Мавзолеи

27.10.2015
Мавзолеи

1. Мавзолей в Галикарнасе

Галикарнасский мавзолей — надгробный памятник карийского правителя Мавсола. Он был сооружён в середине IV века до н. э. по приказу его супруги Артемисии III в Галикарнасе, современном Бодруме, (Турция), одно из античных чудес света. Как сооружение он являлся сложным сочетанием династического памятника Гекатомнидов, героона и усыпальницы Мавсола.



Сооружение Мавзолея началось ещё до погибели Мавсола в 359 г. до н. э. и, согласно сообщениям античных авторов, управлялось его женой Артемисией. Для проектирования Мавзолея она пригласила греческих архитекторов Сатира и Пифея, и наиболее прославленных скульпторов того времени — Леохара, Скопаса (работы которого украшали также и второй Храм Артемиды в Эфесе), Бриаксида и Тимофея.

Архитектура Мавзолея необычна для греческой архитектуры того времени: если классические эллинские храмы в плане прямоугольны и их высота не превышает длины фасада, то Мавзолей в плане почти квадратен, и его высота значительно превышала сторону основания. Скульптурное убранство включало три скульптурных фриза и по меньшей мере 330 статуй (скульптурные группы на ступенях цоколя, гигантские статуи представителей династии в проемах колоннады, колесница на вершине пирамиды, акротерии). Композиция и оформление Мавзолея были направлены на демонстрацию легитимности и преемственности власти Гекатомнидов в сложных политических условиях Карии IV в. до н. э.



Галикарнас находился на берегу моря, в опоясанной горами полукруглой котловине. На почти прямой линии побережья располагалась гавань, куда прибывало множество кораблей из разных уголков Средиземноморья и Причерноморья. Недалеко от гавани раскинулась рыночная площадь, где торговали товарами, привезенными из разных стран. Далее, в сторону гор, стояли жилые дома. Главная улица Галикарнаса полого поднималась вверх. Гробница Мавсола возвышалась посередине главной улицы. Выше ее на склоне горы стоял храм бога войны Ареса. Справа на склоне горы находилось святилище Афродиты и Гермеса.



Мавзолей простоял 19 веков. В XIII веке он рухнул от сильного землетрясения, а в 1522 г. остатки Мавзолея были разобраны рыцарями-иоаннитами на строительство крепости св. Петра. В 1846 году развалины исследовала экспедиция Британского музея под руководством Чарльза Томаса Ньютона. По итогам исследований было составлено несколько вариантов реконструкции первоначального облика.

2. Мавзолей Теодориха

Мавзолей Теодориха Великого — мавзолей в предместье Равенны, который король остготов Теодорих построил в 520 году.

Мавзолей построен из истрийского известняка. Местом для строительства мавзолея было выбрано уже существовавшее за пределами Равенны кладбище готов. Венчает сооружение десятиметровый купол, вытесанный из цельного 300-тонного камня. Поскольку средств поднять столь тяжелую плиту у готов не было, мавзолей был засыпан землей по самый верх, после чего купол путем втаскивания поместили на место, а землю удалили. 



С переходом Равенны под власть Юстиниана тело Теодориха было вынесено из мавзолея, а сам он обращён в часовню. Порфирный саркофаг готского властителя ныне пустует. 

Мавзолей имеет два яруса: на верхнем расположен саркофаг Теодориха, а нижний предназначался для захоронения членов его семьи или являлся капеллой для заупокойных богослужений.



Нижний ярус мавзолея имеет десять граней, выделенных нишами с полукруглыми арками. В одной из ниш расположен вход в мавзолей. Внутреннее помещение яруса построено в форме креста. Свет попадает внутрь через шесть небольших окон, расположенных по периметру. Верхний ярус имеет меньший диаметр и также выполнен в форме десятигранника, переходящего в кольцевую часть на которую опирается купол. Верх периметра второго яруса украшен фризом.

Монолитный купол украшен двенадцатью каменными «скобами», которые вероятно несут не только декоративную функцию, но и использовались для транспортировки и установки купола. На торце «скоб» вырезаны имена двенадцати апостолов. Под куполом видны следы мозаичного креста, некогда осенявшего верхний ярус.

3. Мавзолей Ленина

Мавзолей В. И. Ленина — памятник-усыпальница на Красной площади у Кремлёвской стены в Москве.



Владимир Ильич Ленин, советский политический и государственный деятель, скончался 21 января 1924 года. Идея не захоронить тело Ленина, а сохранить его и поместить в саркофаг, возникла в среде рабочих и рядовых членов большевистской партии, которые направили многочисленные телеграммы и письма об этом руководству Советской России. Официально это предложение озвучил М. И. Калинин. 

Выбор места под будущий склеп для захоронения В. И. Ленина на Красной площади возле Кремлёвской стены был предопределён тем, что ещё при его жизни это место фактически стало главным некрополем Советского государства.



Первый временный деревянный Мавзолей был возведён ко дню похорон Ленина (27 января 1924) по проекту академика А. В. Щусева. Согласно проекту, сооружение должно было состоять из трёх основных частей — массивного стилобата кубической формы, среднего яруса с геометрическими ступенями и вертикального завершения — высокого монумента в виде четырёх колонн, перекрытых антаблементом. Из-за сжатых сроков строительства и конструктивных затруднений мавзолей остался недостроенным — возвели лишь нижний и средний ярусы. По бокам от сооружения выстроили небольшие кубические вестибюли для входа и выхода. Первый мавзолей простоял лишь до весны 1924 года.



В процессе эскизирования второго деревянного мавзолея А. В. Щусев вновь экспериментировал с идеей завершения сооружения различного вида и высоты колоннами, пока в окончательном проекте колоннада не превратилась в верхний ярус ступенчатого сооружения. Во втором мавзолее Щусев применил композиционные приёмы и упрощенные формы ордерной архитектуры (пилястры, колонны и др.); к ступенчатому объёму с двух сторон были пристроены трибуны. Первоначальный проект саркофага был признан технически трудным и архитектор К. С. Мельников в течение месяца разработал и представил восемь новых вариантов. Один из них был утверждён, а затем и реализован в кратчайшие сроки под наблюдением самого автора. Этот саркофаг стоял в мавзолее вплоть до окончания Великой Отечественной войны.

Лаконичные формы второго Мавзолея были использованы при проектировании третьего, ныне существующего варианта из железобетона, с кирпичными стенами и облицовкой гранитом, с отделкой мрамором, лабрадором и малиновым кварцитом (порфиром) (1929—1930, по проекту А. В. Щусева с коллективом авторов). Внутри здания находятся вестибюль и траурный зал, оформленный И. И. Нивинским, площадью 100 м²; напротив главного входа установлен герб СССР, выполненный И. Д. Шадром. В 1930 году по сторонам Мавзолея были возведены новые гостевые трибуны (архитектор И. А. Француз), оформлены могилы у Кремлёвской стены.



В 1945 году при новом оформлении интерьера Мавзолея, саркофаг конструкции К. С. Мельникова был заменён саркофагом, выполненным по проекту А. В. Щусева и скульптора Б. И. Яковлева. Основная причина замены — неудачный угол наклона стёкол саркофага, вызывающий блики. В 1953—1961 в мавзолее находилось также тело И. В. Сталина, а мавзолей назывался «Мавзолей В. И. Ленина и И. В. Сталина». До тех пор, пока не была найдена гранитная плита подходящего (уникально большого — 60-тонный лабрадоритовый монолит из Головинского карьера Житомирской области) размера, на уже установленной гранитной плите в 1953 г. поверх надписи «Ленин» были нанесены краской надписи «Ленин» и «Сталин». По свидетельствам очевидцев, в сильные морозы старая надпись инеем «проступала» сквозь надписи, нанесенные поверх неё. В 1958 г. плита была заменена на плиту с расположенными друг над другом надписями: «ЛЕНИН» и «СТАЛИН». В 1963 г. гранитная плита с именем Ленина была возвращена на своё первоначальное место. Одновременно с похоронами И. В. Сталина было принято неосуществлённое постановление о будущем переносе саркофагов обоих вождей в Пантеон.



В 1973 установлен пуленепробиваемый саркофаг (главный конструктор Н. А. Мызин, скульптор Н. В. Томский).

4. Мавзолей Хо Ши Мина

Мавзолей Хо Ши Мина — усыпальница первого президента Северного Вьетнама Хо Ши Мина. Архитектурный мемориал находится в Ханое, Вьетнам, на площади Бадинь, на месте, где 2 сентября 1945 года Хо Ши Мином была провозглашена независимость Вьетнама.



Мавзолей входит в архитектурный ансамбль мавзолея Президента Хо Ши Мина, на территории которого находятся также дом на сваях Хо Ши Мина и музей Хо Ши Мина. Также на территории ансамбля находится тысячелетняя Пагода на одном столбе (пагода Моткот).

Хо Ши Мин скончался 2 сентября 1969 года и завещал кремировать себя, развеяв прах над Вьетнамом. Но его преемник Ле Зуан принял иное решение. Первоначально забальзамированное тело Хо Ши Мина находилось в секретном месте, чтобы сохранить его от американских бомбардировок в ходе Вьетнамской войны, а после выхода США из войны в 1973 году началось строительство мавзолея. Главным его архитектором был знаменитый советский архитектор Гарольд Исакович.



Мавзолей квадратной формы имеет 21,6 м в высоту и 41,2 м в ширину. Перед ним расположена ступенчатая трибуна. Вокруг мавзолея разбит сад, где произрастает около 250 видов флоры из различных районов Вьетнама. Тело Хо Ши Мина находится в центральном зале в стеклянном гробу. Внутри строго запрещено фотографировать.

5. Мавзолей Мао Цзэдуна

Мавзолей Мао Цзэдуна — мавзолей одного из основателей и многолетнего руководителя КПК и КНР Мао Цзэдуна. Построен в 1976−77 годах в центральной части площади Тяньаньмэнь в Пекине к югу от памятника Народным Героям. 



Мао Дзэдун умер в сентябре 1976 года, и уже спустя два месяца после его смерти началось строительство усыпальницы. Добровольцы, организовавшие постройку здания, объединялись в трудовые отряды и бригады, делили между собой обязанности и организовывали трудовой процесс. Мавзолей был построен в августе 1977 года, а церемония открытия была назначена на 9 сентября, день смерти Дзэдуна.

Сам мавзолей построен таким образом, чтобы был виден отовсюду в Пекине. Над входом в усыпальницу висит мраморная белая доска, на которой написано, что это — «Дом памяти председателя». Крыша мавзолея сделана в традиционном китайском «пагодном» стиле и окрашена в красный цвет. Её подпирают 44 колонны восьмигранной формы, состоящие из желтого гранита — фуцзянского.

Мемориальный комплекс имеет протяженность с севера на юг 260 метров и с востока на запад 220 метров, занимая площадь в 57 200 м², а сооружения занимают площадь 33 867 м². Главное здание мемориала имеет длину и ширину 105,5 м и высоту 33,6 м. Площадь этого здания составляет более 20 000 м². 



Мавзолей разбит на несколько залов. В центре Северного зала расположена мраморная статуя председателя Мао, высотой 3,45 м. На стенах изображена гравюра Сюй Куана «Родина», длиной 23,74 метра и высотой 6,6 метра. На стеклянном потолке расположено 110 источников света. Зал вмещает 700 человек.

В центре зала посетителей в хрустальном гробу лежат останки председателя Мао Цзэдуна, одетого в серый костюм и покрытого китайским ярко-красным коммунистическим флагом. Основание хрустального гроба изготовлено из черного гранита. На входе в зал, на белых мраморных стенах, изображены 17 позолоченных иероглифов «伟大的领袖和导师毛泽东主席永垂不朽" («Вечная память великому вождю и учителю, Председателю Мао Цзэдуну»).

Зал революционных достижений посвящен памяти Мао Цзэдуна, Чжоу Эньлаю, Лю Шаоци, Чжу Дэ, Дэн Сяопину, Чэнь Юню и другим пролетарским революционерам. В зале выставлены экспонаты и артефакты, документы, фотографии, письма и картины, повествующие о истории Коммунистической партии Китая. 

6. Мавзолей Че Гевары

Мавзолей Че Гевары — мемориальный комплекс, располагающийся на Плаза-Революсьон на Авеню де Лос Десфилес, в километре от центра города Санта-Клара на Кубе. Открыт 28 декабря 1988 года в честь 30-летия битвы за Санту-Клару. В мемориальный комплекс входят музей и мавзолей Эрнесто Че Гевары. Центром архитектурной композиции является памятник Че Геваре, и 4 стелы с изречениями и барельефами, изображающими сцены боя. Под памятником — музей, где представлены личные вещи Че и экспонаты, рассказывающие о его жизни и революционных идеях. В мавзолее покоятся останки Че Гевары и его 29 товарищей, убитых в 1967 году в Боливии, при попытке организации вооружённого восстания.



Работы над возведением комплекса начались в 1982 году. Строительство планировалось с учётом выгодного расположения комплекса на холме, с видом на город Санта-Клара, к тому же именно здесь, в 270 км к востоку от Гаваны, команданте Че одержал свою самую громкую победу: битва за Санта-Клару стала последним и решающим сражением Кубинской революции.

Проект комплекса был разработан архитекторами Хорхе Као Кампосом, Бланка Эрнадесом и Жозе Рамоном Линаресом, вместе со скульпторами Жозе де Лазаро Бенкомо и Жозе Делларой. Комплекс строился силами пятисот тысяч кубинских волонтёров, в сотрудничестве с опытными ремесленниками.

В архитектуре комплекса отображены многие аспекты из жизни Че Гевары, содержащие символическое значение. Например, 7-метровая бронзовая статуя Че на 15-метровом гранитном пьедестале ориентирована на 190 градусов, указывая на место гибели Че Гевары. Итоговая высота памятника составляет 22 метра. Че Гевара одет в потертую кожаную куртку и держит в опущенной руке автомат. На постаменте надпись «Hasta la victoria siempre». Памятник окружён барельефами, воспроизводящими славные страницы биографии знаменитого революционера. 



Комплекс представляет собой большую площадь, на которой находится стела с памятником Че Геваре, под ним мавзолей и музей, напротив памятника расположены большие щиты с цитатами Фиделя Кастро и девизом Че: «Всегда до победы!».

Рядом находится ещё один скульптурный комплекс — «Атака на бронепоезд», посвящённый эпизоду битвы за Санта-Клару, когда Че Гевара использовал тракторы сельскохозяйственного факультета местного университета, чтобы поднять железнодорожные рельсы. Благодаря этому, бронепоезд, вывозивший войска с холма Капиро, сошёл с рельсов, и находившиеся в нём офицеры запросили перемирия. Обе композиции выполнены известным кубинским художником Хосе Деллара.

В ноябре 1995 года отставной боливийский генерал Марио Варгас, некогда участник боев с отрядом Че Гевары, свидетель казни и захоронения, раскрыл место захоронения группы Че, под взлётно-посадочной полосой около Вальегранде в Боливии. Правительство Кубы обратилось к президенту Боливии Гонсало Санчесу де Лосаде с просьбой провести раскопки, и два года с помощью техники, археологов и антропологов разрывали взлетно-посадочные полосы расширившегося за 30 лет аэродрома. Ломали наземные постройки, копали вслепую, но планомерно и методично, и через полтора года нашли несколько трупов, у одного из которых отсутствовали кисти рук. Экспертиза подтвердила, что это останки Че Гевары.

17 октября 1997 года в канун открытия V съезда Коммунистической партии Кубы состоялась церемония погребения тел героев в мавзолее с воинскими почестями. Был объявлен недельный траур. 7 гробов из полированного дерева были погружены на борта лафетов военных джипов. Автоколонна проехала через всю Гавану, с сопровождением нескольких сотен тысяч людей, а затем дошла до Санта-Клары. Когда гробы были выгружены из лафетов, хор школьников исполнил элегию Карлоса Пуэбло «Hasta Siempre». Затем Фидель Кастро произнёс речь. После речи последовал залп из двадцати одного пушечного выстрела в Санта-Кларе и Гаване, салют и сирены воздушной тревоги по всей Кубе. Вечный огонь у монумента зажег лично Фидель Кастро.

7. Кымсусанский мемориальный дворец Солнца

Мавзолей Ким Ир Сена и Ким Чен Ира (официальное название — Кымсусанский мемориальный дворец Солнца) — усыпальница Ким Ир Сена и Ким Чен Ира. Располагается на северо-востоке Пхеньяна. Напротив мавзолея, на горе Тэсон находится Мемориальное кладбище революционеров, на котором похоронена Ким Чен Сук, жена Ким Ир Сена и мать Ким Чен Ира. Вместе мавзолей и кладбище составляют единый комплекс.



При жизни Ким Ир Сена во дворце располагалась его резиденция. После его смерти по приказу Ким Чен Ира здание было переоборудовано в мавзолей Ким Ир Сена. Тело Ким Ир Сена лежит в открытом саркофаге. 29 декабря 2011 года в мавзолей было помещено тело Ким Чен Ира.



16 февраля 2012 года в честь 70-летия со дня рождения Ким Чен Ира переименован в Кымсусанский дворец Солнца.



Допуск в мавзолей иностранцев осуществляется только в ходе туристических поездок. Запрещено фотографировать тела умерших правителей КНДР, громко разговаривать. Установленный дресс-код предусматривает наличие достойной одежды с неяркой расцветкой.

Смотри также

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика