В 1981 г. В Лиссабоне Всемирной медицинской Ассоциацией была принята декларация (свод прав пациента). Среди них есть право человека на смерть с достоинством.
В «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993 г.) о таком праве нет даже упоминания.
Этика общения с умирающим
Подготовка больного с неизлечимым заболеванием к смерти – важнейшая составляющая социальной организации общества.Для большинства людей смерть – это миг, отделяющий бытие от небытия. Но смерть не всегда бывает мгновенной. Большинство людей умирает долго – болезни (даже смертельные) бывают длительными.
К сожалению, очень часто в период перехода из бытия в небытие человек остается один на один со смертью. Если в этот момент он находится дома, то повседневные дела и заботы близких отодвигают на второй план заботу о нем самом. В больнице же много пациентов и постоянная нехватка медицинского персонала.
Умирая, человек страдает и физически, и духовно. Физически, потому что идет распад живых структур; духовно, потому что осознает, что он наполовину уже не в мире живых. Английский философ XVII в. Френсис Бэкон говорил:
«…долг врача состоит не только в том, чтобы восстанавливать здоровье, но и в том, чтобы облегчать страдания, причиняемые болезнями, даже и в том случае, когда нет никакой надежды на спасение и можно лишь сделать саму смерть более легкой и спокойной».
В наше время эту задачу решают хосписы. Там смертельно больные люди получают очень хороший уход и помощь. Но проблема хосписов в том, что смертельно больной человек находится там среди таких же смертельно больных, а это сильно давит на психику. Поэтому сейчас возникает новая форма хосписа – хоспис на дому.
Хосписы меняют отношение медицинских работников к смерти. Заставляют их поддерживать умирающих не только физически, но и духовно.
Нужно ли лгать?
Очень часто неизлечимому больному не говорят о его диагнозе. Нужно ли это? На подобное извести, в зависимости от особенностей психики бывает два типа реакции:1) Оптимистическая. Болезнь пробуждает желание противостоять ей. У человека наблюдается большой всплеск жизненной активности. Появляется усиленная мотивация к духовной жизни.
2) Пессимистическая (чаще всего). Развивается апатия, уныние, ощущение бесперспективности.
Яркие описания пессимистических ощущений можно найти в произведениях Льва Николаевича Толстого (он, кстати, очень боялся смерти).
Вспомним. Смертельно раненый Андрей Болконский (роман «Война и мир»):
«В словах, в тоне его, В особенности во взгляде, этом холодном, почти враждебном взгляде, чувствовалась страшная для живого человека отчужденность от всего мирского. Он, видимо, с трудом понимал теперь все живое…»
Умирающий от чахотки Николай Левин (роман «Анна Каренина»):
«Не было положения, в котором бы он не страдал, не было минуты, в которой бы он забылся, не было места, члена его тела, которые бы не болели и не мучили его… Вся жизнь его сливалась в одно чувство страдания и желания избавиться от него».
Для умирающего всегда существует страх смерти, страх ухода навсегда от родных и близких. Трагизм ухода из жизни неустраним. Но облегчить страдания умирающего можно и необходимо. Это задача родственников и медицинского персонала.
Так надо ли лгать? Однозначного ответа на этот вопрос быть не может. Безусловно, в некоторых случаях, если при знании правдивого диагноза, у пациента возникает глубокая депрессия. Но следует быть крайне осторожным, прибегая ко лжи. Очень часто больной понимает, что его обманывают, и это становится для него еще большим ударом, нежели вовремя раскрытая правда.
Вспомним того же Л. Н. Толстого (повесть «Смерть Ивана Ильича»):
«Главное мучение Ивана Ильича была ложь, - та всеми почему-то признанная ложь, что он только болен, а не умирает…»
Каждый случай индивидуален, и долг врача и родных – определить эту индивидуальность и понять, что для больного будет правильным: правда или ложь.
Окончание следует