Какой бы ни случился праздник, мы всегда желаем друг другу счастья, здоровья и долголетия. Эта тема настолько интересна обществу, что и в Национальном проекте «Демография» заявлены цифры увеличения продолжительности жизни. И все равно мы живем коротко. Некоторых людей «всерьез и надолго» волнует этот вопрос: они впитывают информацию о секретах сохранения здоровья и продления своей жизни. При расспросах долгожителей фокусируют внимание на многих вещах: питании, вредных привычках, роде занятий, редко – сведениях о семье. А может быть, дело еще и в чем-то ином? Об этом размышляет кандидат медицинских наук Елена Харченко, председатель Алтайского отделения Общества православных врачей.
В контексте этой темы разрешите привести реальный случай. Мы вдвоем с мужем идем по далеко не центральной улице нашего города. Навстречу идет группа молодых мужчин из Средней Азии, вдруг один отделяется, стремительно подходит к мужу, быстро кланяется, что-то говорит и... взяв кисть его руки, целует, а затем догоняет своих товарищей. Мы были ошеломлены не столько стремительностью события, сколько его содержанием: такое яркое проявление почтения к возрасту седовласого мужчины. Были и раньше случаи проявления уважительного отношения восточных людей к старшим по возрасту, но поразил и запомнился именно этот.
Христианская нравственность давно дает твердый ответ на этот, казалось бы, медицинский вопрос. Он сформулирован в виде пятой заповеди Закона Божия: чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли (Исх.20.12). Это единственный закон, в котором Бог обещает за его исполнение блага на земле: за почитание родителей – благополучие в жизни и долголетие.
Как-то известному современному миссионеру протоиерею Олегу Стеняеву задали вопрос о том, почему так происходит, что такой-то столько сотворил зла на земле, а Бог даровал ему долгую жизнь. Ответ священника: вероятнее всего, он был хорошим сыном своих родителей, за это Господь дарует долгую жизнь на земле. А за то, как он прожил жизнь, он может пребывать в аду.
Все мы знаем из жизненного опыта, что нам очень естественно и легко любить своих детей, особенно малышей; труднее - любить жену/мужа, родных, близких; еще труднее – родителей, особенно когда они становятся немощными и больными. Но Таинство Исповеди может преобразить человека: покаявшись в грехе раздражительности, брезгливости, печали в отношении стариков, при вразумлении батюшки о том, что исполнение пятой заповеди – это главное дело твоего периода жизни, оно даст счастье. И вдруг сила Божья просветляет ум и очищает сердце, наполняет его радостью; не образно, а буквально наступает весна в душе – обновляются душевные силы. И ты «летишь» к своим отцу и матери.
Слава Богу, что это происходит и с неверующими людьми. Мой знакомый, крупный бизнесмен 90-х годов, в свое время излагал теорию о том, что родители – это увядающая природа, «листопад». Шло время, которое его серьезно потрепало. Сейчас на расстоянии нескольких тысяч километров от своих родителей он беспокоится о состоянии их здоровья, часто беседует по телефону, оказывает помощь в нуждах, созванивается с близким окружением его стариков, просит устроить в больницу, помочь то в одном, то в другом, явно переживая, что не может это сделать лично. Так все же этот закон заложен в нашем сердце и по отношению к родителям: рано или поздно, но просыпается человеческая совесть, содрогается порочное сердце, просветляется омраченный ум, увлажняются глаза, губы шепчут молитвы.
Но встречаются и циничные реплики: «Я не просил(а) меня рожать», «Нечего меня упрекать в том, что я должна им – ничего не должна, они это сделали для себя». Во-первых, это хамство, проявление греха Хама (Быт.9.18-29). Во-вторых, в этом случае наиболее ярко проявляется основная причина неуважения и непочитания родителей: эти люди не ценят свою жизнь как явление. Если бы они ощутили жизнь как великий дар, который они получили через родителей от Бога, если бы они знали, что родители – икона Бога, то были бы безмерно благодарны им, прощали бы им все старческие капризы, не помнили бы обид детства, ценили бы каждый день общения.
Пока живы наши родители, нам надо почитать их, а это значит навещать и общаться, заботиться и помогать, слушаться и поддерживать их старость, ухаживать за ними, если они больны. Но если они уже умерли, то помнить, что наши любовь, внимание, забота и попечение должны продолжаться и за гробом. У Бога все живы, и они ждут нашей помощи: погребение по-христиански, поминовение усопших молитвами дома и в церкви (панихиды, записки о упокоении души, чтение Псалтири), милостыни и пожертвования в церкви. Мы все у гроба своих родителей давали обещание вечной памяти, а это означает, что мы обещали творить дела любви.
Зачастую подают одну-две записки о родных, а то и единственную – неполную. Печально! Составляйте свою родословную, изучайте, расспрашивайте о своих предках, пока живо еще старшее поколение, передавайте детям наказ молиться о них всех. В любой семье можно найти до 40-50 имен своих родных. Молитесь за весь род. Они все ждут от вас помощи, а это и есть исполнение Пятой заповеди. Милосердие Божие не прекращается и после смерти человека. Но и умершие помогают нам. Говорят, что в каждом русском роде обязательно есть святой человек, который и о вас молится. Кто это? Молитесь, и тогда вы исполните другой Христов закон: друг друга тяготы́ носите.
Радоница – особенный день Пасхального праздника, день счастья помолиться в храме, когда после литургии совершается полная панихида с пасхальными песнопениями, а затем посетить могилы, на которых следует помолиться семьей о почивших. Не упускайте этой благодатной возможности помощи нашим родителям – в ней заключена сила вашего рода, ваше личное долголетие, устроение вашей жизни, семьи, детей, работы, иначе говоря, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли.
Автор Елена ХАРЧЕНКО
Публикация сайта Алтайского отделения Общества православных врачей