Deník N (Чехия): исследователь установил, как погибли красноармейцы, погребенные на Ольшанах. В боях пала лишь малая часть, а не сотни

09.07.2020
Deník N (Чехия): исследователь установил, как погибли красноармейцы, погребенные на Ольшанах. В боях пала лишь малая часть, а не сотни
© РИА Новости, Алексей Витвицкий. Все фото с сайта  https://inosmi.ru/politic/20200507/247379214.html


О войне 1939-1945. Ссылаясь на слова журналиста Поморцеффа и материалы российских архивов, автор утверждает, что из 500 красноармейцев, погребенных на пражском Ольшанском кладбище, в боях погибли только 80 человек и что на обелисках много ошибок. У статьи, вышедшей накануне юбилея Победы, есть определенный подтекст — плюнуть в сторону России, якобы не помнящей о своих солдатах.


Ян Вирнитцер (Jan Wirnitzer), Лукаш Прхал (Lukáš Prchal)

Остроконечные мраморные надгробия с пирамидальными верхушками стоят близ северной стены Ольшанского кладбища рядами, как солдаты, идущие в атаку. На памятниках — имена кириллицей, темно-красные пятиконечные звезды, барельефы с перекрещенными знаменами и легендарными автоматами Шпагина такого же цвета.

Место последнего пристанища сотен красноармейцев является одним из воинских захоронений на территории Чехии в память о крови, пролитой за ее освобождение. Но функция его не только в этом: по мнению российских властей, памятное место — подтверждение того, кто был подлинным освободителем и кому чехи должны питать соответствующую благодарность.

Посольство России привыкло называть ольшанское захоронение «памятником красноармейцам, которые пали в боях за освобождение Чехословакии». На ее территории действительно погибло больше всего солдат освобождающих армий. Но, по словам русского журналиста Владимира Поморцеффа, проживающего в Чехии, судьбы людей, лежащих на Ольшанском кладбище, не похожи одна на другую. «Часто говорят, что это бойцы, павшие при освобождении Праги, но это не так», — сказал он «ДеникуН».

Захоронение привлекло внимание Поморцеффа в 2013 году. Тогда из-за неудачной реконструкции надгробий на них нанесли искаженные имена солдат, как написал сервер «Иднес». По словам журналиста, он попытался пообщаться с российским посольством, которое, однако, не спешило организовывать исправление. Тем не менее судьбы солдат, чьи кости лежат под кладбищенскими плитами, заинтересовали Поморцеффа.

Ему помогло то, что для России Вторая мировая война — это важная часть национальной истории. «Поэтому оцифровка российских архивов стояла в приоритете», — рассказывает Поморцефф, который теперь, незадолго до 75-й годовщины окончания войны, опубликовал результаты своих исследований.

Он обнаружил несоответствия уже в официальных данных о том, что на мемориальном кладбище лежат 437 красноармейцев. «Но могилы нескольких десятков советских солдат сегодня остались без обозначений, хотя в документах того времени ясно сказано, что их останки были захоронены на Ольшанском кладбище», — говорит журналист, отмечая, что в общей сложности на мемориальном кладбище последний приют нашли 500 красноармейцев.

В боях погибли 50 захороненных

Поморцефф обнаружил в архивах информацию, которая ставит под сомнение официальную версию России о тяжелых боях за Прагу, в которых погибли сотни солдат.

Непосредственно в боях в апреле и первой половине мая, как удалось установить Поморцеффу, погибли 52 бойца, которых захоронили на Ольшанском кладбище. «Из них о 25 красноармейцах можно с высокой долей вероятности сказать, что они погибли восьмого или девятого мая 1945 года если не непосредственно в Праге, то по крайней мере во время наступления Красной армии на столицу», — говорит он.

К ним он относит и гвардии лейтенанта Ивана Гончаренко или «танкового героя» из танка под номером 23, о котором раньше чешские школьники читали следующее: «Я видел, сколько бронебойных ударов разбились о мою броню. Я выстрелил последним снарядом. И тут я начал гореть. Только потом я узнал, что в этом бою в первые дни мира погиб мой командир, комсомолец Гончаренко». Вот что было написано в выразительном заключении истории, которую рассказывал сам танк.

Гончаренко действительно погиб в Праге, и на Ольшанском кладбище его могила значится под номером 128. «Это единственный боец Красной армии, в случае которого доказано, что он действительно погиб девятого мая 1945 года прямо в Праге», — пишет Поморцефф. К 25 павшим он также относит и тех красноармейцев, которые погибли в стычках с оставшимися немецкими частями после девятого мая, а также тех восемь бойцов Красной армии, которые погибли в боях за пределами Праги, в том числе генерал-майора Максима Козыря.

Красноармейцев с Ольшанского кладбища, которые погибли после войны от боевых ранений, исследователь насчитал на основании архивных данных 25. Интересна история Николая Лукашева, который, по всей видимости, был не красноармейцем, а власовцом. И тем не менее этот человек, чья смерть была зафиксирована 28 мая 1945 года, похоронен вместе с солдатами Красной армии, с которыми во время войны власовцы воевали. После жизни они лежат на кладбище бок о бок.

На кладбище покоятся и останки 32 красноармейцев, которых привезли из госпиталей в конце мая 1945 года или позднее. Иными словами, это солдаты, которые умерли, вероятно, и от послевоенных, то есть небоевых ранений. Еще в 47 могилах лежат солдаты, которые отравились алкоголем, как, например, летчик Виктор Мальцев. У двух третей из них в свидетельстве о смерти в качестве причины указано отравление метанолом. Остальные умерли от пищевого отравления или бытовым газом.

Сотня умерших от болезней и восьмилетний мальчик

В 46 могилах лежат красноармейцы, которые умерли от туберкулеза. Как правило, это заключенные немецких концентрационных лагерей. Однако, как полагает Поморцефф, на могилах только написаны имена этих людей, а сами они захоронены в других местах. В могилах же, таким образом, покоятся неизвестные солдаты. Еще 53 бойца, по словам Поморцеффа, умерли от брюшного тифа или других заболеваний, начиная от язвы желудка и заканчивая сердечными болезнями.

Еще в двух десятках могил покоятся солдаты, которые погибли после войны в дорожно-транспортных происшествиях. Поморцефф рассказал, что в их числе похоронили восьмилетнего мальчика, которого в 1947 году сбила машина во время экскурсии в Моравски крас. До этого всю войну он прошел со своим отцом.

30 других бойцов утонули во время купания, совершили самоубийство или погибли в результате невоенных инцидентов, скажем, при попытке обокрасть склад вокзала им. Масарика в Праге или при неосторожном обращении с трофейным оружием.

Что касается еще 40 солдат, то Поморцеффу не удалось установить причину их смерти. Она либо неизвестна, либо не указана в российских архивах. Что касается могил 82 солдат, то ему не удалось обнаружить никаких архивных данных о том, кто похоронен под могильным камнем.

Но что важно, исследование Поморцеффа должно помочь указать правильные имена на памятниках, и, как рассказал исследователь, российское посольство намерено исправить ошибки, возможно, уже в этом году.

«Когда говорят об освобождении Праги и участии власовцев или повстанцев и когда кто-нибудь подчеркивает, что война закончилась восьмого мая, всегда находится тот, кто спросит: „А откуда тут сотни погибших на Ольшанском кладбище?"» — говорит Поморцефф. Таким образом, версию о Красной армии-освободительнице Праги, с которой поныне работает российская пропаганда, по словам исследователя, опровергают и российские архивы.

Военный ход мыслей зачастую прагматичен и бесстрастен. Самое мало, что страна может сделать для людей, которые погибли в ее форме, — правильно написать их имена на памятниках, тем самым хотя бы символично дать понять, что для нее они не были только цифрами. О почтении к павшим это говорит намного больше, чем самые патетичные речи политиков на разных торжествах.

Погребенные зачастую прошли всю войну

Исследователь поинтересовался и продолжительностью службы погребенных солдат. Оказалось, что почти 60% похороненных на Ольшанском кладбище красноармейцев были мобилизованы еще в 1941 году или служили в Красной армии до того. В могилах лежат останки не менее 198 русских, 90 украинцев и пяти десятков солдат из других союзных республик. Место рождения остальных установить невозможно.

С публикацией исследования Поморцеффа возникли сложности. Сначала она появилась на странице в «Фейсбуке» Общества военных мемориалов. Но через несколько недель администратор стер публикацию.

«Мы стерли ее не из-за обсуждения под постом на странице общества, а потому что некоторые пользователи распространяли текст с несоответствующими комментариями. Когда дискуссия велась только на нашей странице, все было хорошо. Мы успевали ее корректировать. Но когда текст публиковался за пределами нашей группы, иногда появлялись ругательства и проявления ненависти. Мы не хотели иметь к этому отношение, поэтому решили убрать запись», — заявил «ДеникуН» председатель общества Йиржи Портеш. По его словам, общество очень дорожит своей нейтральной позицией.

Отношения между Чехией и Россией сейчас беспрецедентно обострились. Москва с возмущением восприняла демонтаж памятника советскому маршалу Ивану С. Коневу с пражской площади Интербригады. Согласно источникам изданий «Респекта» и «ДеникН», спецслужбы Чехии следят за человеком с российским дипломатическим паспортом, который прибыл с заданием устранить старосту Праги 6 Ондржея Коларжа (именно этот район убрал памятник). Помимо Коларжа, полиция охраняет мэра Праги Зденека Гржиба и старосту района Ржепорые Павла Новотного.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Оригинал публикации: Badatel zjistil, jak zemřeli rudoarmějci pohřbení na Olšanech. V boji padl zlomek z nich, ne stovky

                                                                                                 Газеты, журналы, интернет-издания и новостные ресурсы
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+

Яндекс.Метрика