылепила фаллос из глины, освятила его и прирастила к собранному телу Осириса. Превратившись в самку коршуна – птицу Хат, Исида распластала крылья по мумии Осириса, произнесла волшебные слова и забеременела. Так был зачат Гор.
После длительной тяжбы Гор признается правомочным наследником Осириса и получает царство. Он воскрешает Осириса, дав ему проглотить свое око. Однако Осирис не возвращается на землю и остается царем мертвых, предоставляя Гору править царством живых.
СМЕРТЬ И ЕЕ СИМВОЛИКА В СНОВИДЕНИЯХ
Проблема смерти, как и все, что находится в человеческом подсознании, конечно же, нашла свое отражение в сновидениях.
В процессе умирания постепенно затухает электрическая активность мозга. Примерно то же происходит и во сне. Известны также случаи умирания во сне.
Приближаясь к смерти, в снах люди начинают слышать прекрасную музыку и видеть светящиеся существа. Смертельно больные видят широкие ландшафты, из которых струится свет. Голоса приглашают их в путешествие по бурному морю. Часто такие люди видят то, что непосредственно связано со смертью: кладбище, могилы, трупы. Страх перед смертью чаще всего наблюдается в сновидениях людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями, которые часто просыпаются из-за кошмаров.
Подсознательная психическая деятельность во время сна богата на символы. В снах встречаются три вида символов:
1) общечеловеческие;
2) социально-культурные (национальные);
3) индивидуальные.
Значительная часть символов в сновидениях (подсознательных) весьма сходна с сознательными. К таковым могут относиться образ ада, поцелуй с покойником. Нередкий символ – обсуждение смерти других людей. Также часто встречается образ умершего родственника, зовущего к себе. Часто тяжелобольной человек в сновидении видит ускорение своей смерти – тема эвтаназии.
В сновидениях можно увидеть образы, напоминающие образы, видимые людьми, пережившими клиническую смерть.
Иногда люди видят в сновидениях себя как бы о стороны (происходит раздвоение личности на «Я» физическое и «Я» психическое). Еще один образ – воображаемое пробуждение ( во сне человек видит, что он проснулся, хотя на самом деле еще спит). Образы умерших близких присутствуют как во сне, так и в состоянии клинической смерти.
В заключение этой главы приведу личный пример. Когда мне было 9 лет, умерла моя бабушка. Естественно, в то время я не имела понятия о символике смерти. Но я очень любила бабушку, и та часто приходила ко мне во сне. Мы гуляли, взявшись за руки, в самых разных местах. Это мог быть и городской ландшафт, и природный. Концовка сна всегда была одинаковой: мы подходили к водной преграде (широкий ручей, река) через которую был перекинут мост. Перед мостом бабушка отпускала мою руку и говорила: «Дальше я пойду одна». И несмотря на мои просьбы пойти вместе с ней, она уходила по мосту одна на другую сторону реки. Как тут не вспомнить, что во многих мифологиях, например греческой, река – символ перехода из одного мира в другой. Бабушка не хотела брать меня на ту сторону, потому что мое время еще не наступило.
ПАРАПСИХОЛОГИЯ И ПРОБЛЕМА СМЕРТИ
Одним из примеров связи парапсихологических явлений с проблемой смерти может служить усиление интуиции перед смертью. Еще один пример – получение информации о скорой смерти родственника на расстоянии, т. е. при помощи телепатии.
И еще один случай из личного опыта.
Три года назад умер мой отец. Смерть не была ожидаемой. Он скоропостижно скончался от инсульта. Случилось это в июле. Но уже в марте я каким-то непостижимым образом почувствовала, что в этом году отца не станет.
О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ И НОВЫХ ПРОБЛЕМАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТАНАТОЛОГИИ
Возможно ли отсрочить свою смерть? Многие исследователи считают, что можно. Известны случаи, когда умирающие дожидались своих близких, чтобы иметь возможность с ними проститься, и только после этого умирали.
Человек самому себе и не только задает много вопросов о смерти. Попробуем ответить на три наиболее актуальных.
1. Чем обусловлено усиление интереса людей к проблеме смерти?
Знание закономерностей процесса умирания поможет оказанию помощи людям на последнем этапе жизни, продлению жизни тех, кто еще может жить и уменьшению страданий тех, для кого смерть неизбежна.
Людям интересно знать, остается ли жить душа после смерти тела. Кроме того, в развитых странах продолжительность жизни перевалила за 70. А в обществе, где много старых людей, мысли о смерти неизбежны.
Ну и, конечно же, интерес к проблемам жизни и смерти – признак психологического и философского созревания личности.
2. Почему смерть вызывает у человека отвращение?
На подсознательном уровне никто не верит в то, что должен умереть.
3. Как можно объяснить спонтанное оживление людей, казавшихся уже мертвыми?
На сегодняшний день еще не совсем совершенны методы диагностики клинической смерти плюс внешние факторы, например, охлаждение.
Таким образом, мы можем говорить, что психологическая танатология – важный раздел современного человековедения. Танатологические исследования позволяют сделать следующее:
· углубляют теорию личности, открывая новые области психологии личности и социальной психологии;
· предоставляют новый материал для дальнейшего развития теории уровней психической активности человека;
· дают новый материал для понимания глубинных мотивов поведения человека, особенно перед смертью;
· углубляют теорию фрустрации и психической защиты личности, особый интерес представляют новые данные о стратегиях адаптации в период психологической смерти человека;
· помогают более глубокому пониманию сновидений, галлюцинаций и парапсихологических явлений.