На правах рукописи
ФИЛИППОВА Светлана Валерьевна
ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУЦИАЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РИТУАЛЬНО-ПОХОРОННОГО ДЕЛА
В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ КОНТЕКСТЕ
Специальность 22.00.04 – Социальная структура,
социальные институты и процессы
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата социологических наук
Саратов 2010
Диссертация выполнена в ГОУ ВПО «Саратовский государственный
технический университет»
Научный руководитель – доктор социологических наук, профессор Елютина Марина Эдуардовна
Официальные оппоненты: доктор социологических наук, профессор
Волкова Ольга Александровна
доктор социологических наук, профессор
Климова Светлана Владимировна
Ведущая организация Самарский государственный университет
Защита состоится «20» января 2011 года в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 212.242.03 при Саратовском государственном техническом университете по адресу: 410054, Саратов, ул. Политехническая, 77, Саратовский государственный технический университет, корп. 1, ауд. 319.
С диссертацией можно ознакомиться в научно-технической библиотеке Саратовского государственного технического университета.
Автореферат разослан «20» декабря 2010 г.
Автореферат размещен на сайте Саратовского государственного технического университета www.sstu.ru «20» декабря 2010 г.
Ученый секретарь В.В. Печенкин
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования обусловлена интенсивным развитием института ритуально-похоронного дела в современном российском обществе, детерминирующего появление множества новых проблем с точки зрения как содержательных характеристик данного института, так и развития общества в целом.
На протяжении всей истории человечества ритуально-похоронное дело остается одной из значимых сфер социальной жизни и затрагивает интересы всего населения. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, каждый год в России умирает более 2 млн. человек, в похоронах которых принимают участие десятки миллионов граждан. Практически все россияне ежегодно посещают кладбища, чтобы почтить память умерших родных и близких им людей.
Ритуально-похоронная сфера характеризуется высоким статусом традиций, так как она связана с ситуацией утраты значимого другого, предполагающей наиболее вероятные реакции на личные проблемы, стандартизованные схемы поведения. Но и здесь отмечаются рельефные изменения процессов, практик, отношений, конституирующих данную сферу общества.
Конец ХХ века был ознаменован эволюционными изменениями структуры российского общества. Смена политического режима в нашей стране, плюрализация собственности, развитие рыночных отношений на рубеже 90-х годов XX века привели к кардинальным структурным преобразованиям института ритуально-похоронного дела. Изменяется содержательная сторона институциального функционирования ритуально-похоронного дела, происходят серьезные сдвиги в его организации. Под воздействием социально-экономических условий возникают новые похоронные практики, связанные с проведением и организацией похорон, развивается производство различной ритуально-похоронной продукции и аксессуаров, создаются объекты похоронного назначения и мемориалы.
Однако трансформация института ритуально-похоронного дела в современных условиях сопряжена с рядом социокультурных и экономических проблем, связанных с коммерциализацией ритуально-похоронной сферы и отсутствием должного контроля со стороны общества и государства за деятельностью субъектов ритуально-похоронного дела. Ориентация похоронной отрасли на конъюнктуру рынка способствовала превращению ритуально-похоронного дела в бизнес и наложила свой отпечаток на все, что связано с развитием сферы ритуально-похоронного обслуживания, придав тем самым этической стороне процедуры захоронения второстепенное значение.
Обряд погребения как символ уважения и скорби по отношению к умершему человеку оказывает огромное эмоциональное воздействие на его участников. Именно погребальный обряд дает возможность людям помнить и чтить тех, кого они любили, совершенно особым образом. Обладая определенным терапевтическим эффектом, процедура похорон помогает родственникам умершего легче перенести потерю близкого человека. Однако в ситуации, когда извлечение прибыли становится главной задачей предприятий похоронного назначения, происходит существенная трансформация системы интересов субъектов ритуально-похоронного дела, на задний план отходят вопросы, связанные с социальной ориентацией его функционирования. Данные процессы проходят на фоне рассогласованности и противоречивости формальных и неформальных практик, слабости институтов, обеспечивающих социальный контроль.
В научном социологическом дискурсе эти проблемы не нашли надлежащего отражения, что свидетельствует о недостаточной разработанности данной темы. В связи с этим актуализируется важность определения места и функций института ритуально-похоронного дела в современной России, изучения его организационно-структурных характеристик, особенностей его функционирования в контексте трансформации социальной структуры и моделей социальной стратификации, а также выявления тенденций изменения ритуально-похоронных практик в современных условиях.
Степень научной разработанности проблемы
Совершенно ясно, что исходя из логики идеально-типического противопоставления моделей жизни и смерти, исследование области, непосредственно ориентированной на ситуацию смерти, может представить интересный интерпретационный материал для диагностики состояния современного общества в целом. Учитывая специфику указанной темы, необходимо выделить два основных направления научных исследований: 1) исследования социальных проекций смерти на жизнедеятельность общества и 2) работы, посвященные институциальным основаниям ритуально-похоронного дела. Ведущая роль в теоретическом анализе института ритуально-похоронного дела принадлежит исследовательским работам, рассматривающим отношение к смерти как индикатор состояния общества (Ф. Арьес, М. Вовель, П. Шоню). В отечественной науке социологическая рефлексия феномена смерти представлена в работах С. Борисова, М. Елютиной, Е. Зуевой, И. Лавриковой, Т. Новиковой, Л. Шнейдер.
Принципиально значимыми для цели и задач данного исследования представляются классические идеи сущности и происхождения социальных институтов М. Вебера, Э. Дюркгейма, О. Конта, Г. Спенсера. В работах Т. Веблена, П. Бергера, Т. Лукмана, Р. Мертона, Т. Парсонса, Н. Смелзера, Д. Хоманса изучались механизмы институциализации разнообразных форм социальной деятельности, специфика различных социальных институтов, их функции, виды и генезис. Среди отечественных социологов разработке данных вопросов посвятили свои исследования Ю. Андреев, Т. Заславская, С. Кирдина, Н. Костина, В. Радаев, Г. Осипов, С. Фролов.
Особое значение имеют исследования, проведенные в контексте неоинституциальной теории, фокусирующиеся на роли неформальных процессов в изменении социальных институтов и уделяющие внимание стабилизации и трансформации социальных практик. В рамках данного направления отметим работы таких авторов, как В. Гордон, Дж. Гэлбрейт, А. Граучи, Р. Коуз, Г. Мюрдаль, Д. Норт, Р. Хейлбронер, О. Уильямсон.
Тема диссертационного исследования неразрывно связана с теориями стратификации, социальной дифференциации, социального неравенства П. Бурдье, М. Вебера, К. Маркса, Э. Райта, П. Сорокина. Методологическое значение данных работ связано с выявлением основных причин социального неравенства и ключевых элементов трансформации социальной структуры.
Одно из важных направлений исследовательского ракурса связано с освещением процессов социального неравенства и трансформации социальной структуры современного российского общества. Анализ, оценка, обоснование ценностных, идеологических, экономических, политических преобразований российского социума с точки зрения их влияния на стратификационные процессы отражены в работах Л. Беляевой, А. Галкина, Т. Заславской, Л. Ионина, В. Радаева, Н. Римашевской, Р. Рывкиной, Н. Тихоновой, О. Шкаратана, В. Ядова.
Методологическую ценность для проведенного исследования представляют работы Ж. Бодрийара, П. Бурдье, Т. Веблена, Г. Зиммеля, В. Ильина, В. Радаева, Л. Ростовцевой, Я. Рощиной, посвященные изучению демонстративного потребления, которое рассматривается ими как инструмент конструирования социальной идентичности, социокультурной интеграции в общество.
Осмысление институциальных оснований ритуально-похоронного дела в современном российском обществе осуществляется в настоящее время, главным образом, в контексте законодательного регулирования, государственного управления и экономической эффективности ритуально-похоронного обслуживания. Важными для авторского анализа оказались работы Р. Набиева, А. Сулоева, Ю. Слинякова, Г. Сюткина, Н. Панфиловой, П. Уланова, в которых обсуждаются вопросы развития частного сектора в похоронной сфере, организации похоронного обслуживания в соответствии с современными требованиями, обосновывается роль органов государственного управления в обеспечении похоронного обслуживания, а также вопросы правового регулирования и финансирования деятельности по оказанию похоронных услуг.
Экономико-социологический анализ рынка ритуальных услуг представлен в работах Е. Моисеевой, в которых обосновывается специфика его становления, эксплицируется влияние неэкономических институтов (правил ритуала) на сферу рыночных отношений (правил рынка).
Существенное значение для автора в контексте рассмотрения социокультурных оснований ритуально-похоронного дела представляют работы А. Гришкова, Т. Гавриловой, Г. Носовой, Ю. Озерова, В. Остроухова, В. Проппа, Т. Пановой, И. Панкеева, Б. Рыбакова, В. Черепицы, в которых осуществляется историко-этнографический и антропологический анализ погребальной культуры и обрядности. Авторы фокусируют исследовательский интерес на изучении погребальной обрядности и культуры, организации некрополей и специфике надгробных сооружений, похоронно-поминальных обрядах и народных традициях, исследовании народного понимания их смысла и значения, деконструкции погребальной символики.
Глубокие традиции имеют научные исследования похоронных практик за рубежом. Среди них можно отметить работы Д. Бэнкса, В. Зелизер, П. Кларка, Дж. Митфорд, Дж. Саломона, в которых затрагиваются вопросы организации похоронного дела, истории становления похоронной отрасли, исследуются проблемы потребительского поведения в похоронной сфере, организации деятельности похоронных домов и распорядителей похорон.
Появляются новые проблемы, новые подходы к решению традиционных вопросов ритуально-похоронного дела. Так, В. Зелизер делает попытку установить денежные эквиваленты для такого элемента социального порядка, как смерть, имеющего, по ее мнению, более высокий статус, нежели финансовые взаимоотношения; Дж. Митфорд фокусируется на роли крупных корпораций в формировании и функционировании рынка похоронных услуг; П. Кларк осуществляет кросскультурный анализ похоронной отрасли; Д. Бэнкс уделяет особое внимание социальным механизмам потребления в похоронной сфере.
Оценивая уровень исследований проблем института ритуально-похоронного дела, автор отмечает, что при наличии определенных зарубежных и отечественных научных трудов институциональное функционирование ритуально-похоронного дела остается пока не концептуализированным в рамках социологической теории. В российской социологической науке эта ниша остается практически свободной. Нам не известны специальные социологические исследования похоронного дела, отдельные вопросы, касающиеся указанной проблематики, фрагментарно представлены в контексте изучения иных социальных проблем. Наблюдается дефицит исследований, посвященных качественной оценке структурных, организационных изменений ритуально-похоронного дела. В дополнительном изучении нуждается сравнительный анализ похоронных практик в сопряжении с проблемами их вариативности, социального неравенства, определения основных направлений дальнейшего развития.
Методологическую и теоретическую основу диссертационного исследования составляют неоинституциональная теория Д. Норта, идеи К. Маркса о классовой природе рыночных отношений, фундаментальные теоретические положения неоинституционализма, структурного функционализма, дополняемых критической парадигмой. В работе нашли отражение традиции исследования социальных проекций смерти и отношения к ней, изложенные в работах отечественных и зарубежных авторов (Ф. Арьес, М. Вовель, С. Борисов, М. Елютина, Е. Зуева, И. Лаврикова, Л. Шнейдер). На контекст диссертационной работы оказали влияние идеи отечественных и зарубежных ученых, которые можно разделить на несколько групп в зависимости от рассматриваемой проблематики: влияние социальных изменений на трансформацию института ритуально-похоронного дела (В. Малышков, А. Сулоев); тенденции изменения социального содержания данного института (Ю. Слиняков, Г. Сюткин); исследование похоронных практик (Д. Бэнкс, П. Кларк, Ю. Озеров, В. Черепица).
Формирование методологической основы диссертационного исследования, разработка его стратегий происходили под влиянием теорий социального неравенства П. Бурдье, М. Вебера, Э. Гидденса, П. Сорокина, а также работ, направленных на изучение особенностей формирования и трансформации потребительских практик в обществе (Ж. Бодрийар, Г. Зиммель, Т. Веблен, В. Ильин). Методология эмпирического исследования и инструментария базируется на разработках Г. Батыгина, И. Девятко, Е. Ковалева, А. Левинсона, И. Штейнберга, Т. Шанина, В. Ядова.
Целью диссертационного исследования является выявление специфики, проблем и противоречий институциального функционирования ритуально-похоронного дела в современном российском контексте. Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие эмпирические и теоретические задачи:
– выработать теоретико-методологические основания для анализа институциального функционирования ритуально-похоронного дела;
– исследовать генезис ритуально-похоронного дела в контексте институциального контроля;
– охарактеризовать особенности институциальной трансформации ритуально-похоронного дела в современном российском контексте;
– провести эмпирическое исследование с целью определения основных направлений развития института ритуально-похоронного дела на современном этапе;
– выявить общие тенденции формирования и развития похоронных практик на современном этапе.
Объектом диссертационного исследования является институт ритуально-похоронного дела в социальном пространстве современного российского общества. Предмет исследования – динамика изменений института ритуально-похоронного дела, специфика и структурные особенности его функционирования.
Эмпирическая база исследования. Особенность объекта исследования, цель и характер поставленных задач, а также методологический подход обусловили необходимость применения качественного метода как основного при сборе и обработке информации. Качественное исследование проведено автором в 2007-2010 гг. в г. Саратове и Балакове Саратовской области по методике «двойной рефлексии». В ходе социологического исследования автором было проведено 46 полуструктурированных неформализованных интервью. Количество респондентов обусловлено насыщением кодировочных категорий (интервью с новыми респондентами не давали нового понимания для раскрытия темы), а также целями и задачами исследования. Автором была применена целевая выборка (преднамеренно выбирались люди, представляющие информационно значимые случаи, о которых имелись предварительные сведения). Социологическое исследование состояло из двух этапов. На первом этапе исследования ставилась задача изучить организацию ритуально-похоронного дела с позиции экспертов. На данном этапе исследования в качестве экспертов выступали директора и агенты похоронных служб, сотрудники кладбищ и крематориев, работники, занятые в сфере производства предметов похоронного назначения (16 человек), председатели профсоюзов крупных организаций (3 человека) и священнослужители (3 человека). На втором этапе исследования ставилась задача определить точку зрения потребителей услуг в отношении качества ритуально-похоронного обслуживания. На данном этапе исследования были опрошены 24 респондента.
Эмпирически значимыми стали результаты качественного социологического исследования, проведенного Е. Моисеевой в 2009–2010 гг. по теме: «Рынок ритуальных услуг: трансформация правил ритуала в правила рынка» (N=78), а также анализ всероссийских инициативных опросов, проведенных ВЦИОМ: «Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронений» (N=1600, 20 сентября 2008 года); «Верим ли мы в Бога?» (N=1600, 23-24 января 2010 года); «Инфляция и алкоголизм – главные страхи россиян» (N=1600, 9-10 октября 2010 года); «Кто ответит за состояние окружающей среды?» (N =1600, 30-31 мая 2009 года). Кроме того, полученные эмпирические данные дополнялись проведенным анализом нормативно-правовых актов Российской Федерации, связанных с проблемами развития и функционирования ритуально-похоронного дела в России, а также данными Федеральной службы государственной статистики по изучаемой проблеме.
Научная новизна исследованиязаключается в следующем:
– с авторских позиций проведен теоретико-методологический анализ подходов к исследованию института ритуально-похоронного дела; предложена авторская типология ритуально-похоронных услуг, а также система понятий, описывающих объект и предмет исследования;
– по-новому продемонстрирован генезис ритуально-похоронного дела в контексте институциального контроля, выделены пять основных этапов развития института ритуально-похоронного дела, каждый из которых характеризуется отличительными чертами и специфическими закономерностями;
– в авторской интерпретации показана специфика структуры и организации ритуально-похоронного дела в контексте рыночных отношений;
– по-новому дана содержательная характеристика особенности институциальной трансформации ритуально-похоронного дела в современном российском контексте;
– получены и проанализированы новые эмпирические данные, которые способствовали включению в научный оборот информации, позволяющей дать оценку содержанию и тенденциям изменения ритуально-похоронного дела;
– представлена авторская версия общих тенденций формирования и развития ритуально-похоронных практик на современном этапе.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Современное рассмотрение института ритуально-похоронного дела требует комплексного подхода, базирующегося на агрегировании структурно-функционального, неоинституционального и критического подходов. Подобная интеграция позволила выявить важнейшие функции института ритуально-похоронного дела, показать роль правил в функционировании института ритуально-похоронного дела, а также рассмотреть институт ритуально-похоронного дела с позиции социального неравенства.
2. Со сменой политического и общественно-экономического курса в конце XX века в России произошли масштабные реформы, способствовавшие радикальному преобразованию похоронного сектора общества. Сегодня институт ритуально-похоронного дела представляет собой устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, норм, традиций, регулирующих деятельность, содержательно ориентированную на оказание юридических, ритуальных, обрядовых и иных сопутствующих услуг, связанных с производством ритуальной продукции и аксессуаров, на создание и эксплуатацию объектов похоронного назначения, мемориалов, а также на организацию и проведение похорон. Социальная ориентированность института ритуально-похоронного дела реализуется в его функциях, среди которых особое значение приобретают: функция включения смерти в социальную жизнь, функция регуляции и социального контроля, функция социально-психологической поддержки родственников умершего, функция социализации и преемственности поколений, стратифицирующая и мемориальная функции. Такая многофункциональность позволяет представить ритуально-похоронное дело как институт, оказывающий прямое или опосредованное влияние на социально-культурные, социально-стратификационные и социально-экономические процессы в жизни современного общества.
3. По разряду субъекта регулирования и контроля в похоронной сфере выделяются пять основных этапов генезиса данного института, каждый из которых характеризуется отличительными чертами и специфическими закономерностями: период преобладания роли общины в осуществлении регулирования и контроля похоронной сферы; период церковного контроля; период перехода от церковного к государственному контролю; период тотального государственного контроля; период государственно-муниципального контроля. В советский период сфера похоронного дела отличалась высокой степенью государственного монополизма; блокирование конкуренции и частной инициативы не давало возможности развиваться этому сектору общества. В настоящее время возникли социальные основания для функционирования новых агентов и структур в ритуально-похоронной сфере, которых в прежнем, советском пространстве либо не существовало вовсе, либо их очертания были не так четко выражены: 1) активное включение церкви в ритуально-похоронную сферу; 2) формирование сети самостоятельных негосударственных фирм и организаций, которые, с одной стороны, в соответствии с требованиями рынка предоставляют возможности широкого выбора функционально пригодных альтернатив похоронного обслуживания, с другой – инициируют обострение конкуренции, столкновение различных групп интересов и попытки монополизации, появление нелегитимных практик во взаимоотношениях не только между агентами похоронных служб, но и между производителями и потребителями ритуально-похоронных услуг.
4. Содержательные особенности трансформации института ритуально-похоронного дела в современном российском контексте конкретизируются следующими положениями: расширение ассортимента ритуальных услуг, профессионализация похоронного дела, реставрация старых и возникновение новых ритуальных практик, наличие выраженного стратификационного эффекта, связанного, во-первых, с дифференциацией выбора ритуально-похоронных услуг в зависимости от структурных позиций потребителя, и, во-вторых, с ранжированием мест захоронений.
5. В качестве общих тенденций формирования и развития похоронных практик на современном этапе функционирования института ритуально-похоронного дела выступают: экологизация, направленная на минимизацию вреда, наносимого окружающей среде; плюрализация ритуально-похоронных услуг, сегментация которых, помимо ценового фактора, может осуществляться на основе религиозных, национальных, гендерных различий, интересов разных возрастных аудиторий; переход от жестких традиционных форм погребения к индивидуализации похоронного ритуала; технологизация, связанная с распространением инновационных информационных и коммуникационных технологий; усиление значимости мемориальных практик, появление новых видов почитания памяти усопших.
Обоснованность и достоверность результатов проведенного диссертационного исследования определяются непротиворечивостью составивших его основу теоретических и методологических положений, а также использованием диссертантом комплекса эмпирических и теоретических методов. Результаты проведенного эмпирического исследования соотнесены с известными данными других исследований.
Практическая и теоретическая значимость диссертационного исследования. Произведенный анализ методологических подходов может быть использован при исследовании иных социальных институтов, имеющих сложную многофункциональную структуру, с учетом специфики их функционирования. Результаты исследования послужат стимулом для дальнейшей разработки и совершенствования процедур и методик социологических исследований проблем института ритуально-похоронного дела. Основные материалы данной работы позволяют углубить теоретические представления об особенностях и структуре института ритуально-похоронного дела в России, направлениях его трансформации. Теоретические и методологические основания, разработанные в диссертации, и практические результаты проведенного исследования могут быть использованы в учебной и научно-методической работе студентов высших и средних учебных заведений по специальности «Похоронное дело», а также применяться в разработке учебных программ для обучения студентов высших учебных заведений по специальностям «Социология» и «Социальная работа».
Апробация работы. Замысел работы, ее промежуточные итоги и конечные результаты исследования обсуждались на кафедре социологии Саратовского государственного технического университета (СГТУ). Основные положения диссертационного исследования отражены в материалах докладов и выступлениях на научных конференциях: «Мировоззренческие и поведенческие стратегии разных возрастных групп в российском обществе» (Саратов, 2010), «Инновационные проблемы современного цивилизационного развития» (Саратов, 2010), «Социально-гуманитарные проблемы общества эпохи кризиса» (Саратов, 2009), «Смерть и смертные люди» (Москва, 2009), «Стратегии и идеалы современного общественного развития» (Саратов, 2008), «Личность в современном обществе: визуальная репрезентация» (Саратов, 2007), «Перспективы общественного развития в эпоху столкновения цивилизаций» (Саратов, 2007).
Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 11 научных работ, в том числе 5 по списку ВАК, общим объемом 6,6 п.л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении содержитсяобоснование выбора темы диссертационного исследования и ее актуальность, представлен анализ степени разработанности проблемы, сформулированы цель и задачи исследования, обозначены его предмет и объект, изложены теоретико-методологические основания диссертации, ее научная новизна и практическая значимость работы.
В первой главе «Институт ритуально-похоронного дела: эволюция места и роли в обществе» автор рассматривает основные теоретические подходы к анализу института ритуально-похоронного дела, уточняет и операционализирует ключевые для данного исследования понятия, а также показывает генезис ритуально-похоронного дела в контексте институциального контроля.
В первом параграфе «Теоретико-методологические основания исследования института ритуально-похоронного дела» диссертант осуществляет анализ основных исследовательских стратегий, обсуждает их содержательные проекции на социологическую интерпретацию института ритуально-похоронного дела.
В работе представлена типология основных подходов к исследованию социального института ритуально-похоронного дела. Специфика рассматриваемой темы обусловливает необходимость исследования института ритуально-похоронного дела сквозь призму двух основных направлений научных исследований: изучение социальных проекций смерти на жизнедеятельность общества и анализ работ, посвященных институциальным основаниям ритуально-похоронного дела. Диссертант обосновывает значимость применения системного подхода к исследованию института ритуально-похоронного дела, позволяющего раскрыть его специфику, генезис, структуру и функции в современном российском обществе. По мнению диссертанта, наиболее перспективным в рамках данного исследования является использование комплексного подхода, базирующего на агрегировании структурно-функционального (Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Парсонс), неоинституционального (В. Гордон, Р. Коуз, Д. Норт, Р. Хейлбронер, О. Уильямсон) и критического подходов (П. Бурдье, М. Вебер, К. Маркс, П. Сорокин). Интеграция указанных подходов позволяет выявить важнейшие функции института ритуально-похоронного дела, показать роль правил в функционировании института ритуально-похоронного дела, а также рассмотреть институт ритуально-похоронного дела с позиции социального неравенства.
Диссертант раскрывает содержательное наполнение основных категорий, имеющих ключевое значение для понимания проблематики института ритуально-похоронного дела: «ритуально-похоронная услуга», «ритуально-похоронное дело». Автор рассматривает понятие института ритуального похоронного дела, которое он дифиницирует как устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, норм, традиций, передаваепередаваемых из поколения в поколение, регулирующих деятельность, направленную на оказание похоронных, похоронно-обрядовых и мемориальных услуг населению с учетом экономических, социальных, историко-культурных, этико-моральных, экологических, религиозных, технологических факторов, а также на создание и эксплуатацию мемориалов и объектов, имеющих похоронное назначение (кладбищ, крематориев, стен скорби, салонов-магазинов ритуального обслуживания, мастерских по изготовлению надмогильных сооружений).
По мнению автора, институт ритуально-похоронного дела направлен на выполнение различных функций, одной из которых является функция социально-психологической поддержки людей, переживших утрату близкого человека. Забота о близких и родственниках покойного, их психологическая поддержка является социально значимой обязанностью людей, занятых оказанием похоронных услуг. В связи с этим автор в качестве важного направления деятельности похоронных служб выделяет и анализирует психологическую и организационную помощь, создание благоприятного психологического климата, поддержание и соблюдение стиля уважительного, достойного поведения и внимательного обхождения. Автор подчеркивает, что ритуал погребения способствует выполнению еще одной функции института ритуально-похоронного дела – функции включения смерти в социальную жизнь. Ритуал выступает как искусственный механизм социализации естественных процессов, механизм, способствующий их включению в общественную жизнь. Именно благодаря похоронному ритуалу смерть приобретает искусственную сущность, становится явлением социокультурной сферы.
Немаловажной функцией, выполняемой институтом ритуально-похоронного дела, по мнению автора, является мемориальная функция. Ритуально-похоронное дело призвано способствовать сохранению памяти об умерших или погибших и мест их захоронений. Для этих целей деятельность ритуальных агентств направлена не только на организацию и проведение похорон, но и на проведение мероприятий по сохранению памяти, организацию траурных митингов и поминальных трапез, приуроченных к годовщинам смерти или гибели, создание и ведение Книг памяти, создание и демонстрацию информационных материалов, увековечивающих память, а также возведение мемориалов.
Рассматривая институт ритуально-похоронного дела как устойчивый комплекс формальных и неформальных практик, автор подчеркивает значимость выполняемой им функции социализации и преемственности поколений, реализующейся в обеспечении преемственности общественного опыта посредством интегрирования людей в единые социокультурные континуумы, общее культурное поле.
Основываясь на идеи П. Сорокина о многомерном характере социального неравенства, автор обосновывает усиление стратифицирующей функции ритуально-похоронного дела, позволяющей выявить критерии социально-экономического расслоения и стратификационного структурирования общества. Показано, что в современном российском контексте ритуально-похоронная сфера ориентируется на разные социальные группы, так как формат ритуала проводов непосредственно связан с потребительскими характеристиками близких умершего человека.
Во втором параграфе «Социологическая рефлексия генезиса института ритуально-похоронного дела» анализируются особенности становления и развития ритуально-похоронного дела как социального институтав свете эволюционного и социокультурного подходов.
По разряду субъекта регулирования и контроля в похоронной сфере, смена которого инициировала структурные изменения в институциальном функционировании ритуально-похоронного дела, диссертант выделяет пять основных этапов генезиса данного института, каждый из которых характеризуется отличительными чертами и специфическими закономерностями.
Автор показывает, что на ранних этапах развития общества большую роль в становлении института ритуально-похоронного дела играла община, контролирующая и координирующую деятельность людей в похоронной сфере. На данном этапе происходит процесс формирования особого ритуала похорон и технологий погребения, появляется специальная похоронная атрибутика и символика, а также особые места, предназначенные для захоронения умерших. С усилением влияния церкви на социальную и политическую жизнь российского общества, функция социальной регуляции и контроля в ритуально-похоронной сфере переходит в руки церковных властей. На протяжении нескольких столетий церковь приобретает монополию на погребение умерших и становится неотъемлемым структурным элементом института ритуально-похоронного дела. С увеличением роли права и принятием ряда важнейших законодательных актов, по-новому определяющих порядок ведения кладбищенского хозяйства, функция контроля частично переходит к государству. На данном этапе диссертант подчеркивает антицерковную направленность государственной политики, ограничивающей влияние церкви на светскую жизнь, а, следовательно, на похоронные услуги как на элемент социальной системы общества. Как показано в работе, очередной скачок в эволюции института ритуально-похоронного дела произошел в связи с появлением в России первых похоронных контор с широким ассортиментом погребальных принадлежностей, задавших определенную моду в организации траурных шествий. Вслед за Т. Вебленом автор анализирует практику активного демонстративного потребления, получившую распространение в рассматриваемый период. По мнению диссертанта, распространению модных тенденций в ритуально-похоронной сфере способствовало поведение представителей состоятельных слоев общества, обладавших возможностью устраивать пышные похороны, устанавливая, таким образом, пример для других. Кроме того, возникает тенденция тяготения к гражданским (светским) похоронам, законодательно закрепляется их официальная процедура. Важным шагом на пути к институциализации ритуально-похоронного дела стало появление целого сообщества людей, профессионально занимающихся организацией и проведением похорон. На следующем этапе развития института ритуально-похоронного дела происходит элиминирование церкви из сферы ритуально-похоронного обслуживания и полный переход функций регулирования и контроля от церкви к государству. Данный период развития института ритуально-похоронного дела характеризуется существенными социально-структурными изменениями. Трансформация института ритуально-похоронного дела сопровождалась разрушением старых и насильственным навязыванием новых норм. Лишение церкви влияния на обряд и культуру погребения способствовало возникновению гражданских похорон и обслуживающих их учреждений. Организацией похорон и их проведением стали заниматься специализированные организации, предприятия жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения. Началом современного этапа институциализации ритуально-похоронного дела, по мнению автора, послужилоразрушение социалистического порядка и глубокие преобразования системы собственности, которые способствовали кардинальной трансформации всего института ритуально-похоронного дела.
Вторая глава «Социологическая характеристика института ритуально-похоронного дела в современной России» посвящена контекстуальному анализу институциального функционирования ритуально-похоронного дела, учитывающего политическую, культурную и интеллектуальную историю страны с привлечением данных авторского качественного исследования.
Первый параграф «Тенденции развития института ритуально-похоронного дела» посвящен анализу результатов эмпирического исследования, проведенного автором в течение 2007–2010 гг. в г. Саратове и Балакове Саратовской области по методике «двойной рефлексии» с помощью полуструктурированного неформализованного интервью (n=46).
Автор обосновывает тот факт, что для формирования представления о тенденциях изменения ритуально-похоронного дела важна информация «из первых рук», предоставляющая, по И. Гофману, возможность проанализировать как из-под «официальных облачений проглядывает блеск, копоть или что-то другое».
По результатам авторского исследования, диссертант определяет и анализирует следующие основные тенденции развития ритуально-похоронного дела на современном этапе: коммерциализация и обострение конкуренции в похоронной сфере; структурные изменения института ритуально-похоронного дела; профессионализация ритуально-похоронного дела; активное включение церкви в сферу похоронного обслуживания; усиление стратифицирующего эффекта в ритуально-похоронном деле.
Диссертант отмечает, что радикальные преобразования, произошедшие в постперестроечный период, способствовали интенсивному развитию института ритуально-похоронного дела. Развитие России под лозунгом рыночной экономики привело к коммерциализации ритуально-похоронного дела. Деятельность по оказанию ритуально-похоронных услуг населению и выполнению работ в сфере погребения становится предпринимательской. Основываясь на результатах опросов экспертов, автор подчеркивает,что переход России к рыночным условиям позитивно повлиял на развитие похоронной отрасли: существенно расширился ассортимент услуг, исчез дефицит предметов похоронного назначения, появились новые объекты траурной обрядности, частные крематории, частные кладбища и кладбища домашних животных, новые формы и методы обслуживания. Появилось большое количество частных похоронных агентств, готовых за соответствующую плату полностью освободить граждан, понесших тяжелую утрату, от всех забот, связанных с организацией похорон. В тоже время респонденты указывали и на такие феномены, как жесткая конкуренция и попытки монополизации со стороны объединений сходной целевой направленности, появление нелегитимных практик во взаимоотношениях не только между агентами похоронных служб, но и между производителями и потребителями ритуально-похоронных услуг.
Автор в качестве тенденции развития ритуально-похоронного дела выделяет и анализирует возникновение специальных образовательных программ и курсов подготовки и переподготовки кадров для похоронных служб на базе высших и средних учебных заведений, появление специализированных периодических изданий по теории и практике похоронного дела, истории похоронной культуры, основам религиозных обрядов, современным технологиям погребения, а также по использованию разнообразных маркетинговых технологий продвижения похоронных услуг.
Практически все респонденты сходятся во мнении, что сегодня отмечается рост активности религиозных организаций и верующих. Пытаясь вернуть свои лидирующие позиции в похоронной сфере, утраченные в советский период, православная церковь разрабатывает определенные проекты, направленные на снятие ограничений для участия церкви в похоронных практиках. Отличительной тенденцией развития ритуально-похоронного дела в современных условиях является создание православных похоронных служб, которые не только оказывают помощь в организации похорон, но и обеспечивают соблюдение всех традиций христианского погребения усопших. Фактически они являются такими же коммерческими похоронными организациями, как и остальные похоронные службы, но при организации похорон ориентируются, прежде всего, на верующих граждан Диссертант подчеркивает, что в настоящее время сфера ритуально-похоронного дела является полем для демонстрации текущих социальных процессов и глубоких общественных трансформаций, отражает сложную сеть отношений в современных структурах неравенства. В похоронной сфере высвечивается, становится более очевидной специфика поведения различных групп, их отличительные черты и в результате – новые основания для социальной стратификации. В отличие от советской эпохи в настоящее время достойно проводить человека в последний путь становится все труднее, поскольку заплатить за похороны по «высшему» или хотя бы «экономному» разряду способны далеко не все. Анализ действующего российского законодательства и опросы экспертов показали, что существующие сегодня социальные гарантии в похоронной сфере являются явно недостаточными для проведения достойных похорон малообеспеченными слоями населения, которые вынуждены довольствоваться лишь минимальным комплектом услуг, тогда как для состоятельных граждан дорогие и затратные похоронные услуги становятся перформативным актом, наглядной демонстрацией богатства, стиля, власти. Установлено, что существенным критерием статусной самоидентификации, различий в уровне и качестве жизни выступает механизм ранжирования мест на кладбище. Авторское эмпирическое исследование показало, что помимо законодательно закрепленной классификации, места на кладбище подразделяются на «элитные» участки, плановые могилы и места «социальных захоронений», где хоронят так называемых «безродных». Место расположения могилы является своеобразной визитной карточкой покойного, универсальным напоминанием о той ступеньке, что занимал покойный на социальной лестнице. Таким образом, диссертант резюмирует, что сегодня институт ритуально-похоронного дела приобрел ярко выраженный стратифицирующий эффект.
Во втором параграфе «Содержательные изменения ритуально-похоронных практик» выделяются и анализируются основные направления развития ритуально-похоронных практик в современном обществе.
Содержательные изменения ритуально-похоронных практик автор рассматривает в сопряжении с проблемой отношения к смерти как социального феномена. На основании проведенного исследования диссертант приходит к выводу, что происходящие в мире социальные процессы напрямую отражаются на ритуально-похоронном деле, вызывая появление новых и видоизменение уже сложившихся похоронных практик.
Так, повышение экологического сознания и экологической активности населения привело к возникновению экоэтических похорон, Лесов скорби, новых экологически чистых способов погребения и обработки тел умерших. Автор отмечает, что задача защиты окружающей среды стала не только модной особенностью образа жизни, но и смерти. В работе подчеркивается, что дифференциация людей по уровню доходов способствовала плюрализации ритуально-похоронных практик, которые сегодня могут удовлетворить потребности любого потребителя, независимо от его социального положения, принадлежности к различным религиозным, национальным группам и конфессиям.
В современном обществе на фоне возможности неограниченного выбора ритуально-похоронных услуг по своему желанию, их доступности для большой части населения, наблюдается переход от жестких традиционных форм погребения к индивидуализации похоронного ритуала. Прослеживается потребность сделать церемонию прощания событием очень личным, уникальным, значимым, торжественным, не похожим на другие.
На появление новых ритуально-похоронных практик, связанных с инновационным развитием, по мнению автора, оказало влияние внедрение в повседневную жизнь новых научно-технических разработок и передовых технологий. В результате возникают нетрадиционные формы погребения, такие как мумификация, скальные захоронения и развеивание праха на полях памяти, захоронение в лесах, горах, море, космические похороны, изготовление из праха драгоценностей. Специфической чертой современной ритуально-похоронной отрасли стало усиление мемориальных практик и появление новых способов почтить память умерших, возникших под влиянием распространения сети Интернет и других средств массовой информации.
В заключении диссертационного исследования формулируются основные выводы, подводятся общие итоги исследования, намечаются пути дальнейшей разработки данной проблемы.
В приложении представлены фотографии, таблицы и гид-интервью.
Основные результаты диссертационной работы нашли отражение в следующих публикациях автора:
Работы, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ
1. Филиппова С.В. Традиции и инновации в сфере похоронного дела / М.Э. Елютина, С.В. Филиппова // Вестник Саратовского государственного технического университета. № 3 (1). 2010. С. 298-308 (1/0,5 п.л.) ISВN 978-5-7433-1947-3;
2. Филиппова С.В. Ритуальные похоронные практики: содержательные изменения / М.Э. Елютина, С.В. Филиппова // СОЦИС. № 9. 2010. С. 85-94 (1/0,5 п.л.) ISSN 0132-1625;
3. Филиппова С.В. Кладбище как символическое пространство социальной стратификации / С.В. Филиппова // Журнал социологии и социальной антропологии. № 4. 2009. С. 80-96 (1 п.л.) ISSN 1029-8053;
4. Филиппова С.В. Структурные изменения института ритуальных услуг в современном российском обществе / С.В. Филиппова // Вестник Саратовского государственного технического университета. № 3 (34). 2008. С. 276-282 (0,8 п.л.) ISВN 978-5-7433-1947-3;
5. Филиппова С.В. Развитие сферы ритуальных услуг в г. Саратове и Саратовской области: основные тенденции / С.В. Филиппова // Социологический журнал. 2008. № 4. С. 119-132 (0,8 п.л.) ISSN 1562-2495.
В материалах международных и российских конференций
(Постановление Правительства № 227 от 20.04.2006)
6. Филиппова С.В. Инновационные ритуально-похоронные практики в кросскультурном аспекте / С.В. Филиппова // Мировоззренческие и поведенческие стратегии разных возрастных групп в российском обществе. Сборник научных статей (по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Саратов, 25 июня 2010 г.) / под ред. М.Э. Елютиной. Саратов: СГТУ, 2010. (0,3 п.л.) ISBN 978-5-7433-1990-0;
7. Филиппова С.В. Механизмы включения церкви в сферу ритуального обслуживания / С.В. Филиппова // Личность в современном обществе: визуальная репрезентация. Сборник научных статей (по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Саратов, 9 ноября 2007 г.) / под ред. М.Э. Елютиной. Саратов: Наука, 2008. С. 202-207 (0,3 п.л.) ISBN 978-5-91272-400-8.
В других изданиях
8. Филиппова С.В. Особенности развития похоронного дела на различных этапах российской истории / С.В. Филиппова // Современная старость: интерсубъективный и интеръобъективный контексты: кол. монография / М.Э. Елютина, Н.И. Мельникова, Т.В. Смирнова и др.; под ред. М.Э. Елютиной. Саратов: СГТУ, 2010. С. 232-259. (1,6 п.л.) ISBN 978-5-904325-03-9;
9. Филиппова С.В. Особенности развития ритуально-похоронного дела в дореволюционной России / С.В. Филиппова // Инновационные проблемы современного цивилизационного развития. Сборник научных трудов. Саратов: КУБиК, 2010. С. 170-174 (0,3 п.л.) ISBN 978-5-91818-044-0;
10. Филиппова С.В. Коммерциализация похоронного дела / С.В. Филиппова // Социально-гуманитарные проблемы общества эпохи кризиса. Сборник научных статей. Саратов: КУБиК, 2009. С. 219-224 (0,3 п.л.) ISBN 978-5-91818-002-0;
11. Филиппова С.В. Отношение к смерти как социокультурный феномен / С.В. Филиппова // Стратегии и идеалы современного общественного развития. Ч. 1. Саратов: Наука, 2008. С. 141-144 (0,25 п.л.) ISBN 978-5-91272-398-8.