Мексика потребовала извинений у Испании за преступления конкистадоров

29.03.2019
 Мексика потребовала извинений у Испании за преступления конкистадоров

Эрнан Кортес. Иллюстрация: Wikipedia. Фото с сайта https://snob.ru/entry/174697


Вечная рана истории. Почему Россия может понять грустную годовщину Мексики

Россия и Мексика переживают похожие травмы — их современная история началась с катастрофы, в которой теперь не отделишь виновников от жертв

К списку извинений, которых страны, народы и сообщества, чувствующие себя жертвами истории, хотят добиться от тех, кого считают виновниками своих страданий и несчастий, на этой неделе добавился еще один примечательный пункт.

Президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор — представитель левой партии «Движение национального возрождения» — сообщил о том, что хочет услышать извинения от Испании и Святого Престола за то насилие, которое обрушили на коренные народы, населявшие территорию Мексики, испанские конкистадоры. Заявление, записанное на фоне пирамиды майя и размещенное в твиттере президента, разошлось по социальным сетям и мировым СМИ.

Испания — по крайней мере, на официальном уровне — предсказуемо отвергла требования извиниться. В правительственном заявлении, распространенном по этому поводу, было сказано, что события, случившиеся много веков назад, нельзя рассматривать в современных морально-политических категориях. Возможно, прозвучавшая в обращении Обрадора фраза о том, что испанцы в Мексике «нарушали то, что сейчас принято называть правами человека», действительно звучит несколько наивно (сложно сказать, кто не нарушал их в XVI веке и кто теперь должен извиняться). Впрочем, и аргументы правительства Испании — «о делах минувшего не судят по нынешним меркам» — в наше время могут быть лишь первым стандартным ходом защиты в любых спорах об исторической вине: где, собственно, проходит граница между «нынешним» и «минувшим»? И потом, «роза пахнет розой», а насилия и убийства остаются насилиями и убийствами, когда бы они ни были совершены. Тем более, что Обрадор не предъявляет Испании или, тем более, Святому Престолу требования каким-то образом возместить потери, нанесенные индейцам нынешней Мексики. Он говорит, что прошлое остается прошлым, но для того, чтобы примирить всех со всеми, хорошо бы услышать слова сожаления от потомков тех, кто приплыл на эту землю с мечом, и от церкви, именем которой совершалось разрушение культуры коренных народов.

И все же само желание подобных извинений — при всей кажущейся наивности подобного хода со стороны левого популиста Обрадора — еще один пример, когда прошлое собственной страны не удается принять из-за травмы, лежащей у основания ее истории. И это чувство, которое в России могут понять, возможно, лучше, чем во многих других странах.

Президент Мексики не случайно разместил свое обращение в 20-х числах марта. Именно на эти дни приходится 500-летие первой крупной битвы между высадившимся в Центральной Америке отрядом Эрнана Кортеса и индейцами Табаско. Результатом этой битвы, проигранной индейцами, стало заключение союза с местными племенами. Они предпочли договориться с испанским завоевателем, а тот с горсткой имевшихся у него солдат не собирался требовать многого от побежденного им народа на краю известного европейцам мира. Среди переданных испанцам даров, кроме золота и хлопковой одежды, оказались 20 индейских наложниц, и в их числе — Малинче. После крещения она стала известна как донья Марина. Малинче была дочерью вождя одного из индейских селений, которая из-за драматической семейной истории с раннего детства попала в рабство в чужое племя. За время своей невольничьей жизни она выучила многие языки, в том числе испанский — подружившись с плененным индейцами священником Иеронимо де Агиляром.

Малинче стала верной наложницей Кортеса — по-видимому, действительно влюбленной в освободившего ее испанца — и незаменимым помощником в осуществлении его замыслов. Во-многом именно помощь доньи Марины как переводчицы, а в некоторых случаях и советчицы, знающей местные обычаи, сделала возможным грандиозное предприятие по покорению империи ацтеков — для коренных жителей это означало насильственное разрушение прежнего государственного строя, значительный разрыв с прежней культурной традицией, а для многих — смерть в результате войн, террора и эпидемий. Та же Малинче была матерью первого сына Эрнана Кортеса — Мартина. Он считается, вероятно, первым метисом, родившимся на территории Мексики. В каком-то почти мифологическом смысле именно с этого союза Эрнана и Малинче (крайне уважаемой и почитаемой испанцами и, наверное, любимой самим Кортесом, хотя в дальнейшем, признав своего сына, он выдал ее замуж за другого испанского дворянина Хуана Харамильо) началась вся история современной Мексики.

В каком-то смысле большевики оказались для России такими же конкистадорами — разрушителями и строителями, сумевшими договориться с частью прежней элиты и встроившими ее на своих условиях в новую систему

500-летие завоевательного похода Кортеса — событие, к которому в Мексике, судя по всему, невозможно относиться нейтрально. Это катастрофа, заложенная в основание ее истории, но при этом — создавшая современную страну. И речь здесь идет не только о материальной культуре — в отличие от английских поселенцев в Северной Америке, испанцы и лично Кортес не стремились и не могли стремиться к полному подавлению и тем более уничтожению индейцев, а, наоборот, включали их в новое общество, обращали в новую веру и делали если не равными себе, то все же обладающими определенными правами в той «Новой Испании», которую строил Кортес на руинах Ацтекской империи. Сами конкистадоры смогли осуществить свой замысел благодаря различным союзам, которые заключали с ними покоренные ацтеками племена в надежде расправиться со своими угнетателями, и само завоевание носило до некоторой степени черты межплеменной войны, в которой испанцы были лишь направляющей силой (некоторые привилегии, которые получили в результате союзные племена, например, Тласкала, твердо соблюдались несколько столетий). Наконец, сожительство Малинче и Кортеса стало первым шагом на пути полноценного перемешивания индейской и испанской расы. Мексика — не полностью, но во многом страна метисов. В такой ситуации решать, кто жертва, а кто виновник, дело безнадежное. Травма буквально растворена в крови. О Кортесе в Мексике предпочитают просто не вспоминать — его останки сейчас покоятся в стенной нише церкви Иисуса Назорея в Мехико за металлической табличкой с именем, датами жизни и фамильным гербом. Фотографировать могилу запрещено. При этом с 1823 по 1947 годы место захоронения держалось в тайне — после получения независимости от Испании в Мексике собирались сжечь его останки на площади, а прежняя могила с богатым мавзолеем была уничтожена.

Эту ситуацию можно было бы считать просто причудливой особенностью истории далекой заокеанской страны. Однако такие отношения с собственным прошлым из-за обстоятельств непреодолимой силы свойственны далеко не только Мексике. Вспомним, например, что в начале истории современной России лежит похожая катастрофа: сплоченная группа прибывших издалека и уверенных в собственной исторической миссии политических авантюристов 100 лет назад точно так же сумела, заключая правильные тактические союзы и используя существующие в стране противоречия, захватить власть, уничтожить прежнюю государственную традицию, а затем заложить на подчиненных землях совершенно новый общественный строй, подавить прежнюю веру и значительно трансформировать культуру страны. 

В каком-то смысле большевики оказались для России такими же конкистадорами — разрушителями и строителями, сумевшими заключить с частью прежней элиты определенное соглашение и встроившими ее на своих условиях в новую систему. Что до Малинче — то таких верных «наложниц» обоего пола в нашей истории хватало в избытке, и нельзя сказать, что у них не было своего понимания правды — как была она и у доньи Марины. Возможно, смешение рас не обязательно понимать буквально, но то, что в разной степени в каждом из нас осталось что-то переданное и привнесенное вместе с большевиками, отрицать сложно (гордиться этим или стыдиться этого — уже другой вопрос). Увы, но в некоторых случаях жертва и виновник неразрывно спаяны в истории и культуре страны в самых узловых моментах истории. И с этим остается только жить.

Правда, статуи нашего Кортеса по-прежнему стоят на главных городских площадях, но это уже другая история.


Автор Станислав Кувалдин

                

                                                                           Ð¡ÐÐžÐ‘                

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика