Фото с сайта https://moment-istini.com/news/repressii-v-sssr-20-30-h-godov-mify-i-fakty.html
С мифами не надо бороться, это бесполезно. Мифы надо развенчивать. Это гораздо более правильно и самое главное объективно.
Недавняя статья про Бутовский полигон вызвала некоторую активность, в том числе и обвинение в необъективности. Что ж, давайте ради объективности посмотрим на похожие ситуации. Причем сразу оговорюсь, я опираюсь только на те факты, которые можно подтвердить или точнее подтвержденные документально. Фантазии многочисленных правозащитников оставляю за скобками.
И еще одна важная оговорка. Каждое государство само определяет свои юридические традиции, или точнее свой подход к праву. Как известно в СССР главным был марксистский подход, в котором право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса. То есть все правовые основы опирались именно на этот постулат, а, следовательно все что делалось на основании законов того времени — законно! Именно из понимания этих оговорок и будем исходить, рассматривая происходившие тогда события.
Подчеркну еще один нюанс, который уже обозначил — все должно быть достоверно и подтверждено! Не абстрактные 20 000 тысяч, а документы. То есть 110 миллионов называемые Солженицыным, более 40 миллионов называемые Поповым — цифры их больного воображения, особенно Солженицына -110 миллионов, заключенных при 198 миллионах населения (на 1941 год) включая младенцев. Кстати это интересный момент, как они подсчитывают количество заключенных. Тут даже статистика отдыхает!
В этом отношении стоит похвалить Мемориал, многочисленные скандалы, связанные с подтасовкой ими количества репрессированных в конце концов, привело их к следующим цифрам: «Таким образом, общее количество людей, подвергнутых политическим репрессиям по индивидуальным обвинениям, по-видимому, составляет 4,7-5 миллионов человек. Из них, по нашим подсчетам, 1,0–1,1 миллиона человек были расстреляны по приговорам различных внесудебных и судебных органов, остальные были направлены в лагеря и колонии, небольшая часть — в ссылку». Обращаю внимание, что это цифра с 1918 по 1987 год! Не верите идите к ним на сайт, там много чего есть. Есть официальные сведения, опубликованные комиссией Академией Наук СССР, работавшей с документами по репрессиям на протяжении нескольких лет начиная с 1989 года. По их данным таковых 2,6 миллиона человек. Напомню так же, население СССР к 1941 году составляло 198 миллионов человек. И еще. В Российской империи перед 1-й мировой войной доля заключенных к общему количеству населения составляла более 1%. А кровавый советский режим по количеству заключенных даже в 1937 году не смог догнать демократические США.
И еще. Как известно, революционер не умеет останавливаться. Это психологическая специфика подобных людей — они всегда должны быть против действующей власти, даже если эту власть они создали сами.
Вспомните события Великой Французской революции — когда после свержения и казни Людовика XVI революционеры радостно и с упоением начали уничтожать друг друга, пока не пришел прагматик с острова Корсика и не навел порядок (правда тоже весьма кровавыми мерами). Из свежих примеров Куба — Че Гевара и Кастро. Первый настоящий революционер — сделал революцию в одном месте, поехал делать в другое.
Да, собственно, и у нас. Посмотрите все те, кто так искренне и беззаветно призывал к разрушению СССР, строил новую Россию, сейчас активно воюют с тем, что сами и построили. Год назад, в мае 2020, я опубликовал статью «Поговорим об этике». Там достаточно подробно разбирались вопросы в том числе мифоформирования, в частности я писал: «Никого не удивило и даже нимало не насторожило то, что на первом этапе разгрома российской государственности к концу 80-х годов ХХ века огромнейшую роль сыграли дети и внуки пострадавших в 30-е годы начальников и „пламенных революционеров“. Факт личной мести своей стране, которую ненавязчиво превращали в „эту страну“ отметался напрочь. Сами „арбатские детки“ хорошо про это молчали, а если кто и цеплял их папаш, то набрасывались всей стаей. Шла волна „покаяния и очищения“ и то, что изнанкой „волны“ было банальнейшее обгаживание и действовал принцип „Вали столбы — заборы сами повалятся“, ощущали не многие.»
Так вот, теперь, когда мы определили стартовые позиции, можно переходить к сути.
То, что нам уже «привычно» выдают за «сталинские репрессии», началось еще задолго до прихода к власти Сталина. Тот же Мемориал признается, что считает с 1917 года. То есть, другими словами, Мемориал нисколько не смущаясь включает в период репрессий и Гражданскую войну: «Датой начала советских репрессий в соответствии с законом „О реабилитации жертв политических репрессий“ является день Октябрьской революции — 25 октября (7 ноября) 1917 года.». Тут, кстати, в контексте разговора стоит пару слов сказать и об этом законе — Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 N 1761–1. Обратите внимание на дату — 18 октября 1991 года! И на первую же фразу закона: «За годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам." Сейчас об этом законе, принятом в угаре борьбы со всем Советским, стараются не вспоминать, однако закон действующий. А вот теперь внимание! Статья 1 этого закона: «Статья 1. Политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.». Специально выделю — «Политическими репрессиями признаются различные меры принуждения — привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными — или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями…». По большому счету эта статья и закон отменяют (входят в противоречие) со статьей 14 УК РФ: «1. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания». А еще по более большему счету, нам прямым текстом говорят, что пресечение любого преступления с этой точки зрения — политическая репрессия! И решение суда совершенно ничего не значит — суды такие же! И вообще — вся Советская власть вне закона! Все!
Но вернемся к сути. Итак, в 1922 году создается «Особое совещание при Коллегии ГПУ», все как-то стыдливо забывают, что инициатива его создания принадлежала Л. Д. Троцкому, была поддержана В. И. Лениным и еще рядом руководителей типа Л. Б. Каменева, Я. Э. Рудзутака, А. И. Рыкова и т. д. То есть пострадавшие от «сталинских репрессий» и ОСО, оказывается эти сами эти ОСО и создали. И Сталин тут совсем не причем. Как интересно. Может стоит вспомнить слова Дантона, сказанные им перед своей казнью: «Это я приказал учредить ваш подлый трибунал — да простят мне Бог и люди!». Революция всегда уничтожает своих детей.
Одной из отправных точек «сталинских репрессий» считают так называемое «Шахтинское дело».
Про Шахтинское дело, обычно пишут, что техническим специалистам, в том числе иностранцам, вменялось ведение в СССР шпионской деятельности и вредительство. Если отбросить всю перестроечную шелуху, накрученную вокруг него, то суть процесса в общем-то простая и понятная, направлено оно было против реально работающей шпионской сети Германии, иностранных концессий и, как сейчас это называется, в поддержку отечественного производителя. Интересно, что за самое жестокое наказание участникам процесса выступали Бухарин, Рыков и Томский, которые к тому моменту активно готовились к смещению Сталина. Кстати, напомню, председателем Главного комитета по концессиям (Главконцесском) был Л. Д. Троцкий, которого сняли с этой должности только в конце 1927 года. Таким образом подоплека этого дела гораздо глубже.
Если реально рассматривать процессы Промпартии, Трудовой крестьянской партии, Союзного бюро меньшевиков и т. д. то можно заметить, что это все не что иное как обычная внутрипартийная борьба. Обратите внимание — внутрипартийная! Репрессированные сами во время революции, гражданской войны и коллективизации отнюдь не отличались «ангельским» нравом и за каждым из них сотни и тысячи, за частую, действительно, невиновных людей! Воспринимайте как хотите, но мне этих пламенных революционеров совершенно не жалко — они просто получили свое! Даже с раскулачиванием все не так просто.
Ну и самое главное для понимания — сведение бытовых счетов, это не дело Сталина, это дело обычных людей — тех, кто писал эти тысячи доносов! Но перейдем к захоронениям. Мне в комментариях назвали два — Сандармох и Левашевская пустынь.
Начнем с Сандармоха. Согласно сведениям мемориала: «Сандармох является одним из самых больших и известных захоронений жертв сталинских репрессий». Действительно в отличии от Бутовского полигона в Сандармохском урочище действительно найдено больше двухсот братских могил. Вскрыты из них только пять. Больше никаких действий не производилось. Количество захороненных жертв варьируется от 3,5 до 11,5 тысяч. Документы (и то весьма неоднозначные) говорят о расстреле и захоронении 1111 человек из так называемого «первого соловецкого этапа». Все больше никаких документальных подтверждений нет. Однако есть данные о том, что в этих же местах во время Великой Отечественной войны находились финские лагеря в которых содержались несколько тысяч советских военнопленных и смертность среди них (по данным финской стороны) доходила до 100%. А теперь факты. Российским военно-историческим общество в урочище Сандармох были проведены раскопки, в которых принимали участие 90-й отдельный специальный батальон Западного военного округа, Союз поисковых отрядов Карелии и ярославский поисковый отряд «Высота -76». Раскопки проводились под наблюдением сотрудников полиции, Следственного Комитета России и научного сотрудника Института археологии РАН. Позволю себе прямую цитату: «экспедициями РВИО, проведенным в 2018 и 2019 гг. С помощью поисковых щупов было выяснено, что 211 братских могил пусты, то есть в 60% могил никто не похоронен. Таким образом, данные поисковой работы подтверждают захоронение в Сандармохе 1500–2000 человек, но никак не 11,5 тысяч. Эти данные примерно совпадают и с архивным подтверждением захоронения в урочище 1111 человек из первого соловецкого этапа». Данные РВИО подтвержденные документами не сложно отыскать. Вот что говорит об этом Юрий Никифоров, начальник научного отдела РВИО: «Очевидно, что результаты экспедиции РВИО 2019 года дали целый ряд подтверждений того, что в районе Сандармоха могут быть захоронены и советские граждане, погибшие не в результате репрессий 1937–1938 годов, а в период Великой Отечественной войны, прежде всего, в годы оккупации этого района финскими войсками». С этим очень сложно не согласиться, так как у них, в отличии от мемориала, факты.
Левашовская пустошь. Тут все гораздо сложнее. То, что на Левашовском кладбище есть захоронения расстрелянных в годы репрессий людей сомнения не вызывают. Вызывают сомнения цифры, которые приводят — 45 тысяч. Это данные мемориала. По данным УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, на Левашовской пустоши захоронено 19 450 человек. Не знаю кто как, но цифрам ФСБ я доверяю больше, они же, кстати из этого числа отдельно выделяют цифру в 8000 человек, расстрелянных в «годы большого террора».
В очередной раз хочу обратить внимание вот на что — никто не отрицает что в то время существовали репрессии, больше того, никто не говорит о том, что в ходе этих репрессий не было невинно пострадавших! Я акцентирую внимание на том, что те цифры, которыми нас пичкают уже больше 30 лет не подтверждаются документально. Что большая часть репрессированных, это те самые люди, которые развязали в свое время революцию и красный террор. Что доносы друг на друга писали не сотрудники ОГПУ-НКВД, а обычные люди, зачастую просто из чувства мести.
История требует к себе чуткого и честного отношения. Вольное обращение с ней последние 30 лет привело к тому, что правда покрыта большим слоем вранья и фальсификаций, причем вранье и фальсификации создавали те люди, которые вполне хорошо себя чувствуют сейчас за пределами нашей Родины.
И закончу на сегодня цитатой самого себя: «Наверное, „дети Арбата“ любили своих отцов, больше чем мы своих. Они сумели отмыть, а то и отвоевать их доброе имя, тогда как мы в неразумии и горячности пылко плевали на дело и имя своих отцов. Борьба со „сталинщиной“ велась с размахом. На первом этапе ее доказывалось, что плохие коммунисты — резали коммунистов хороших. На втором — зарезанные превращались уже в социал-демократов, приближалась борьба с „ленинщиной и марксовщиной“. На третьем — „невинно убиенные“ стали вообще антикоммунистами, сторонниками чего-то с чьим-то лицом и общечеловеческих ценностей. Когда и как они эти ценности приобрести исхитрились, если сами были весьма умелыми мясниками — загадка для простачков».
Информационный портал Момент Истины является открытой дискуссионной площадкой. Мнение колумнистов и приглашенных гостей студии может не совпадать с позицией Редакции.
Автор материала МЕЛЬНИКОВ АНТОН. Кандидат психологических наук, член Союза Писателей России, Московской организации. Мастер спорта по автоспорту, обладатель Кубка России, неоднократный призер этапов Кубка мира, Чемпионата России, Кубка России.
Редактор: Островский Николай
По теме
История. Масштабы сталинских репрессий: миф и правда https://topwar.ru/178958-masshtaby-stalinskih-repressij-mif-i-pravda.html
Православный журнал "Фома". 9 самых частых вопросов о политических репрессиях https://foma.ru/9-samyih-chastyih-voprosov-o-politicheskih-repressiyah.html