Музей истории Екатеринбурга выпустил методическое пособие об истории политических репрессий 1920–1950-х годов и о значении этого явления в современное время. С помощью него подростки смогут глубже погрузиться в тему, чтобы сформировать собственное мнение о событиях тех лет, особенно о трагичном периоде Большого террора.
Методичка по репрессиям / Фото: пресс-служба Музея истории Екатеринбурга. Все фото с сайта It`s My City https://itsmycity.ru/2020-10-30/muzej-istorii-ekaterinburga-vypustil-metodichku-porepressiyam-vsssr-...
«В пособии, как в пазлах, собраны очень важные моменты. Во-первых, дан исторический контекст. Каждый педагог может в сжатом, емком виде прочитать об истории репрессий, формировании репрессивных органов, этапах реабилитации жертв. Получить системное представление об этих процессах. Эпоха политических репрессий не ограничивается периодом 1920–1930-х годов. Эта история, в том числе за счет работы по реабилитации репрессированных, из прошлого тянется в настоящее», — рассказали в пресс-службе музея.
Пособие создали в рамках исследовательской части проекта «Молчать, нельзя рассказывать», который стартовал в конце 2019 года. В нем участвовали 100 старшеклассников и студентов. Целью проекта было «перевести сухие цифры и факты в человеческие эмоции». Авторы идеи хотели, чтобы школьники смогли прочувствовать тему. В рамках проекта для участников проводили различные мероприятия.
«Студенты и школьники работали с подлинными архивно-следственными делами репрессированных. Участвовали в автобусной аудио-экскурсии „Маршрут памяти“ по местам Екатеринбурга, связанным с темой. Посещали мемориал на 12 километре Московского тракта, где были расстреляны и похоронены люди. Участвовали в иммерсивном спектакле „Дело Филиппа Загурского“, поставленного театром О.С.Т. под руководством Ирины Лядовой на основании реальных исторических материалов», — уточнили в музее.
Подростков разбили на четыре группы: журналистскую (ее участники писали эссе), медиа (создавали лонгриды), арт (отвечали за арт-объекты, картины, серии открыток, комиксы), театральную (создавали театральную постановку, социальный перформанс, иммерсивный спектакль и т. д.). Стараниями участников появились, к примеру, комиксы, а также лонгрид про тюрьму №2 — здание на улице Сони Морозовой, 203, которое в разные времена служило местом спасения и убийства людей.
По итогам всех мероприятий организаторы выяснили, как изменились представления о сталинских репрессиях у подростков. Итоги опроса показали, что число сомневающихся участников сократилось. Подростки после проекта более четко смогли сформировать свое отношение к вопросу. Результаты исследования представлены на графиках с отметками «до» проекта (сверху) и «после» (снизу).
Результаты исследования в графиках / Скриншот Музея истории Екатеринбурга
Организаторы задавали разные морально-этические вопросы, связанные с историей событий тех лет.
Результаты исследования в графиках / Скриншот Музея истории Екатеринбурга
Напомним, накануне екатеринбургские археологи обнаружили новые могилы людей в районе 12-го километра Московского тракта, где расположен мемориальный комплекс памяти жертв политических репрессий. Работы проводились летом 2020 года. It’s My City опубликовал фотографии раскопок, обследования останков и торжественного захоронения, сделанные фотографом Львом Барановым. Снимки прислали из «Уральского Мемориала».
30 октября отмечается День памяти жертв политических репрессий. О том, почему в моду входит одобрение режима Сталина, как преодолеть эту тенденцию, что делается для увековечения памяти репрессированных на Урале и сколько свердловчан пострадали от репрессий, It’s My City рассказала кандидат исторических наук, доцент Светлана Быкова.
Координатор уральского «Мемориала» Анна Пастухова сегодня вышла с одиночным пикетом к бывшему зданию управления НКВД на Ленина, 17 в Екатеринбурге. Она требует увековечить память жертв политических репрессий, расстрелянных в этом доме в 1937–1938 годы.
It’s My City работает в интересах городского сообщества. Если вам важно наличие такого медиа, поддержите нас донатом.Автор: Алексей Лагутин
Изучение эпохи политических репрессий через архивно-следственные дела репрессированных эпохи «Большого террора» 1937–1938 гг. Автор: Юлия Зевако
https://www.dropbox.com/s/5qps9vxp15ytioc/978-5-0051-5232-9.pdf?dl=0&fbclid=IwAR26D9VSfADrIT...
Настроения, представления и мысли подростков об эпохе политических репрессий 1930-1950-х гг.
https://drive.google.com/file/d/1WmMiEroLyaXcjbiiMF64O-CADly61qqX/view
Сложные страницы истории России: методика работы в урочной и внеурочной деятельности
https://youtu.be/Exh3l02pYz0
Изучение эпохи политических репрессий через архивно-следственные дела репрессированных эпохи «Большого террора» 1937–1938 гг.
https://ridero.ru/books/izuchenie_epokhi_politicheskikh_repressii_cherez_arkhivno-sledstvennye_dela_...
Преодоление социальной травмы репрессий 1937-1938 гг. : характеристика исследования и реконструкция на основе источников архивно-следственного дела (на примере А. К. Гампера)
https://cyberleninka.ru/article/n/preodolenie-sotsialnoy-travmy-repressiy-1937-1938-gg-harakteristik...
Стыдные вопросы про 1937 год Что такое Большой террор? Для чего были нужны репрессии? Сталин лично отдавал приказы о расстрелах? https://meduza.io/feature/2017/07/30/stydnye-voprosy-pro-1937-god