Объяснение смерти у русских крестьян посредством нечистой силы

20.04.2014
Объяснение смерти у русских крестьян посредством нечистой силы

С.Б.Якушин

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2

Леший……………………………………………………………………….4

Домовой……………………………………………………………………. 6

Водяной……………………………………………………….…………… 9

Банник……………………………………………………….…………….. 11

Заключение……………………………………………………………….. 13

Литература………………………………………………………………... 14



Введение

Находить объяснение всему, что происходит вокруг – это естественная человеческая потребность. Объяснения требовали не только повседневные вещи, которые происходили довольно часто: явления природы (гром, дождь, град, затмение и т.д.), но и, главным образом, смерть. Страшно осознавать, что существует нечто, неконтролируемое человеком. Недостающие знания часто компенсировались с помощью фантазии, и сегодня большое количество городских скептиков просто усмехнулись бы от того, что будет сказано дальше, но бесчисленные свидетельства очевидцев доказывают, что, вне сомнения, «что-то есть». И это «что-то» - домовые, лешие, банники и другие представители потусторонней силы, еще совсем недавно настолько тесно «сожительстововали» с нашими предками, что разговоры и приметы, связанные с ними, присутствовали в повседневном общении как нечто само собой разумеющееся. В том числе, разговоры о том, как тот или иной «нечистый» погубил, завел, утопил или удушил кого-либо.

Это небольшое исследование – попытка объединить некоторые взгляды ученых по этому вопросу.

Мы постарались минимально сократить описание представителей «нечистой силы», чтобы сосредоточиться на главной теме – объяснение смерти их действиями.

Также в работе отсутствуют какие-либо связи представителей нечистой силы и христианства, это мы объясняем тем, что они существовали задолго до того, как насадили эту религию русскому народу. И если в некоторых районах России (преимущественно в южной части) как-то пытаются связать «чертей с церковью», то на Севере этой связи не ищут. Например, считается, что на Домового молитва не действует – можно прогнать или дать отпор ему только крепкой бранью, а Леший, принимая любой облик, может обратиться и в толстого священника в рясе. Поэтому мы убеждены, что наши мифы, наши предания и нашу историю следует рассматривать отдельно от навязанной нам веры (это исключительно мнение автора).

Например, жители Русского Севера, в частности Архангельской губернии, верили в чертей: домового, байнушка (банника), овиннушка, водяного, лесного. По поверьям русского народа водятся домовихи, лешачихи, байничи, водянихи. Из этого следует, что у чертей есть семьи. [1, 407]

Упоминание этих слов («черт», «домовой», «леший» и т.д.) считается грехом, и приводит к болезням. «Лучше скверное слово сказать, чем лешего поминать, который везде льнет». [1, 408]

Леший

Лес всегда воспринимался человеком как опасное и чуждое пространство, как одно из воплощений иного мира и место скопления нечистой силы. По некоторым поверьям считается, что в лесу обитают души умерших (зафиксированные северорусские былички, в которых описано как ребенок, вернувшись после долгого блуждания в лесу, рассказывает, как его водили умершие дедушка и бабушка).

Хозяин лесов - Леший, живет в лесной трущобе и непроходимой чаще. Эхо объясняют тем, что это откликается Леший. Старается ввести человека в заблуждение и лишить разума. Обманув человека, хлопает в ладоши и громко смеется. К пьяному ямщику садиться в сани и завозит туда, откуда трудно выбраться. [1]

Отношение к Лешему в народе двойственное: с одной стороны, его причисляют к нечистой силе, но с другой – его цель не загубить, а именно наказать человека (смертью в том числе) только тогда, когда человек нарушает правила поведения в лесу.

Леший способен изменять свой рост, сделаться ниже травы, или вырости выше сосен. Также ему присуще оборотничество – он может превращаться в любого человека, в зверя, в птицу, в куст или гриб. Его появлению обычно сопутствует вихрь или резкий ветер и шум деревьев. В народе миграцию большого количества белок или мышей объясняли тем, что Леший одного леса проиграл Лешему другого леса в карты стадо животных и теперь отдает долг. Леший не отбрасывает тени.

Поверья часто рассказывают о пристрастии Лешего к девушкам и женщинам, которых он похищает из домов или заманивает к себе в лес и берет в жены, также лешихами становятся души загубленных Лешим девушек, которых прокляли родители [4].

Макаров М. говорит о Лешем: «Вот бедный крестьянин с половиною бороды: ему защипал ее леший! Вот сваха-старушка: она шла под хмельком, и леший всю выкрасил ее тиною! Вот богатого мужика корова: шут сломал ее, как дитя игрушку, - корова свернута в кольце, ее хвост запутан на ее же рожках!» [3, 50-51]

У вотяков (удмуртов) есть поверье, что Леший «имеет одну ногу, и ту на выворот, пяткою вперед, один большой глаз и также одну пребольшую титьку, которую всунув человеку в рот, его задушивает» [2, 248]

Ни в коем случае нельзя ругать человека, особенно ребенка, идущего в лес, словами «Понеси тебя лешак» и вообще, вспоминать Лешего, находясь в лесу, - в этом случае Леший получает доступ к ребенку и может навсегда его оставить у себя. Взамен похищенного младенца, лешие иногда кладут в колыбель связку соломы или полено, иногда же оставляют свое детище, безобразное, глупое и обжорливое.

Обречен на блуждание в лесу и тот, кому Леший пересечет дорогу или кого Леший «обведет», то есть отнимет память. Находясь в лесу, необходимо помнить первое слово, произнесенное при встрече со случайным прохожим, потому что если этим прохожим был Леший (обернулся в него), он обязательно спросит: «Помнишь ли заднее слово?». И если человек не вспомнит, он забирает его с собой.

Часто он прикидывается ямщиком, и предлагает подвезти. Если человек соглашается, то он часто оказывается в чащобе, в непроходимом месте, на краю оврага [4].

«У нас был Яша Штормин. Вот ушел по грибы и потерялся. Вот его искали, искали… на четвертый или пятый день обнаружили, нашли на скате. Сидит наверху. Как он туда?! Ну тот так рассказывал: попал мне дед какой-то, дед, дескать, повел меня: «Пойдем, я вот тебе натаскаю грибов». И вот шел, шел я с ним, с этим дедом. И вот потом, говорит, вдруг этого деда не стало. Я, говорит, гляжу — кругом скала. Никак не могу слезть с этой скалы. И вот его на пятые сутки сняли» (Зиновьев).

Домовой

Домовой живет в каждом доме, в каждой семье.

По некоторым поверьям, Домовой – это умерший предок, глава рода. Хотя домовой и хозяин в доме, все же он — «не свой дух», «нежить». Он принадлежит к миру мертвых. Но мертвые всегда опасны для живых сородичей. Поэтому домового не только почитали, но и боялись [4].

Как и другие мифологические существа, Домовой – оборотень, он может принимать облик любого члена семьи, особенно отсутствующего, любого животного.

Место, которое облюбовал Домовой, нельзя занимать, иначе заболеешь. Если же Домовой покинет дом, это принесет несчастье, семья впадет в бедность, скот начнет падать или умрет кто-нибудь из семьи [4].

Перед смертью кого-то из семейства он воет, иногда даже показывается, стучит, хлопает дверями. [1]

Случается, что Домовой приходит ночью к спящему человеку и наваливается на грудь так, что тяжело дышать. Это – к перемене жизни человека. Его можно спросит в этот момент «К добру или к худу?». Домовой ответит. Это случается перед большим счастьем или перед несчастьем в семье, перед смертью членов семьи. Еще случается, что после смерти людей он в подполье ревет ребяческим плачем. [3, 78]

Он смотрит за хозяйским скотом, и если он любит животное, то плетет ему косы из гривы, всячески ухаживает и лечит. А то, которое не любит, гоняет по двору всю ночь, крадет корм и подкладывает своему любимцу, а нелюбимая лошадь или корова постепенно чахнет, худеет, изматывается и умирает, [1, 411] или же мучает и попросту заколачивает скотину до смерти. [2, 246]

Если Домовой не любит хозяина, то он начинает проказничать, в этом случае следует перед порогом дома зарыть череп или голову козла. [2, 247]

Кроме покровительства дому и ухода за скотиной, у домового есть и третья важная «обязанность» — он своим поведением или внезапным появлением предвещает будущее, предупреждает об опасности, отводит беду.

Перед смертью хозяина дома он появляется в его шапке. Если же дела в семье идут хорошо, домовой пляшет в клети или в сенях, смеется, гладит мохнатой теплой рукой. Предвещая печальные события, особенно смерть кого-нибудь из домочадцев, домовой воет, стучит, хлопает дверями, мяукает, как кошка, оставляет на теле спящего человека синяки, гладит его холодной голой рукой. Жена домового кричит перед несчастьем. Если домовой кричит под окном, храпит по ночам, топчется по дому — к смерти, стучит в окно — к пожару, прыгнет днем с чердака — к беде, начинает усердно ухаживать за скотом — будет падеж.

Вот как об этом рассказывают в народе:

«Ну а я видела домового, не то что видела... Это было перед смертью тетушки. Тетушка умерла тут, так мне весть подавало. И он даже привалился к боку, хозяин, такой лохматый. Он прямо на кровать пришел ко мне. Я его не видела глазами, а рукой пощупала. Я слышала — шорох был на кровати, а потом он даже вот так за бок захватил меня и за спину ко мне лег. А я одна была в доме-то. А потом я стала молитвы творить, и он исчез. А потом тетушка умерла» [4, 287-288].

«Хозяин домовой в каждом доме есть. Да не в каждом доме он покажется. А бывает, что и покажется — если весть подает. Бывают такие случаи, что весть подает. Вот, например, случится что-нибудь с детьми или внуками, родными — домовой обязательно вечером покажется. В окно поколотится или в двери поколотит. Дает весть, значит, он знает, что должно быть. И во многих домах это бывает. Мой муж умирал от рака. Вот что произошло за несколько часов до его смерти. Я на
кровати лежу, а муж встал с дивана и в проем двери смотрит. Спрашивает
меня:

— А ты, Клаша, спишь?

— Я спала.

— А ты никого не видела в избе-то? А вот ты, Клашенька, не видела.

Пришел мужчина такой, как я, и в том костюме, что и у меня. Только
кепку снял и стол обошел. «Ну, — говорит, — рак легких?» Я сказал: «Да».
Он кругом стола обошел, на тебя не посмотрел. «Ну, — говорит, — тогда я
пошел». И так же рукой машет, как и я (у мужа одна рука была ранена). И
потом вышел и дверью хлопнул. Я ждал-ждал — а на улицу никто не вышел.
Муж умер на следующее утро. Это ему хозяин домовой показался» [4, 288].

Есть также особого рода нечиста сила, называемая «нежитью». Она обитает часто в пустых домах, где случалось убийство или повешение. Считается, что у плотников есть особый секрет в постройке дома – если поставить главное дерево книзу головой, то обязательно умрет кто-то из хозяев. [1, 412]

Бурцев описал следующую бывальщину: «Двое поспорили между собой. Один говорит, что переночует лучше в нежилой избе, чем на кладбище. Другой говорит, что он скорее согласиться переночевать на кладбище. Решили переночевать – один на кладбище, другой в нежилой избе. Который перень переночевал на кладбище, встал рано утром и пошел к товарищу в нежилой избе звать его. Пришел рано и зовет его. А из избы ему отвечают: «Погоди, еще грудь его не изрезана». Вслед за тем слышит опять голос, который говорит, что из него кишки еще не вытасканы.

Кладбище представляется не таким страшным, как заброшенная изба. В заброшенных избах живут какие-то колдуны-людоеды».

Водяной

Водяной живет в ямах в реках и озерах. Над этими ямами он «вертит» воду, такие места называются «чертовыми домовищами».

Водяной может оборачиваться живым человеком или утопленником, животным, птицей, рыбой или быть невидимым.

Народ верит, что утонувший тонет не сам по себе, а его утаскивает Водяной. И тонут люди чаще всего именно там, где находятся эти «домовища». Водяной сначала утягивает человека в глубину, а потом закручивает его до смерти, иногда он засовывает уже мертвого человека в хворост или под камни, сдирает кожу, сворачивает голову и т.п. В конце концов, натешившись, Водяной выбрасывает мертвого.

Народ представляет изуродования посмертной агонией утопленника в истерзании водяным. [1, 413]

Верили, будто водяной садится на плечи утопающему в виде гуся, петуха или барана, не дает ему спастись и не подпускает спасателей. Поэтому тонущих иногда боялись спасать, чтобы не рассердить водяного и не погибнуть от его рук самим. Если человеку удавалось выплыть, о нем говорили, что он спасся потому, что «водяного не было дома». Когда человек заходил в воду, он должен был «попроситься» у водяного: «Хозяин, хозяюшка, спасите меня». Чтобы не разгневать водяного, запрещалось набирать воду ночью, если все же это приходилось делать, то обязательно спрашивали разрешения: «Хозяин и хозяюшка, разрешите мне водички взять» [4, 345].

Чтобы заморочить человека и заманить его в реку, водяной хитрит, притворяется взывающим к помощи тонущим или плачущим ребенком. Иногда же он просто шутит, глумится над человеком. Для этого он попадается человеку на глаза в виде утки, гуся, слишком близко держащейся к берегу крупной рыбы, которых, кажется, очень легко поймать. Но всякий раз непонятным образом такой «утке» или «рыбе» удается избежать сетей, и измученный человек начинает понимать, что дело нечисто [4, 346].

В некоторых местностях России считается, что любимая рыба Водяного – сом, он разъезжает на ней и сом доставляет Водяному утопленников. Отсюда другое название сома – «чертова лошадь». [2, 247]

Водяной чаще всего дурачится и требует жертв в Ивановскую и Ильинскую недели, и именно в это время чаще всего тонут люди.

В старину, в случае бури, для умилоствления Водяного, бросали людей по жеребью. Позже этот обычай заменили пересчетом известных плешивых; число их обозначают зарубками на палочке, которую бросают в озеро или в реку, где застала буря. [1, 414]

Банник

Бани считаются нечистыми зданиями, но ходить мыться туда нужно обязательно, тот, кто не ходит – не может считаться добрым человеком. Даже вода в бане считается нечистой, ее нельзя пить и даже мыть в ней посуду. [1, 413]

Ох и зол банник, ох и опасен он для людей. Особенно для тех, кто нарушает правила поведения в бане. О его свирепом нраве рассказывают страшные вещи. Мол, может он запарить человека до смерти, задушить его и затащить под горячую каменку, затолкнуть в бочку из-под воды и даже содрать с живого человека кожу [4].

Банник всегда моется после всех, обыкновенно разделяющихся на три очереди, поэтому четвертого пара (по Ефименко - третьего) все бояться. Банник может разозлиться, станет бросаться горячими камнями из печки, плескаться кипятком, и если не убежать о него задом наперед – может насмерть зашпарить. [2]

Если кто-то пойдет париться в баню на четвертый пар, то считается, что живым он не выйдет – его задушат черти, а людям покажется, что человек угорел или запарился. (С. Максимов)

Так вот нам старики говорили: «Ребятишки, если моетесь в бане, один другого не торопите, а то банник задавит». Вот такой случай был. Один мужик мылся, а другой ему говорит: «Ну чего ты там, скоро или нет?» Раза три спросил. А потом из бани голос-то: «Нет, я еще его обдираю только!» Ну он сразу побоялся, а потом открыл дверь-то, а у того мужика, который мылся, одни ноги торчат! Его банник в эту щель протащил. Такая теснота, что голова сплющена. Ну, вытащили его, а ободрать-то его банник не успел. Было это в одной деревне. Женщина одна пошла в баню. Ну а потом оттуда — раз — и выбегает голая. Выбегает вся в крови. Прибежала домой, отец ей: что, мол, случилось? Она ни слова не может сказать. Пока водой ее отпаивали… отец в баню забежал. Ну, ждут, час, два, три — нету. Забегают в баню — там его шкура на каменке натянута, а его самого негу. Это банник! Отец-то с ружьем побежал, раза два успел выстрелить. Ну, а видно, рассердил банника шибко… И шкура, говорят, так натянута на каменке (Зиновьев).

«У нас Яков покойный шел как-то с гулянки в двенадцатом часу ночи и смотрит: в их бане кто-то моется. Да так буйно моются, поддают парку, веником хлещутся, плещутся. А из трубы искры сыплются и хвост коровий торчит. Ну, Яков-то был не робкого десятку, а тут струхнул. Пришел домой, разбудил мать, спрашивает: «Ктой-то, мамонька, у нас на ночь глядя в бане парится?» А мать говорит, что, мол, некому. Тогда Яков с пьяных глаз пошел в баню чертей гонять да так и не вернулся оттуда. Захлебнулся» (Корепова).

Д. Садовников записал такую байку: «Один бесстрашный тоже в баню пошел, да долго оттуда и не идет. Пошли к дверям звать его, а его не пускают. Стали в дверь стучать, а ему только больнее о этого. Зовут его, а он и говорит:

- Вот, сейчас мне гроб делают.

И слышат снаружи, что в бане пилят стругают и топором стучат. Он кричит:

Вот теперь, заколачивают!

И слышат, как гвозди вбивают. Утром вошли, а он – мертвый, в гробу, посреди бани».

Не менее враждебен к человеку и женский дух бани — банница. Это не жена банника (сам банник одинок), а самостоятельная хозяйка бани, поэтому ее иногда зовут банной хозяйкой. Но чаще всего ее называют обдерихой за жестокость и крутой нрав. Она может задерать человека своими когтями и ободрать с него кожу.

Женщины раньше часто рожали в бане. Поэтому банные духи были очень опасны и для молодой матери, и для ее младенца. Строго-настрого запрещалось оставлять роженицу с ребенком одну в бане без присмотра. Ведь банник или обдериха могли похитить ребенка и обменять на своего безобразного детеныша. Обдериха появляется в бане только после того, как там обмоют новорожденного ребенка. Одни считают, что в бане столько обдерих, сколько в ней вымыто новорожденных младенцев [4].

Заключение

Славяне под этим именем почитали адскую богиню, изображаемую страшилищем сидящем в железной ступе с железным пестом. Ей приносили кровавую жертву, думая что она накормит своих двух внуков, сама же она услаждается при этом, проливая кровь жертв. [2] Баба-Яга считается воровкой детей, поэтом ей часто пугают ребятишек. [1]

Но под влиянием христианства народ забыл своих главных богов, и превратил злую адскую богиню в старуху-колдунью, оставив следы о ней лишь в сказках. [2, 256]

Также крестьяне верят, что смерть перед кончиной жизни человека является в виде скелета, иногда говорят «пришла похитить такого-то» [1, 416]. В преданиях она описывается чаще всего как старая женщина с большими зубами, костлявыми руками и ногами, в белом саване, с заступом, граблями, пилой и косой за плечами. Пилой она отпиливает умирающему человеку руки и ноги, а косой отсекает ему голову. По другим представлениям, с кончика ее косы капает яд. Когда одна из ядовитых капель попадает на человека, он умирает. Часто Смерть изображали в виде человеческого скелета с провалившимся носом, одетого в белое покрывало, с косой в руках. Смерть живет в подземном мире, в собственном большом доме, где горит несметное количество свечей, каждая из которых — чья-то жизнь. У тех, чья жизнь только началась, свечи едва обгорели, у тех, кто находится в середине жизненного пути, свечи сгорели наполовину, у тех, кто должен скоро умереть, остались одни еле теплящиеся огарки. Как только свеча гаснет, человек умирает. Смерть убирает догоревшую свечу, а на ее место ставит новую — для только что рожденного человека [4].

Литература

1. Ефименко П.С. «Обычаи и верования крестьян Архангельской губернии» / П.С. Ефименко, - М., 2009.

2. «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» М. Забылин, - М., 1880.

3. «Русские предания» / И.Н.Кузнецов. – М., 2010.

4. «Мифы русского народа» / Левкиевская Е. – М., 2003.

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика