ФОТОРЕПОРТАЖ
Какие тайны политических репрессий в Хакасии хранит остров «Расстрельный» в Абакане. Все фото с сайта https://khakasia.info/2022/01/18/trupy-vsplyvali-po-vesne-ili-kakie-tajny-politicheskih-repressij-v-...
Абакан – кладезь изучения Большого террора в Хакасии и объёмный материал восстановления памяти жертв политических репрессий. В столице республики сохранилось здание НКВД со всеми надворными постройками, на своём месте по соседству дом начальника ЧК Ивана Дзедатайса и даже сохранился (хоть завален обломками строительного мусора) подземный тоннель со двора комплекса административных зданий на берег реки Абакан. По тайному ходу в хакасское НКВД конвоировали арестованных из областной верхушки, по нему же выводили на расстрел и, по свидетельству историков, в нем же казнили некоторых из приговоренных. Вероятно, в тоннель навстречу смерти вошел репрессированный прокурор Хакасской автономной области Илья Жиров.
Последний вид родной Отчизны, увиденный честнейшими, достойнейшими, умными и светлыми людьми Хакасии вероятнее всего, был таким.
А скажем, руководитель Хакасии – председатель исполкома Хакасского областного Совета депутатов трудящихся, 37-летний Михаил Торосов, оказался казнён в Красноярске. Позже исследователи назовут Михаила Григорьевича «нравственным ориентиром общества».
Идеи Торосова на благо малой Родины будут реализованы спустя более полувека, а одна из абаканских улиц будет носить его имя.
С Михаилом Торосовым в Красноярске осудили все руководство Хакасии и все они, вероятно в один день, оказались казнены. Место захоронения Михаила Григорьевича кануло в лету. К слову говоря об ужасе тех лет, Хакасия в деле борьбы с врагами и установление советской власти оказалась одной из передовых территорий. В Ширинском районе республики большевики без тени сомнения, именем революции, расстреливали даже маленьких детей – как и завещал удерживать власть великий Ленин.
С конца 80 годов прошлого века и до начала нынешнего тысячелетия важнейшую грандиозную работу по восстановления и увековечиванию памяти жертв Большого террора в Хакасии провел легендарный председатель Хакасского республиканского общества «Мемориал» Николай Абдин. Усилия Николая Степанович – великий подвиг во имя памяти невинных жертв политических баталий на родной земле, а его работа, как и жизнь, заслуживает написания отдельной книги. Абдин и его единомышленники создали мощнейший задел дальнейшей работы по восстановлению и увековечиванию памяти жертв Большого террора. Но с тех пор как в 2009 году величайший исследователь ушёл из жизни, работа приостановилась и возникло ощущение незавершенности важного исторического дела. Причём довести работу до конца должны мы, ныне живущие потомки тех, кто пережил страшнейшее, противоречащее самой сути человека, политическое насилие государства над собственным народом.
В прежние годы работа по восстановлению и увековечиванию памяти жертв политической репрессий поддерживалась государством, а общество «Мемориал» казалось стержнем правозащиты в России. Скажем, «Книги памяти» Хакасии издавались на средства исполнительной власти региона, а Николай Абдин занимал должность ответственного секретаря Республиканской комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий. Сегодня же поддержка памяти и работа по увековечиванию жертв Большого террора в Хакасии оказалась исключительно долгом совести небезразличных волонтёров, журналистов и общественных деятелей.
Движение Хакасии «Справедливость», Интернет-журнал Хакасии «Новый Фокус» исключительно по собственной инициативе продолжает (насколько возможно) работу по увековечиванию памяти жертв политических репрессий в республике. Мы не профессионалы и не историки, мы просто внутренне ощущаем моральный долг перед памятью жертв Большого террора в Хакасии. Скажем, мы поддерживаем в порядке закладной камень жертв Большого террора на месте первых казней в Абакане напротив Никольского Собора.
А весной 2022 года планируем обсудить с городскими властями возможность создания на месте небольшого скверика. Проводим исследовательскую работу по установлению в годы репрессий мест расстрелов невинных людей и ведем ряд исследовательских работ. В 2021 году к нам присоединилась «Экологическая палата СФО» и председатель правления организации Сергей Арехов.
По данным историков, когда политические репрессии в Абакане приобрели ужасающие, массовые масштабы, казни в столице Хакасии производились в нескольких местах. Основное – остров «Расстрельный» (он же в царские годы «Поповский») напротив здания областного НКВД, на правом берегу реки Абакан. По сей день остров необжитой, несмотря на привлекательность строительства на нем, скажем, мини – коттеджного посёлка для элиты. Или комплекса социальных учреждений, находящихся в живописном месте и в то же время, на некотором удалении от города.
На остров нет доступа и попасть на него окажется целой историей. С одной стороны река Абакан, а с другой непролазный кустарник. Наиболее простой путь – переплыть на моторной лодке.
В канун Дня памяти жертв политического террора мы отправились на остров «Расстрельный» в Абакане в поисках ответов на три вопроса.
Первый –
в каком конкретно месте на острове производились казни. Точные сведения необходимы для обсуждения инициативы установки на острове Стеллы памяти жертв политического террора в Хакасии. Предложение в 2018 году выдвинул Совет при Президенте России по развитию гражданского общества и права человека.
Второе –
по сведениям исследователей, на «Расстрельный» свозили тела казненных в других местах Абакана и, возможно, убитых на дороге Абакан – Минусинск (одной из практик существовавших издевательств над арестованными и подавления воли, их пешком водили из Абакана на допросы в минусинский НКВД). Получается, трупы захоранивали на острове и должна быть братская могила. И, похоже, далеко не одна.
Третье –
местные жители подсказали нам, что необходимо искать бетонные блоки. Мол, после наводнения 1938 года, когда тела расстрелянных вымыло из захоронений в реку Абакан, погосты укрепили бетонными блоками.
Мы отправились на остров искать ответы на вопросы.
С «Расстрельного» открывается неплохой вид на левый берег Абакана.
По уму, тут вполне мог разместиться функциональный парк или небольшой район социальных учреждений.
Председатель правления «Экологическая палата СФО» Сергей Арехов говорит, что в описках надо исходить из того, что человек – ленивая особь и вряд ли абаканские чекисты далеко водили жертв на казнь. Вероятнее всего, искать необходимо недалеко от берега. Сходу попадем в небольшую ложбинку. На этом месте вполне могли производится казни. И вполне может находиться захоронение. Хотя обычно, судя по практике тех лет, общие погосты старались скрыть деревьями.
Сам остров, хоть и в черте города, вызывает впечатление заброшенного, мертвого. Хотя, судя по всему, люди тут бывают. Находясь на «Расстрельном» возникает ощущение, что вдоль берега все старательно подчищено и уничтожено. Словно каждый, кто окажется здесь, ничего бы не заподозрил. Остров как остров. Ничего не указывает на то, что тут производились казни, расположены массовые захоронения жертв политического террора и вообще, происходило нечто ужасное. На использование в прошлом острова людьми, указывает только намертво вкопанный старый столб из лиственницы.
«Трупы всплывали по весне» Или какие тайны политических репрессий в Хакасии хранит остров «Расстрельный» в Абакане — Интернет-журнал Хакасии «Новый Фокус»
Привлекает внимание еще то, что в конце острова, ближе к мосту, у берега обильные насаждения тополей и очень густой кустарник.
В некоторых местах видны пересохшие ручьи.
Сразу вспоминается дошедшая до наших дней история со всплывшими в реке Абакан трупами казенных политзаключенных весной 1938 года.
В глубине «Расстрельного», ближе к частн6ому сектору района «Мостоотряд», есть небольшой водоем
А кое где кустарник, переплетенный ветками, создает нечто мрачного коридора…
…Уходящего в тупик
Что скрывается под собой непролазный кустарник, можно только предполагать.
Место для отдельного поселка, комплекса социальных учреждений, парка или, скажем, спортивной арены – идеальное. Но отчего то, не нужное.
Особая ценность – полная отрезанность от города и в тоже время совсем небольшая удаленность.
А заехать на Расстрельный, как оказалось, можно. Но далеко, аж от районного центра Белый Яр, по бездорожью.
Исследовав «Расстрельный», мы пришли к выводу, что приговоренных к смерти в годы Большого террора казнили в этом месте. Так палачи смотрели на жертв
А так приговоренные жители Хакасии смотрели на своих убийц. И это, возможно, оказалось последнее, что жертвы политического террора видели в своей жизни.
Массовые захоронения тел убиенных, вероятно, лежат тут, в ложбинке справа от тополей. И, не исключено, что за стеной тополей справа, спрятан еще один ров.
В пользу нашей версии указывает то, что тополя растут полукругом словно по линейке. Их явно сажали тут, чтобы скрыть нечто. Мы считаем, что это место казней и массовые захоронений.
А на обжитом берегу реки Абакан, где в почти до середины прошлого века находился центр города и все административные здания, можно найти сохранившуюся часть пристани.
«Трупы всплывали по весне» Или какие тайны политических репрессий в Хакасии хранит остров «Расстрельный» в Абакане — Интернет-журнал Хакасии «Новый Фокус»
Увы, но обнаружить бетонные блоки нам на острове не удалось. Мы не нашли вообще даже намёка на их наличие. Как выяснилось позже, именно слово «блоки» ввело нас в заблуждение. А массовые захоронения закрывали бетонными «кляксами». Они вполне могли оказаться под слоем земли и, похоже, так и произошло. Выходит, весной у нас есть повод вернуться на остров «Расстрельный» и продолжить поиски. Абакан хранит еще много тайн.
Отдельно, от имени всех и от всей души благодарим Анатолия Анатольевича.
Продолжение следует…
Михаил Афанасьев
«Трупы всплывали по весне» Или какие тайны политрепрессий в Хакасии хранит остров «Расстрельный»
https://youtu.be/k5MbY39c_-0
Кому на Руси жить хорошо? Сталинские репрессии. Формирование мифа "Большой террор"
https://youtu.be/9H-Gz6bLksw
Большой террор. Архивы и исследования. Лекция Олега Хлевнюка
https://youtu.be/8Tv-7Or_LmU
Польское население Краснодарского края и «Большой террор» 1937-1938 гг
https://cyberleninka.ru/article/n/polskoe-naselenie-krasnodarskogo-kraya-i-bolshoy-terror-1937-1938-...