фото с сайта https://cyrillitsa.ru/past/132201-kak-russkaya-inkviziciya-borolas-s-k.html
Сегодня Белгородскую область нередко называют «Святым Белогорьем» — за огромное количество храмов, монастырей и других православных достопримечательностей, которые имеются на этой земле. Но так было далеко не всегда. Еще и сегодня в деревнях Белгородчины можно услышать рассказы стариков о ведьмах, колдунах, проклятых местах и прочей чертовщине, что творилась (а то и творится) здесь. И неудивительно — ведь долгое время Белгородская губерния считалась проклятым местом и пристанищем нечистой силы.
Охота на ведьм
Хотя православная церковь, в отличие от католических собратьев, в плане инквизиции никогда не лютовала, с «волхвами и волшбой» здесь также боролись. Один из первых официальных документов — это наказ царя Алексея Михайловича белгородскому воеводе Тимофею Бутурлину от 1648 года. В нем государь повелевал нещадно бить батогами тех, кто «в городех и уездах бывают со многим чародейством и волхвованием, и многих людей тем своим чародейством прельщают».
Судя по всему, проблема ведовства остро стояла именно на Белгородчине и решена так и не была. Потому как в 1653 году последовал еще ряд указов — теперь уже более жестоких. Людей, уличенных в колдовстве трижды, повелевалось «сжигать в срубах», а их дома и имущество предавать разграблению. Если верить трудам А. Крупенкова, историка и краеведа Белгородской области, то подобные явления не имели массового характера — как в случае с инквизицией в Европе. Но документы о судах над крестьянами, обвиняемыми в ведьмовстве и ворожбе, в губернских архивах сохранились — в основном они относятся к XVII—XVIII векам.
«Украинный край»
Следует сказать, что во времена Алексея Михайловича Белгородский разряд (аналог губернии) был довольно обширным и включал территории нынешних Орловской, Курской, Белгородской, Сумской, Харьковской и Воронежской областей. Многие из этих земель лишь недавно были присоединены к Московскому царству и регулярно подвергались набегам со стороны татар и Речи Посполитой. Те пытались сделать регион подвассальным, в том числе и насаждением своей религии. Именно с этим явлением активно боролась Русская Православная церковь, а потому и указы были соответствующие. Причем к колдовству в ту пору причисляли абсолютно безобидные сейчас вещи, как, например, скоморошничество. А чтобы прослыть идолопоклонником, достаточно было не ходить регулярно в церковь.
Свою лепту в общую неблагонадежность региона вносили и те, кого ссылали в «украинный край» (то есть на окраину государства) из центральных уездов — в том числе и по обвинению в колдовстве. Так, сохранился указ Анны Иоанновны 1752 года в отношении некой Марфы Королевой, которая «портила господина и госпожу свою волшебством», — сжечь. Для этого ее отправили именно в Белгородскую губернию «для учинения с нею по указу». И, скорее всего, «учинили» — других документов в отношении этой особы не сохранилось.
По теме:
ПРАВОСЛАВНАЯ ИНКВИЗИЦИЯ В РОССИИ. Ефим Федорович Грекулов http://protatar.narod.ru/Kitaplar/EFGrekulov/RussianChurchInquisit.html
«Инквизиция (самосуд) русской православной церкви». А. М. Смирнов https://cyberleninka.ru/article/n/inkvizitsiya-samosud-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi
Русская инквизиция - о чём не любят вспоминать в РПЦ https://zen.yandex.ru/media/id/5dc980da08ffd321245c009c/russkaia-inkviziciia-o-chem-ne-liubiat-vspominat-v-rpc-5e52fe7ee1f3c67ff239471d
Особенности национальной охоты на ведьм. Сергей Простаков https://zona.media/article/2015/02/13/autodafe