Интересную историю поведал Биликто Дугаров.
Несколько лет назад случилось так, что я подвозил Хамбо Ламу на своей машине из Иволгинского дацана до Улан-Удэ. Когда мы проезжали мимо горы, на которой сегодня стоят РЛС, возле поселка Тапхар, я открыл окно и бросил монетку хозяину местности, который по преданиям бурят обитает на этой горе. И тогда между нами состоялся такой диалог.
— Зачем ты бросил монету? – спросил меня Хамбо Лама.
— Для того, чтобы задобрить и уважить хозяина местности, — ответил я.
— А кого ты сейчас везешь? – снова спросил у меня Хамбо Лама.
— Хамбо Ламу, — ответил я. Тогда он спросил, знаю ли я, кто такой хозяин местности и какое место хозяин местности занимает в иерархии духовных лиц? Я, естественно, ответил, что не знаю.
Тогда Хамбо объяснил мне, что в каждой местности обязательно есть хозяева этой местности. Как правило – это наиболее волевые и сильные духи умерших, которые подчинили себе множество других духов, обитающих в этой местности.
— Почему эти духи не переродились и не улетели в другие миры, как это практикует буддийское учение? — спросил я.
Хамбо ответил, что души некоторых людей зависают между мирами. Это происходит из-за того, что человек, например, неожиданно для него умер, попав, например, в автокатастрофу. В этом случае, душа человека в первый момент находится в растерянности и не может понять того, что с ним произошло.
А тут вокруг кричит, орёт и летает на огромных скоростях множество других злых, страшных и голодных духов. И душа человека пугается, начинает метаться и не может найти свое перерождение, не может покинуть это промежуточное состояние, в котором душа его зависает на 500 или даже 1 000 лет.
Также, в промежуточном состоянии могут остаться души тех людей, которые были очень привязаны к чему-либо мирскому. Например, сильно любили своих детей, жену, родителей, домашних животных. Или же очень любили выпить, покурить или покушать. Чрезмерно любили какие-то богатства или вещи – свою машину, дом.
Души этих людей прилетают к своему любимому объекту и не могут его покинуть. Поэтому, в наказание, они остаются в промежуточном состоянии «злых и голодных духов» на долгие годы. А злые и голодные эти души потому, что у них сохраняются все человеческие желания, которые они не могут удовлетворить. От этого эти души становятся все голоднее и все злее. Они начинают приносить вред живым людям, скоту, имуществу. Эти души могут питаться только двумя способами – звуками и запахами. Они очень любят звук звона монет, звук зерна, любят запах разломленной сигареты или простых спичек. Эти запахи и звуки немного их успокаивают. Поэтому, чтобы задобрить их, можно бросить монетку, или рис, или разломить сигарету и бросить в воздух, или даже подойдут просто две спички, запах которых эти духи очень хорошо улавливают.
Подчинить злых и голодных духов удается только благодаря специальным и особым буддийским молитвам, которые читаются один раз в месяц в каждом дацане. Во время такого молебна воскуряются специальные благовония, духов угощают специальными звуками и запахами, которые очень сильно воздействуют на духов. На такой молебен обязательно прибывает дух хозяина местности и его многочисленная свита из душ умерших и оставшихся между мирами. Непосредственный контакт с духом-хозяином местности и другими духами осуществляет настоятель того дацана, в местности которого обитают эти духи.
Как известно, у бурят обязательно в каждой местности строили свой дацан или дуган. Поэтому дух хозяина уважает, боится и подчиняется настоятелю дацана, а настоятели дацанов подчиняются Хамбо Ламе. Поэтому когда едет Хамбо Лама, то духи местностей разбегаются в разные стороны и не могут причинить ему никакого вреда. Это мне и объяснил тогда Хамбо Лама. Чтобы душа умершего нашла свое перерождение, после смерти человека обязательно надо зажечь лампадку и читать специальный молебен. Душа умершего должна лететь на свет лампадки и на приятные звуки молебна – тогда душа человека легко находит свое перерождение и не становится злым и голодным духом.