Фото с сайта https://forbes.kz/process/medicine/terminalnyie_investitsii_pochemu_biznes_ne_idet_k_neizlechimo_bolnyim/
Может ли бизнес участвовать в оказании паллиативной помощи и как заинтересовать инвесторов
Помощь больным в терминальной стадии – пожалуй самое социальное направление медицины. Также принято считать, что в процессе оказания паллиативной помощи не используется дорогостоящая медицинская техника или лекарственные средства (по крайней мере свободного обращения). В результате формируется стереотип: паллиатив – обязанность и вотчина государства, не представляющая коммерческого интереса.
И всё же сложившийся дефицит, скудное финансирование и низкий приоритет паллиативной помощи указывают на то, что государство нуждается в партнёрах. Партнёр из гражданского сектора уже есть, в лице Казахстанской ассоциации паллиативной помощи и её президента Гульнары Кунировой.Однако остаётся открытым вопрос ресурсовооружённых бизнес-партнёров. И здесь возникают сложности.
В первую очередь, неясен объём рынка.
Фактические расходы на паллиативную помощь достаточно полно учтены по направлениям онкологии и туберкулёза. Но по ряду других направлений финансовые данные получить довольно затруднительно. Записи баз данных здравоохранения также не дают даже приблизительной картины по вопросу паллиативной помощи. Это связано с несколькими факторами. Так, зачастую пациенты госпитализируются либо с кодом основного заболевания (без указания кода паллиативной помощи), либо с произвольным кодом, соответствующим профилю имеющейся в наличии свободной койки (поскольку в РК всего 41 паллиативная койка, а больницы не получают специальное финансирование на цели оказания паллиативной помощи).
В связи с описанной ситуацией, структура паллиативных больных неизвестна: регистрация случаев происходит либо только по коду основного заболевания, и тогда они не учитываются как паллиативные, либо по коду паллиативной помощи, и тогда невозможно понять, каков основной диагноз, приведший к паллиативу.
Для решения этой проблемы необходимо введение двойного кодирования с одновременным указанием кодов МКБ как паллиативной помощи, так и основного заболевания.
Есть и другая сторона проблемы. Представим абстрактную детскую больницу. На каких койках пребывают дети с поражениями центральной нервной системы в терминальной стадии / в коме, если паллиативные койки не предусмотрены (как это бывает в большинстве случаев)? В основном такие пациенты годами занимают реанимационные койки. Это снижает доступность реанимации для остальных пациентов и серьёзно обременяет бюджет больницы, ведь соответствующих тарифов не существует. Ежегодно содержание 10 таких коек требует до 1 млрд тенге, при условии соблюдения всех стандартов лечения, своевременной замены одноразовых медицинских изделий и т.д. Этот факт развеивает миф о дешевизне паллиативной помощи и свидетельствует о недооценённости как фактических расходов, так и потребности в финансировании.
Второй глобальный вопрос - отсутствие чётких правил игры. Существует несколько организационных форм: хоспис, отделение паллиативной помощи в рамках многопрофильной больницы или специализированного стационара, мобильные бригады.
Хоспис или самостоятельное юридическое лицо, оказывающее только паллиативную помощь, требует оснащения кислородом, подъёмниками и устройствами для транспортировки, реанимационного блока и так далее. При этом сроки и надёжность возврата инвестиций неясны, а государственные тарифы чрезвычайно низки.
Койки или отделение в составе многопрофильной больницы - вариант, при котором трудно совместить (и разделить) с юридической точки зрения и с позиции взаиморасчётов управление больницей в целом (обычно государственное) и структурой внутри неё.
Мобильные бригады - вариант с наиболее прозрачной и просчитываемой экономикой, при этом хорошо встраиваемый в деятельность поликлиники, например, находящейся в доверительном управлении у частного партнёра.
Как видим, с точки зрения бизнеса, паллиативная помощь - направление с долгим возвратом инвестиций, невысокой маржинальностью и пока размытым функционалом. Поэтому для вовлечения частных партнёров необходимо по каждой организационной форме чётко определить перечень обслуживаемых нозологий, предоставляемых услуг, предпочтительную форму собственности и формат взаимодействия государства и бизнеса. После этого можно доводить принятую политику до реализации на местах.
Резюмируя, можно сказать, что минимальными усилиями государства можно создать условия, в которых бизнес заинтересуется паллиативной помощью, примёт активное участие в её оказании и без снижения градуса социальности закроет дефицит потребности.